СТАНУТ ЛИ МОСКОВСКИЕ РЫНКИ "ПЕРЕЖИТКОМ ПРОШЛОГО"?

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СТАНУТ ЛИ МОСКОВСКИЕ РЫНКИ "ПЕРЕЖИТКОМ ПРОШЛОГО"?

На сегодняшний день в Москве из 220 существовавших рынков закрыто 70. 26 перешли в разряд “цивилизованных”.

В целом московский потребительский рынок оценивается в 15 млн покупателей. Ежедневно реализуется продукции на сумму 2 млрд рублей.

На потребительском рынке товаров и услуг Москвы занято сегодня 1.278.000 человек. По неофициальным данным, почти 1000000 работает на оптовых рынках.

19-20 сентября в Москве прошла IV Международная конференция “Торговля в России. Мировой опыт, российские перспективы”.

Основная мысль российских и зарубежных докладчиков на конференции, по большому счету, сводилась к одному: Москва стоит на пороге бума на рынке торговых центров, и избежать этого не удастся никому. По мнению Ю. Лужкова, например, ситуация в столичной торговой деятельности по сравнению с прошлыми годами коренным образом изменилась. Город больше не нуждается в существовании рынков в том виде, в котором их привыкли видеть москвичи за последнее десятилетие. Мэр настаивал на том, что если Москва действительно хочет стать современным европейским городом, то и торговая система должна быть построена по цивилизованному западному образцу, где рынкам, в нашем привычном понимании, место вряд ли найдется. Их место медленно, но уверенно занимают мощные торговые оптовые сети, известные во всем мире. Работают они, по словам мэра, крайне просто и эффективно. Пример тому - активно действующая в столице крупнейшая в Европе германская торговая сеть Metro AG. Причем и представители власти, и представители торговых компаний уверены в том, что развития крупных торговых сетей с нетерпением ожидают прежде всего российские покупатели, “потребительское” сознание которых растет день ото дня.

Директор сети магазинов “Пятерочка” (СПб) С. Лепкович заявил, что в Петербурге и Москве количество покупателей в универсамах “экономического класса” увеличивается с каждым годом. Жители обеих столиц постепенно смогли оценить преимущества супермаркетов перед городскими рынками. По словам г-на Лепковича, до конца текущего года универсамы “Пятерочка” посетят в общей сложности 75 миллионов покупателей, в 2002 году - более 150 миллионов. Общее количество универсамов “эконом-класса” составит 165. Из них 60 - в Москве, 105 - в Санкт-Петербурге. Перспектива роста продаж составляет 120-140% в год. И это пример успеха на российском рынке только одной из многих торговых сетей. Есть ли в этом случае шансы у оптовых рынков?

Шансы “остаться в живых” рынки имеют. Но при определенных условиях. Прежде всего руководителям управляющих компаний надо понять раз и навсегда - столичное руководство от своего намерения превратить Москву в цивилизованную европейскую столицу не откажется ни при каких условиях. Даже если для этого придется закрыть все популярные у москвичей рынки (сейчас этот процесс происходит прямо на наших глазах), а в столицу открыть дорогу ведущим западноевропейским компаниям (от агрессивной бизнес-позиции которых, кстати, уже страдают национальные торговые сети восточноевропейских стран). Причем крупные предприятия, как зарубежные, так и российские, готовы вкладывать огромные средства в долгосрочное развитие торговой инфраструктуры. А это как нельзя кстати для Правительства Москвы, которое находится в поиске инвестиций на сумму 70 млрд. долларов - для реализации “Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года”.

Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы В. Малышков подтвердил, что покупатели постепенно возвращаются с оптовых рынков в традиционные системы торговли. В этом году, например, 70 процентов москвичей предпочли магазины и торговые центры, и только 30 процентов остаются верными рынкам (для сравнения: в 1999 году на рынках отваривалось более 60 процентов горожан). И если рынки не хотят потерять последнего покупателя, они обязаны, по словам В. Малышкова, пережить трансформацию и перейти в разряд цивилизованных торговых предприятий, отвечающим всем современным требованиям торговли: уплата налогов, отсутствие контрабандной продукции и качественное обслуживание.

Кстати, некоторым из столичных рынков это уже удалось.

/"Деловая Москва сегодня", 1 октября/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>