Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 18 (138) от 20.09.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ДЕРЕВЯННЫЙ БИЗНЕС

Хохлома – один из самых известных на Западе наших брэндов, однако после распада Советского Союза его продажи за границей снизились практически до нуля. Тем не менее “Хохломской росписи” за последние десять лет удалось завоевать внутренний рынок и стать одним из самых успешных предприятий народных художественных промыслов в России. Теперь компания снова готовится к броску на зарубежные рынки. Корреспондент “Секрета фирмы” отправился на предприятие, чтобы узнать, как народное творчество становится бизнесом.

На интернет-сайте ЗАО “Хохломская роспись” гораздо больше англоязычных страниц, чем русских. Дело в том, что искать клиентов за границей довольно дорого, так как участие в международных выставках стоит немалых денег. Руководитель отдела внешнеэкономических связей Светлана Анисова говорит, что сайт – довольно эффективный инструмент привлечения зарубежных клиентов. “В прошлом году шесть фирм-дистрибуторов нашли”,– радуется она.

Но все равно за последние пятнадцать лет продажи “Хохломы” за рубежом упали более чем в десять раз. Генеральный директор “Хохломской росписи” (отец Светланы Анисовой) Николай Коротков работает на предприятии с 1966 года. Доперестроечные времена он вспоминает даже с некоторой ностальгией: “Тогда 85% продукции у нас уходило на экспорт, а внутри страны это был страшнейший дефицит: хохлома продавалась только в „Березке”. Мы были чистыми производственниками – отдел сбыта состоял из четырех человек. К нам приезжали представители государственных организаций и говорили: нам столько-то ложек, столько-то чашек. Сначала Министерство внешней торговли, потом „Березка”, а что оставалось – шло на прилавок. Теперь мы действуем по потребностям и заявкам покупателей”.

Сейчас потребности и заявки зарубежных покупателей тянут максимум на $375 тыс. в год (или 8% оборота предприятия, составившего в 2003 году около $4,6 млн). Между тем “Хохломская роспись” остро нуждается в оборотных средствах: в 2002 году правительство отменило льготную систему налогообложения предприятий народных художественных промыслов (НХП), что привело к снижению прибыльности компании с 35 млн рублей в 2001 году до примерно 18 млн рублей в 2002-м и 2003-м.

– Каким же образом вы намерены увеличить продажи за границей?

– Ну, вот отдел внешнеэкономических связей создали. В 2003 году отправили на экспорт даже 12% продукции, но был провал по одной фирме, которая нас обманула: взяла продукцию и не заплатила. Поэтому по деньгам получилось 8%.

Коротков рассчитывает на правительство: по его подсчетам, сейчас “Хохломская роспись” платит 26 копеек налогов с рубля произведенной продукции, сельское хозяйство – 5 копеек, торговля – 18 копеек. “Борис Николаевич (Ельцин.– СФ) и Виктор Степанович (Черномырдин.– СФ) очень хорошо понимали важность предприятий НХП, с нынешним правительством нам пока только удалось договориться о снижении на шесть пунктов ЕСН – тогда будет 21 копейка с рубля. Все равно больше, чем у торговли, а ведь хохлома – уникальный народный промысел, достояние страны”,– сетует Коротков.

Производственное объединение ордена Знак почета “Хохломская роспись” было основано в 1931 году, акционировано в 1992-м. В его состав входит завод в городе Семенов Нижегородской области. Контрольный пакет ЗАО “Хохломская роспись” принадлежит менеджменту компании, остальные акции распылены среди трудового коллектива. Около 17% “Хохломской росписи” принадлежит генеральному директору Николаю Короткову и его дочери Светлане Анисовой. В 2003 году выручка предприятия составила 144,3 млн рублей, чистая прибыль – 18,85 млн рублей.

Тяжелый товар

Вместе с менеджером по рекламе “Хохломской росписи” Людмилой Песковой мы идем по территории завода. Первый пункт нашего назначения – отдел маркетинга и сбыта. Всерьез продажами на “Хохломской росписи” начали заниматься десять лет назад. Еще в 1992-м государственные предприятия–заказчики хохломы закрылись, а Министерство внешней торговли было упразднено. Какое-то время система продаж работала по инерции, а у предприятия оставались запасы валюты, которые можно было направлять на выплату зарплаты. К 1994 году механизм встал.

Доперестроечные времена менеджеры предприятия вспоминают с ностальгией: тогда на экспорт уходило в десять раз больше продукции. Впрочем, British Airways, раскрасившая свои самолеты в русском стиле, считает, что хохлома и сегодня “то, что надо”

“Это были самые тяжелые годы,– вспоминает Коротков.– Старые связи разорваны, а новые мы еще не приобрели. А ведь мы градообразующее предприятие: из 15-тысячного трудоспособного населения Семенова (небольшой город в Нижегородской области, где расположена „Хохломская роспись”.– СФ) полторы тысячи человек у нас работает. Так что пришлось переориентироваться на внутренний рынок”.

Компания постепенно расширила отдел сбыта с четырех человек до двадцати, за каждым менеджером закрепили несколько регионов. Первоначально продажи росли просто за счет существовавшего ранее дефицита, но с 1998 года из-за падения курса рубля продукция предприятия стала стоить гораздо дешевле по сравнению с иностранными сувенирами. Это позволило увеличить реализацию с 23,6 млн рублей в 1998 году до 54,8 млн в 1999-м. В том же 1999-м руководство компании прошло обучение на семинарах консалтинговой компании KPMG.

– Чему учили?

– Учили в принципе управлять производством. До этого, например, у нас было только текущее планирование, на сезон.

– А теперь какое?

– Теперь стратегическое, на пять лет. Согласно нашему бизнес-плану, мы должны увеличивать продажи ежегодно на 5% в течение пяти лет. Нужно продвинуть нашу продукцию в каждый райцентр.

Несмотря на обучение, в управлении предприятием какие-либо ноу-хау не замечены. Скорее всего, причина успеха в другом: руководители “Хохломской росписи” работают на предприятии уже много лет, и оно стало для них чем-то большим, чем просто бизнес.

Своеобразное понимание бизнес-технологий приносит свои плоды. “Основной акцент мы делаем на прямом маркетинге”,– говорит начальник отдела маркетинга Наталья Завьялова. Прямой маркетинг в ее понимании – это поставки в розницу. “Крупных оптовиков среди наших клиентов меньше, чем розничных,– добавляет Завьялова.– Однако на них приходится больше половины объемов реализации”. Традиционным средством привлечения новых клиентов внутри страны остаются местные выставки, также в компании рассчитывают на рыночные тенденции. “Во время перестройки у нас как было? Все импортное, что угодно – только бы не наше. Сейчас же во всем возвращение к нашим, русским корням”,– формулирует национальную идею Завьялова.

Самое удивительное, что именно “прямой маркетинг” – один из ключевых факторов успеха “Хохломской росписи”. “Народные промыслы – вообще довольно „тяжелый” товар: это сувенирка, оптовикам она неинтересна. Нам в этом смысле было легче, так как мы делаем не только сувениры, но и массовую продукцию. А для других предприятий единственный выход – идти в розницу. Но выйти на все эти сотни небольших магазинов очень сложно, нужно проводить гибкую ассортиментную политику, плотно работать с каждым регионом. „Хохломской росписи” это удалось”,– считает финансовый директор Гусевского хрустального завода Максим Макаров.

На самом видном месте в отделе маркетинга “Хохломской росписи” стоит книга Филипа Котлера “Основы маркетинга”. Наверное, из нее маркетологи “Хохломы” почерпнули идею провести опрос потребителей, что и было сделано около двух лет назад. Выяснилось, что 59,4% из 1000 дистрибуторов затруднились ответить на вопрос: “Цена изделий с хохломской росписью высокая, разумная или низкая?”. О том, для чего потребители покупают хохлому, не знают 45% продавцов.

– Вас не смутили такие результаты опроса?

– Тут дело в широте ассортимента. Мы производим от ложек за 20 рублей до столовых наборов на несколько персон. Сокращать нет смысла, так как на все есть спрос.

Ложка “надомников”

Вместе с Людмилой Песковой мы направляемся смотреть производство. Первый цех на нашем пути – токарный. В нем стоит постоянный гул, как будто находишься на конвейере автозавода. Особенной технологичностью производство не отличается: березовые бруски, которые “Хохломская роспись” закупает у сторонних поставщиков, в несколько приемов обрабатываются на токарных станках. “Обработка” выглядит следующим образом: мастер подносит заготовку к вращающемуся с огромной скоростью железному цилиндру, в результате на бруске образуется ровное углубление. Следующий рабочий обтачивает заготовку с другой стороны. Еще нескольких операций, и получается деревянная ложка.

Большая часть сотрудников “Хохломской росписи” закончила местные художественное училище или деревообрабатывающий техникум, с которыми у компании заключен договор о подготовке кадров. У большей части художников оплата сдельная, то есть им платят за каждое выточенное или раскрашенное изделие. Оклады получают только самые высококлассные художники пятого и шестого разрядов.

20-летний токарь Михаил Сафонов, как и большинство остальных рабочих, два года учился вытачивать хохлому в семеновском художественном училище. В данный момент он вытачивает деревянную кружку стоимостью 2,81 евро. За нее Сафонову заплатят 1,24 рубля, а в день он может сделать 70 кружек или больше.

– Ну и как, по зарплате нормально получается?

– Кто его знает…– неопределенно отвечает Сафонов.

Его старший коллега Андрей Лебедев более откровенен:

– Больше шести тысяч рублей в месяц заработать нереально. Только если дома работать и сдавать перекупщикам.

– И много людей дома работают?

– Весь город. Да и вся Нижегородская область, наверное.

“Надомники” – мастера, работающие на дому,– главная беда не только “Хохломской росписи”, но и всех предприятий НХП. По оценке Николая Короткова, объем нелегального производства хохломы превышает легальный минимум в три раза. “Продукция „надомников” дешевле, чем у легальных производителей, как минимум на сумму налогообложения, но качества-то у них нет”,– говорит Коротков.

– А в чем качество деревянной ложки?

– Если она наша – у нее сертификат, ею можно есть.

– А ложкой “надомников” нельзя?

– Мы применяем ту краску, которая согласована с Минздравом. Дело в том, что добиться в домашних условиях температуры 120–150 градусов, при которой обжигается наша продукция, практически невозможно. А они добавляют отвердители, в которых есть кадмий или свинец, вредные вещества. Поэтому из их ложки есть нельзя, а из нашей – можно.

Непрофильные 25%

После токарного цеха мы проходим в один из художественных цехов – их на предприятии несколько. В одном производят матрешки. Здесь за длинными столами сидят несколько десятков женщин с кисточками и сосредоточенно рисуют. Кстати, непонятно почему, но все 350 художников предприятия – женщины.

Для “Хохломской росписи” матрешка – непрофильное направление. Оно появилось на предприятии в начале 1990-х, когда местная фабрика по производству матрешек “Семеновская роспись” оказалась на грани закрытия. Как говорит господин Коротков, было решено поддержать угасавший промысел. К тому же рыночная конъюнктура была благоприятной: в первой половине 1990-х матрешки пользовались бешеной популярностью. Сейчас на них приходится около 12% продаж “Хохломской росписи”, еще 30% – на остальные токарные изделия, а около 57% на мебель (40% на “художественную”, то есть расписанную под хохлому, 17% – на обычные столы, стулья и кровати). “В советские времена мы производили больше токарных изделий и меньше мебели. Сейчас наоборот”,– говорит Коротков.

Художественная мебель рассчитана на детей, в ее производстве и продвижении практически ничего не меняется уже много лет – как по технологии, так и по дизайну. Есть несколько вариантов росписи, чтобы ассортимент был более широкий, разработали сборную разновидность стула. Позиционируется такая мебель в эконом-сегменте (от 400 рублей за детский стол, например). Основные потребители – детские сады; основной канал продвижения – специализированные издания вроде “Дошкольного воспитания”. Детскую мебель производит множество компаний, однако хохломская все равно пользуется стабильным спросом. Правда, рентабельность невелика – 4–8%.

Другая ситуация с традиционной мебелью. Сейчас в ассортименте “Хохломской росписи” более 30 видов стульев и менее десятка столов и кроватей. Объемы не очень большие, так как в этом сегменте конкурентов еще больше, а сама мебель почти ничем не отличается от продукции многих отечественных производителей, в том числе и по цене. “В принципе, мы могли бы выпускать обычной мебели больше. Ее нам делать выгоднее, чем все остальное, – рентабельность превышает 20%, да и оборачиваемость товара быстрее. Но мы – предприятие народных художественных промыслов, всю жизнь работаем на этом рынке, и было бы неправильно перепрофилироваться. Так что ниже 75% по производству художественных изделий мы опускаться не будем”,– заявляет Коротков.

Тем временем мы проходим в следующий цех, где делаются уже не матрешки, а традиционные хохломские изделия. Девушка по имени Вера уже неделю расписывает ковш с полметра длиной. Ковш пойдет на выставку “Молодые дарования–2004”, его стоимость ориентировочно составляет 8 тыс. рублей. Вера получит за него около 500 рублей. А в месяц у нее выходит не больше 1,5 тыс. рублей.

– Это же только на телефон,– удивляюсь я (на столе у Веры, как и у большинства сотрудниц “Хохломской росписи”, лежит мобильный телефон).

– Получается как-то,– загадочно отвечает Вера.

Складывается ощущение, что налево подрабатывает большая часть из 350 художниц фабрики, а на предприятии работают для опыта, престижа и пенсии. “Да и негде больше”,– говорит Вера.

Гораздо большей лояльностью отличаются сотрудники так называемой творческой группы. В нее входит около тридцати самых профессиональные художниц “Хохломской росписи”, которые работают на предприятии по 15–20 лет. У них и заработки повыше (до 8 тыс. рублей), и свободы творчества больше (оклад не зависит от количества раскрашенных изделий). Становлюсь свидетелем того, как художник самого высокого, шестого разряда Неля Ушакова перерисовывает на матрешку с фотографии портрет неизвестного мужчины. “У руководителя одной компании день рождения, вот подчиненные и решили подарить”,– объясняет она. Рядом коллеги Ушаковой рисуют на подносах герб ФСБ и огромного двуглавого орла. А, например, сотовые телефоны, украшенные местными художниками, отлично продаются в магазине “Мир новых русских” на московском Арбате.

– И что, теоретически вы можете сделать на заказ все, что угодно? – спрашиваю у Песковой.

– Ну да, только есть, конечно, определенные этические нормы.

Пока на разовые заказы приходится всего 7% производства “Хохломской росписи”, однако Николай Коротков рассчитывает на то, что в дальнейшем этот показатель будет только расти. “Уже сейчас среди наших заказчиков такие организации, как мэрия Москвы, администрация президента, УФСБ по Нижегородской области”,– рассказывает он.

Николай Коротков: “Мы ищем новых путей увеличения рентабельности. Работаем на этом рынке всю жизнь, и было бы не правильно перепрофилироваться”

British Khohloma

До недавнего времени ориентация на внутренний рынок себя оправдывала: в 1999 году объем продаж “Хохломской росписи” составил 56 млн рублей, в 2001-м – уже 113 млн. Однако затем рост начал замедляться. В 2002-м году выручка составила около 135 млн рублей, в 2003-м – 144 млн, а прибыль из-за отмены налоговых льгот застыла на уровне 18 млн рублей.

Это заставляет Короткова искать новые пути увеличения рентабельности “Хохломской росписи”. Путей он видит два. Во-первых, повышение конкурентоспособности хохломской мебели внутри страны. Для этого “Хохломская роспись” планирует плотнее сотрудничать с дизайнерами и девелоперами, чтобы декоративная мебель лучше вписывалась в современный интерьер.

Еще один способ увеличить продажи “Хохломской росписи” – возвращение на международный рынок. Впервые этой проблемой в компании озаботились еще несколько лет назад, и сейчас хохлома небольшими объемами продается в Западной Европе, США, Канаде и даже Австралии. А в 2000 году было открыто представительство в Аргентине, где много русскоязычных эмигрантов. Однако оно просуществовало всего около года. “Дело в том, что за границей есть ярко выраженная сезонность на нашу продукцию. Поскольку ее покупают в подарок, то ипродается она фактически два месяца в году – на Пасху и Рождество. Все остальное время реализация близка к нулю. В убыток мы не работали, но и прибыли практически никакой не было”,– жалуется Коротков.

Пока самый громкий успех хохломы на международном рынке связан с авиацией. В 2003 году British Airways отмечала 40-летие началаполетов в Россию и решила раскрасить хвосты восьми самолетов компании, летающих в нашу страну, в “русском стиле”. Побывав в Гжели, на Городецкой фабрике (роспись по дереву) и в компании “Хохломская роспись”, британцы выбрали хохлому. “Они решили, что городец – простовато, гжель напоминает некоторые народные промыслы Голландии и Дании, а у нас – то, что надо”,– говорит Светлана Анисова. В итоге BA приобрела набор посуды с хохломской росписью, а также права на использование уникального орнамента с этого набора. Сумму сделки в “Хохломской росписи” не раскрывают, говоря лишь, что для предприятия это было “скорее вопросом престижа”.

Сейчас, спустя несколько лет, к идее открытия собственных филиалов за рубежом в компании решили вернуться. “Мы решили вместе с Гусевским хрустальным заводом открыть представительство в Германии. Вдвоем это дешевле. На нашу компанию ляжет порядка 10% расходов”,– говорит Светлана Анисова.

“В советские времена через „Березку” проходило до $40 млн в год, то есть как минимум на эту сумму продавать за границей можно. Соответственно, перспектива есть,– считает Максим Макаров.– Другой вопрос, что оборотных средств на зарубежную экспансию у производителей нет, и единственный выход – работать совместно. Мы рассчитываем, что совместный с „Хохломской росписью” проект в Германии поможет увеличить продажи и нам, и им. Чем больше у тебя ассортимент, тем ты интереснее для потенциального партнера”.

Пока история успеха “Хохломской росписи” – своего рода “ответный удар” бизнес-тренерам и консультантам. Компания вполне успешно развивается без привлечения внешних инвестиций и каких-либо уникальных бизнес-технологий – по сути, только за счет почти фанатичной преданности ее сотрудников своему делу. В России в отсутствие серьезных конкурентов такой подход себя пока оправдывает. А вот для завоевания международного рынка этого может оказаться недостаточно.

“Чем не хороши ноутбуки в исполнении хохломских умельцев?”

Евгений Чичваркин, управляющий компании “Евросеть”:

– Предприятию нужно по возможности перейти на систему коллекций и примерно каждые полгода создавать новый образ, интересный рынку. Можно поэкспериментировать и с цветовой гаммой, не удаляясь от концепции и раскрашивая под хохлому абсолютно любые вещи. Чем, к примеру, не хороши ноутбуки в исполнении хохломских умельцев? На месте руководства предприятия я бы все время шел в ногу с рынком. К примеру, заметили, что спросом пользуются матрешки с изображением Джорджа Буша, так и надо их делать.

Скорее всего, к Новому году и в мае, несмотря на последние события в России, иностранные туристы к нам все-таки поедут. К этому времени можно создать консорциум производителей изделий народных промыслов и общими усилиями пробиваться в розницу. Объединение должно включать в себя не менее семи-восьми компаний. К примеру, я, когда езжу по России, покупаю изделия народного промысла. Как-то попались изделия из бересты. Нравятся красивые стеклянные бусы, которые продаются в Старой Ладоге. С такими производителями и надо открывать магазинчики, постепенно создавая сеть в России и за рубежом.

Надо пробовать договориться с властями о поддержке отрасли с целью сохранения национальной идеи. А через одну из партий будет легче лоббировать дальнейшее снижение налоговых ставок. Постепенно нужно добавить в каждый магазин икру, матрешки, старые советские вещи и проч.– все, чем радует наш Арбат. Хорошо бы договориться с экскурсионными бюро о том, чтобы возле магазинов делались небольшие остановки – это позволит туристам покупать сувенирную продукцию из России.

Что касается мебели, то можно попробовать договориться с каким-то хорошим рестораном и полностью его оборудовать своей мебелью. Там же надо поставить витрину со своей продукцией. Кстати, за границей в крупных отелях можно арендовать стеллажи, где будут выставлены экземпляры продукции и указаны адреса, где все можно купить. Я был шокирован, когда увидел, что в Тайбее наши матрешки, 30 штук одна в другой, стоят аж около $1,2 тыс. С такими ценами можно и нужно конкурировать. Я бы посоветовал компании внимательно изучить, по какому принципу работают магазины Диснейленда. Стоимость сувенирной продукции там достаточно низкая – от 1–2 евро до 15–20 евро, а продажи очень высокие. Нашим компаниям также нужно продавать как дешевый ширпотреб, так и более интересную и ценную продукцию.

/Секрет фирмы, 20.09.2004/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.03.2020
    USD78,0443-2,1127
    EUR84,1552-3,1117
    E/U1,0783-0,0104
    БВК80,7942-2,5623
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности