Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Новости организаций
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства


ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ



Налоги и бизнес

  номер 9 (304) от 03.03.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


РАЗМЕР СУТОЧНЫХ ТЕПЕРЬ НЕ НОРМИРУЕТСЯ

Для бухгалтера российского предприятия непреложным было правило, что командировочные расходы работнику должны выплачиваться в пределах норм, установленных постановлениями Правительства, что суточные на протяжении многих лет составляли 100 руб. за день нахождения в командировке, а все выплачиваемое сверх норм - облагается налогом на доходы физических лиц.

История вопроса…

Такое правило основывается, прежде всего, на требовании п. 3 ст. 217 НК РФ, из которого следует, что не включаются в объект обложения НДФЛ только компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, если они выплачиваются в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. При этом бухгалтер руководствовался Постановлениями Правительства РФ от 08.02.02г. № 93 “Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией” (далее - Постановление от 08.02.02г. № 93) и от 02.10.02г. № 729 “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета” (далее - Постановление от 02.10.02г. № 729), а также Приказом Министерства финансов РФ от 12.11.01г. № 92н “О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран” (далее - Приказ от 12.11.01г. № 92н).

Поскольку Постановление от 08.02.02г. № 93 относилось к налогу на прибыль - к гл. 25, а не к гл. 23 НК РФ, специальными письмами оно было “привязано” и к налогу на доходы физических лиц. Так Минфин России Письмом от 21.01.04г. № 04-04-06/11 подтвердил, что “поскольку специальных норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц не установлено, следует руководствоваться нормами расходов организаций на выплату суточных, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.02.02г. № 93”.

Вслед за Минфином и МНС России выпустил Письмо от 17.02.04г. № 04- 2- 06/127 “О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками”. В этом Письме МНС обязывало бюджетные организации при расчете НДФЛ руководствоваться нормативами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.02г. № 729, а коммерческие фирмы - нормами Постановления Правительства от 08.02.02г. № 93 (т.е. нормами, которыми следует руководствоваться при списании командировочных при расчете налога на прибыль). Именно это Письмо и оспорили в ВАС России налогоплательщики.

Заметим, что и Трудовой кодекс РФ в ст. 168 содержал ограничение по минимальному размеру суточных. Работодатель не мог выплачивать суточные в меньшем размере, чем предусмотрено для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Однако с 1 января этого года эта статья действует в новой редакции, внесенной Федеральным законом от 22.08.04г. № 122-ФЗ. Теперь в ней содержится положение о том, что работодатель обязан возместить работнику, направляемому в командировку, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а размер возмещения расходов на командировки определяется коллективным договором или локальными нормативными актами. Из чего можно сделать вывод, что максимальный размер суточных для целей обложения НДФЛ Трудовым кодексом теперь не ограничивается, т.е. от обложения налогом на доходы физических лиц освобождается вся сумма суточных, а не только нормируемая.

Что сказал ВАС?

Налогоплательщики своевременно заметили противоречие в нормах российского законодательства, а ВАС России в своем Решении от 26.01.05г. № 16141/04 признал Письмо налогового ведомства от 17.02.04г. № 04-2-06/127 противоречащим НК РФ, а потому недействительным.

Не принял суд и доводы налогового ведомства о том, что для НДФЛ должны применяться нормативы Правительтва РФ. Суд сделал вывод, что нормы, утвержденные для целей налога на прибыль, нельзя распространить на другой налог. Ведь в ст. 217 НК РФ нет прямой отсылки к гл. 25, а сама статья не наделяет Правительство полномочиями по установлению каких-либо нормативов для целей НДФЛ. Таким образом, Постановление от 08.02.02г. № 93 в целях исчисления НДФЛ не может быть применено. А нормы суточных для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, должны устанавливаться коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничиваться только минимальным размером.

Что касается, Постановления Правительства РФ от 02.10.02г. № 729, адресованного работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, то оно издано исключительно для упорядочивания финансирования и расходования средств федерального бюджета. Таким образом, это Постановление не распространяется на порядок налогообложения доходов физических лиц. Пункт 3 этого Постановления разрешает выплачивать суточные в размерах, превышающих установленные, но финансироваться они должны не за счет средств федерального бюджета, а за счет экономии средств либо из прибыли. Нельзя также считать, что в нем установлены максимальные нормативы выплат, а при превышении размера суточных с работника не могут взиматься денежные средства в виде НДФЛ, если они выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности.

Что есть доход?

Таким образом, суд подтвердил, что суточные, выплачиваемые в размере, самостоятельно установленном организацией, не должны облагаться НДФЛ.

При этом ВАС России указал, что объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход. А доход - это экономическая выгода (как это устанавливает ст. 41 НК РФ), т.е. налогом должна облагаться экономическая выгода, полученная сотрудником. При направлении же в командировку работник несет расходы, необходимые для выполнения своих служебных обязанностей, которые ему должен возместить работодатель. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Следовательно, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением последним средств, необходимых для выполнения служебного поручения, - неправомерно.

В решении ВАС России подчеркивается, что доход у работника может возникнуть, если ему в индивидуальном порядке выплачивается сумма большая, чем это установлено коллективным договором или приказом по организации. Если же суточные выплачиваются в пределах норм, установленных локальными документами организации, то дохода у командированного работника не возникает.

При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.

Тем не менее, такие выплаты, для их квалификации в качестве суточных в соответствии с ТК РФ должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства. Из этого обязаны исходить все организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, при установлении норм суточных.

Как быть с суточными на “загранкомандировки”?

Из вышесказанного следует вывод: теперь коммерческие фирмы, которые отправляют своих работников в командировки по России, могут не начислять НДФЛ на суточные командированным работникам, если при этом они руковод-ствуются локальными актами организации. Сама командировка должна быть оформлена первичными документами. К таковым относятся: служебное задание, в котором указаны цели и задачи командировки; приказ о направлении сотрудника в командировку; командировочное удостоверение; отчет о командировке, заверенный руководителем фирмы.

По Постановлению от 01.12.93г. № 1261, установившему нормативы суточных и расходов на наем помещения по загранкомандировкам, никаких кардинальных решений судом не было принято. Это означает, что фирма обязана по-прежнему применять нормы этого Постановления при выплате сверхнормативных суточных на загранкомандировки. По крайней мере, до особых указаний.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.05г. № 16141/04

Отрытое акционерное общество “Газпром” обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании недействующим Письма МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 “О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками”, как не соответствующего п. 1 ст. 11, ст. 210, п. 3 ст. 217 НК РФ.

В соответствии с оспариваемым Письмом суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных Постановлениями Правительства РФ от 08.02.02г. № 93 “Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией” (далее - Постановление от 08.02.02г. № 93) и от 02.10.02г. № 729 “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета” (далее - Постановление от 02.10.02г. № 729), Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.01г. № 92н “О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран” (далее - Приказ от 12.11.01г. № 92н), подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

По мнению заявителя, названное Письмо противоречит п. 3 ст. 217 НК РФ, согласно которому при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Законодательство, в силу которого устанавливаются нормы суточных, не включаемых в налогооблагаемый доход, не ограничивается названными Постановлениями Правительства РФ. Общий порядок установления норм суточных и ограничения их размера предусмотрен трудовым законодательством. В соответствии со ст. 168 ТК РФ порядок и размер суточных, выплачиваемых работникам, устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Поэтому в налогооблагаемый доход не должны включаться суммы суточных, не превышающие размер, установленный таким договором или актом.

В судебном заседании представители заявителя поддержали свои требования.

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в отзыве на заявление выразила мнение, что к законодательству РФ, в соответствии с которым установлены нормы, в пределах которых суточные не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, относятся Постановления Правительства РФ от 08.02.02г. № 93 и от 02.10.02г. № 729. Согласно названным нормативным правовым актам нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации установлены в размере 100 руб.

По мнению ФНС России, довод заявителя о том, что для организаций, не финансируемых за счет средств федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером, не является обоснованным, поскольку нарушает принцип равенства налогоплательщиков перед законом в части установления налоговых льгот.

Кроме того, оспариваемое Письмо не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку содержит информацию относительно общеустановленных норм суточных и не противоречит законодательству о налогах и сборах. Непосредственно прав заявителя оно не затрагивает, поскольку касается вопроса налогообложения доходов физических лиц. По мнению Минфина России, оспариваемое Письмо не противоречит НК РФ, поскольку нормы суточных установлены Постановлениями Правительства РФ от 08.02.02г. № 93 и от 02.10.02г. № 729. Кроме того, Письмо носит разъяснительный характер.В судебном заседании представители ФНС России и Минфина России подтвердили приведенные выше доводы.

Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, находит заявление ОАО “Газпром” подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Письмо МНС России содержит признаки нормативного правового акта, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Оспариваемое Письмо было принято 17.02.04г. На дату принятия письма право МНС России издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции было установлено п. 11 Положения о МНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.10.00г. № 783.

На момент обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного Письма оно отменено не было.Письмо адресовано налоговым органам и направлено на установление единообразного порядка обложения суточных налогом на доходы физических лиц, который по указанию МНС России должен быть доведен до нижестоящих (подчиненных) налоговых органов, что отличает данное письмо от разъяснений по конкретным вопросам налогоплательщиков.

МНС России и его органы образуют единую централизованную систему налоговых органов с обязательным подчинением нижестоящих лиц и органов вышестоящим органам и должностным лицам.

Поэтому оспариваемым Письмом установлено обязательное для налоговых органов правило поведения, подлежащее неоднократному применению. В то же время, оно содержит указания о правилах обложения суточных налогом на доходы физических лиц, соблюдения которых должностные лица налоговых органов вправе и обязаны требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов). Налогоплательщик (налоговый агент) является лицом, зависимым от поведения должностного лица налогового органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления и уплаты налога. При неисполнении положений указанного письма налоговыми агентами они могут быть привлечены налоговыми органами за совершение налогового правонарушения к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Следовательно, данное Письмо, являющееся обязательным к исполнению налоговыми органами в отношениях с налогоплательщиками (налоговыми агентами), затрагивает права и законные интересы последних в предпринимательской и иной экономической деятельности. Письмом по сути опосредованно установлено правило поведения также и для налогоплательщиков (налоговых агентов).

Таким образом, указанное Письмо распространяется на неопределенный круг лиц и затрагивает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку акты налоговых органов, которые по своему содержанию порождают права налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам (налоговым агентам), могут быть обжалованы организациями и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд на основании ст. 137 и 138 НК РФ, а также ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определением суда было отказано в удовлетворении ходатайства ФНС России о прекращении производства по настоящему делу.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налого-плательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодатель-ства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Между тем законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены; общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством.

Так, согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.

В настоящее время размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, для организаций, финансируемых из федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.02г. № 729. Однако данный документ не может быть применен для целей ст. 217 НК РФ по следующим основаниям.

В п. 1 названного Постановления прямо установлено, что оно применяется только для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, этот документ принят в целях упорядочения финансирования и расходования средств федерального бюджета. Таким образом, данный нормативный правовой акт имеет иную сферу применения, чем та, на которую указывает МНС России в оспариваемом Письме.

При этом, как следует из п. 3 Постановления от 02.10.02г. № 729, установленные размеры возмещения расходов, связанных с командировками, ограничивают только размер финансирования из федерального бюджета на указанные цели, но не ограничивают величину производимых работникам выплат, если они согласованы с работодателем. В этом случае расходы, превышающие установленные размеры, возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Следовательно, установленный Постановлением Правительства РФ от 02.10.02г. № 729 минимальный размер суточных, не может быть признан нормой суточных, применяемой в целях налогообложения дохода физических лиц. При превышении указанного размера суточных с работника не могут взиматься денежные средства в виде налога на доходы физических лиц, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.

Нормы суточных для целей налогообложения установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.02г. № 93. Однако в целях исчисления налога на доходы физических лиц это Постановление не может быть применено, поскольку оно принято в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в состав расходов по налогу на прибыль включаются суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.

В то же время в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход суточные в пределах норм, установленных в соответ-ствии с действующим законодательством.

Следовательно, Правительство РФ в силу прямого указания НК РФ не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы суточных в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Однако в тех случаях, когда законодатель предусматривает применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога, к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, установленным для соответствующего налога. В ст. 217 НК РФ такая отсылка к нормам гл. 25 НК РФ отсутствует. В данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии, поскольку это противоречило бы положениям ст. 3 НК РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, указание в оспариваемом письме МНС России на то, что налогом на доходы физических лиц облагаются суммы суточных, выплаченные сверх норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.02г. № 93, противоречит НК РФ.

Суд находит убедительным и довод заявителя о том, что в соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком. Согласно ст. 41 НК РФ доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Между тем в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Следовательно, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением последним средств, необходимых для выполнения служебного поручения, - неправомерно.

Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте. При этом баланс интересов бюджета, работодателя и работника достигается тем, что при выплате суммы в размере, большем, чем прямо установлено в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ Правительством РФ, работодатель не может уменьшить на эту сумму свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в отличие, например, от расходов на оплату труда.

Суд находит необоснованными доводы ФНС России о том, что позиция заявителя нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, а также порядок предоставления льгот, установленный НК РФ, поскольку следует учитывать, что равенство налогообложения не означает, что у всех налогоплательщиков размер доходов, подлежащих налогообложению или исключаемых из налогообложения, должен быть одинаковым, и признает убедительными доводы заявителя о том, что равенство налогообложения в данном случае означает не равенство сумм облагаемых или не облагаемых доходов, а установление единого порядка налогообложения доходов.

Равный порядок налогообложения заключается в том, что при получении доходов, отвечающих критериям облагаемых доходов, они подлежат налогообложению у всех налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных законом, а при получении выплат, отвечающих критерию доходов, не подлежащих налогообложению, такие выплаты налогообложению не подлежат.

Согласно ст. 217 НК РФ для всех налого-плательщиков установлен единый, равный порядок признания суточных в составе доходов, не подлежащих налогообложению.

В соответствии с данным порядком любой налогоплательщик, получающий выплаты, которые по своему характеру являются суточными, то есть компенсационными выплатами, направленными на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства, выплачены в пределах размеров, установленных в соответствии с действующим законодательством, не обязан уплачивать с указанных выплат налог на доходы физических лиц.

Согласно ст. 168 ТК РФ размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством размер суточных для работников всех организаций определяется положениями, не носящими индивидуальный характер и направленными на неоднократное применение.

В то же время, поскольку организации могут иметь различный источник финансирования, порядок установления размера любых расходов за счет такого источника должен определяться с учетом положений специального законодательства. Особенности установления расходов, осуществляемых из бюджетов всех уровней, предусмотрены действующим бюджетным законодательством. Именно наличием различных источников финансирования и специальных норм, регламентирующих порядок расходов средств за счет соответ-ствующих бюджетов, обусловлены особенности формы и субъекта, утверждающего объем таких расходов.

При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть дей-ствующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.

Тем не менее такие выплаты, для их квалификации в качестве суточных в соответствии с действующим законодательством (ст. 168 ТК РФ), должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства. Из этого обязаны исходить все организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, при установлении норм суточных.

При этом следует учитывать, что и Постановлением Правительства РФ от 02.10.02г. № 729 не ограничено право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установление нормы суточных в соответствии со ст. 168 ТК РФ в большем размере, чем предусмотрено указанным Постановлением, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доходы деятельности, а также за счет экономии.

Таким образом, данный нормативный правовой акт ограничивает только размер расходов на командировки, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не ограничивая их размера, если они покрываются за счет других источников, и не ставя организации, финансируемые из федерального бюджета, в неравное положение с другими организациями при применении ст. 168 ТК РФ.

Кроме того, заявитель представил суду убедительные доказательства того, что органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством также устанавливают размер суточных для организаций, финансируемых из бюджета субъектов РФ, выше установленного указанными Постановлениями, тем самым подтвердив, что и государственные служащие, работающие в организациях, финансируемых из бюджета субъектов РФ, не ставятся в неравное положение по сравнению с работниками организаций, не финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.

Следовательно, позиция МНС России, представленная в оспариваемом Письме, не соответствует нормам налогового законодательства. Предложенное в указанном письме толкование положений п. 3 ст. 217 НК РФ и Постановлений Правительства РФ от 08.02.02г. № 93 и от 02.10.02г. № 729, а также Приказа Минфина России от 12.11.01г. № 92н не в соответствии с их буквальным содержанием и вне системной связи со ст. 11, 41, 210 НК РФ, а также ст. 168 ТК РФ, придает указанным нормативным правовым актам смысл, противоречащий их аутентичному смыслу, цели и сути возникающих на их основе отношений.

Согласно пп. 2 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, налоговых агентов, установленные Кодексом, или иным образом противоречит буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

При таких обстоятельствах заявление ОАО “Газпром” о признании недействующим Письма МНС России от 17.02.04г. № 04-2-06/127 “О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками” подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 167-170 и 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил: признать Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 17.02.04г. № 04- 2- 06/127 “О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками” не соответствующим НК РФ и недействующим полностью.

Возвратить государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб., уплаченную по квитанции от 14.12.04г.

А. Г. Першутов, председательствующий судья

/Эпиграф (Новосибирск), 25.02.2005/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 18.04.2014
    USD35,9287-0,1526
    EUR49,7289-0,1571
    E/U1,3841+0,0015
    БВК42,1388-0,1546
    Все валюты

    ПОГОДА 18.04.2014
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью
    +13...+15
    +1...+3
    Переменная облачность; ночью без осадков; днём местами небольшой дождь. Атмосферное давление днем: 754 мм рт.ст. ночью: 753 мм рт.ст. Ветер ночью ю-з 2-7 м/с, днём южный 2-7 м/с. Вероятность осадков 16%. (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Allmedia Rating
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Арт шоу
     · Безопасность
     · Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
    Вся Россия
     · ВЭД
     · Госзаказ
     · Государственно-частное партнерство
     · Деловые контакты
     · Детский парк
    Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Имидж
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    История в документах
     · ИТ и связь
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Конкуренция
     · Легпром
     · Лизинг
     · Маркетинг
     · Медицина
     · Мероприятия
     · Микрофинансирование
     · Мобильный кластер
    Молодежь
     · Нанотехнологии
     · Наука
     · Недвижимость
     · Образовательный кластер
     · Охрана труда
     · Парламентаризм
    Право
     · Пресс-релизы
     · Пресса
     · Продукция и услуги
     · Профсоюзы
     · Работа
     · Развитие
     · Рассылки
     · Реклама и PR
    Ремесленничество
     · Рестораны
     · Росагробизнес
     · Саморегулирование
     · Система ММЦ
     · Словарь
     · Социум
     · Стиль
    Страхование
     · Субконтрактация
     · ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Торговля
     · Транспорт
     · Туризм
     · Факторинг
    Финансовые рынки
     · Финансы для бизнеса
     · Фитнес
     · Франчайзинг
     · Экология
     · Энергетика
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейский АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Крымский ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
    Уральский ФО
     · Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2014 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"