"ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ - ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО..."

"ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ - ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО..."

Петербургские астрономы ровно год назад обнаружили в галактике NGC3190 уникальную вспышку сверхновой звезды 2002cv, наблюдаемую только в инфракрасных лучах и неразличимую в видимом свете. Теперь ученые делятся новыми знаниями, полученными в результате анализа наблюдаемых данных.

Открытие петербургских астрономов, которые год назад обнаружили вспышку сверхновой звезды в одной из отдаленных галактик, заставляет пересмотреть существующие представления о частоте этих событий во Вселенной. Им удалось, наблюдая за одной сверхновой, увидеть вспышку второй в той же галактике. Наблюдение дуплета сверхновых, вспыхнувших с небольшим интервалом, свидетельствует о том, что такие события случаются в галактике гораздо чаще, чем 1-2 раза в сто лет.

Сверхновую, получившую название 2002cv, открыли Валерий Ларионов (Астрономический институт СПбГУ) и Аркадий Архаров (Пулковская обсерватория). Звезду удалось обнаружить благодаря российско-итальянскому проекту SWIRT по поиску и изучение сверхновых в других галактиках. Новизна проекта в том, что наблюдения ведутся в инфракрасной области спектра. Инфракрасные лучи позволяют обнаружить вспышку в глубоких областях галактик, закрытых от наблюдателя плотными облаками пыли и газа и недоступную для обнаружения в видимом свете. 2002cv видна только в инфракрасных лучах - это вторая инфракрасная сверхновая за всю историю наблюдений (первая была открыта два года назад).

Что же теперь, по прошествии года с момента наблюдения, стало известно астрономам о 2002cv? Ученым удалось определить важнейшие физические характеристики новой сверхновой благодаря тому, что они проследили изменение ее блеска в течение десяти дней вплоть до максимума. Эти и последующие наблюдения показали, что 2002cv относится к так называемому типу Iа.

В отличие от хорошо изученных вспышек, наблюдаемых в оптическом диапазоне, которые происходят, как правило, во внешних областях галактик, инфракрасные сверхновые вспыхивают в глубоких областях либо в плотных скоплениях газо-пылевой материи, cодержащейся в спиральных рукавах. Это значит, что эволюция инфракрасной вспышки, протекающая в более плотных областях околозвездной материи, идет в иных условиях и по иным сценариям, сведения про которые пока крайне скудны. Петербургским астрономам впервые удалось пронаблюдать такое событие, случившееся в глубинах отдаленной галактики.

Взрывы сверхновых звезд - одни из самых грандиозных событий, наблюдаемых на небе. В старинных китайских хрониках упоминается вспышка сверхновой в 1054 году. Она была настолько яркой, что ее видели даже днем; она превосходила по яркости Венеру и уступала лишь Луне. Через несколько месяцев звезда угасла, но полностью не исчезла, а превратилась в Крабовидную туманность в созвездии Тельца.

Причиной взрывов сверхновых считается гравитационный коллапс, т. е. катастрофическое падение вещества к центру звезды, когда её термоядерная энергия оказывается полностью исчерпанной. Особый интерес ученых к сверхновым обусловлен тем, что именно при их взрывах происходит термоядерный синтез тяжелых элементов - таких как углерод, кислород, железо и многие другие. Эти элементы, столь обычные для нашей планеты, очень редки во Вселенной: ведь галактики и звезды образованы главным образом легчайшими элементами - водородом и гелием.

При взрыве сверхновой происходит колоссальное и очень быстрое увеличение блеска звезды. Через две-три недели её светимость в миллиард раз превышает светимость Солнца, превосходя иногда светимость целой галактики, после чего её блеск начинает меркнуть. При взрыве звезда превращается в оболочку, расширяющуюся с огромными скоростями, а её ядро иногда резко сжимается, образуя пульсар. В среднем в галактике, подобной нашей, за сто лет вспыхивает одна-две сверхновых, наблюдаемых в видимом свете. Наблюдения же в инфракрасном свете значительно расширяет возможности.

Именно поэтому открытие второй сверхновой в одной и той же галактике, которое произошло 13 мая 2002 года, астрономы расценивают как сенсацию. Статья об этом опубликована в декабрьском выпуске журнала Astronomy & Astrophysics за прошлый год.

Изображения Сверхновой 2002cv и другая информация о ней - на сайтах обсерватории Кампо Императоре http://www.mporzio.astro.it/cimperatore/WWW, Пулковской обсерватории http://www.gao.spb.ru/russian/index.html, Обсерватории Терамо http://www.te.astro.it/attivitascientifica/attivitaricerca/sn2002bo/sn2002bo.htm (РИАН "ИнформНаука", 12.05.2003)