НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИЗИСУ


 оглавление     следующая статья >>
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИЗИСУ
На заседании президиума Правительства РФ будут рассмотрены Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. В материалах Минфина РФ, подготовленных к заседанию, отмечается, что большая часть решений в сфере налоговой политики в 2008-2009 гг. была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования.
В частности, в рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка по налогу на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.
В предстоящей трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику.
Отмечается, что налоговая политика, с одной стороны должна быть направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
В 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов в области налоговой политики планируются к реализации следующие основные меры. 1. По общим вопросам налогового администрирования:
• совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен для целей налогообложения;
• создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
• уточнение правовой основы и механизма использования отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пеней, инвестиционного налогового кредита и развитие соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации. При этом предлагается не устанавливать исчерпывающий перечень оснований для предоставления отсрочки и рассрочки и повысить оперативность принятия решений при их предоставлении;
• совершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц;
• упорядочение взаимодействия между налоговыми органами, банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
2. По налогу на прибыль организаций:
• пересмотр принципов построения амортизационных групп, подходов к их классификации и определению норм амортизации;
• сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2010 года особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;
• совершенствование порядка учета отдельных видов расходов, в частности, расширение с 2009 года состава расходов торговых организаций, учитываемых при налогообложении прибыли за счет включения расходов на потери, порчу, недостачу товаров, расходов связанных с благоустройством; расширение состава расходов организаций на освоение природных ресурсов; уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
• сближение налогового и бухгалтерского учета.
Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондового рынка.
3. По налогу на добавленную стоимость:
• оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;
• введение особого порядка возмещения налога на добавленную стоимость, при котором решение о возмещении будет приниматься до завершения камеральной проверки;
• уточнение порядка применения налога на добавленную стоимость организациями, осуществляющими клиринговую деятельность;
• уточнения порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями.
• подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты для внедрения системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.
4. По акцизам:
• установление единой даты уплаты акцизов – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;
• совершенствование порядка исчисления и уплаты акцизов на спиртосодержащую продукцию, предусматривающего, в первую очередь, усиление контроля за вычетами по используемому подакцизному сырью;
• уточнение норм, регламентирующих представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров;
• уточнение порядка возмещения акцизов при экспорте подакцизных товаров;
• проведение индексации акцизов в следующем порядке: по нефтепродуктам – сохранение действующей величины ставок на 2010 год с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие годы. В последующем будет осуществлен переход к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости от экологического класса бензина и дизельного топлива при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации. По табачным изделиям - индексация специфических ставок акцизов повышенными темпами по сравнению с ныне действующими, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год. В отношении других подакцизных товаров индексация будет осуществляться в соответствии с прогнозируемым значениями индекса потребительских цен.
5. По налогу на доходы физических лиц:
• освобождение от представления налоговой декларации налогоплательщиков, у которых не возникает налоговых обязательств перед бюджетом, при условии ее составления для реализации права на освобождение от налога или на получение налоговых вычетов;
• упрощение налоговой декларации и издание простых и понятных инструкций по ее заполнению;
• уточнение в среднесрочной перспективе определения налогового резидентства физических лиц;
• оптимизация порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
6. По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых:
• введение "налоговых каникул" при добыче нефти на новых месторождениях в Черном и Охотском морях;
• введение понижающих коэффициентов при расчете НДПИ при добыче нефти на малых месторождениях;
• продолжение работы по созданию налоговых и финансовых стимулов для утилизации попутного газа;
• введение с 1 января 2010 г. ежегодно индексируемой ставки НДПИ на природный газ;
• установление пониженной ставки НДПИ по нефти, добываемой из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений;
• завершение подготовительной работы для введения налога на дополнительный доход при добыче нефти (НДД) на новых месторождениях, вместо ныне применяемого НДПИ, с началом его применения в 2011-2112 годах;
• взимание, начиная с 2010 года, НДПИ по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных от вида угля, к которым будет применяться коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь. При этом предполагается установить налоговый вычет в размере затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда.
7. По специальным налоговым режимам:
• повышение, начиная с 2010 года и сроком на 3 года порога предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения до 60 млн. рублей в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода с применением коэффициентов-дефляторов;
• совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе за счет расширения права субъектов Российской Федерации по определению потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя при определении годовой стоимости патента;
• уточнение перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога;
• разработка порядка определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Кроме того, планируется:
• урегулировать вопросы, связанные с налогообложением организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Для этого предполагается внести уточнения в определение налоговой базы по налогу на прибыль, а также, по мнению Минфина России, подготовить поправки в Градостроительный и Земельный кодексы;
• в рамках совершенствования государственной пошлины провести оптимизацию перечня юридически значимых действий;
• внести ряд изменений в транспортный налог в целях повышения доходов региональных бюджетов; • проведение индексации ставок водного налога не ранее 2011 года;
• рассмотрение вопроса о временном освобождении от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось, в том числе за счет средств федерального бюджета;
• совершенствование налогообложение некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.
Планируется также завершение проведения подготовительной работы для введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

 оглавление     следующая статья >>