Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 5 от 04.07.1999 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


РЕЗИНОВЫЕ ШИНЫ, РЕЗИНОВЫЕ ЦЕНЫ...

Шинная промышленность была одной из самых преуспевающих отраслей народного хозяйства СССР. По выпуску покрышек Советский Союз уверенно входил в пятерку мировых лидеров (за 1989 год изготовлено почти 70 млн покрышек), а по объемам синтеза искусственных каучуков наша страна в конце восьмидесятых опережала все другие государства. Около 30% производимых в СССР шин шло на экспорт, импорт покрышек на протяжении долгих лет оставался незначительным.

Характерной особенностью шинного производства того времени было жесткое закрепление предприятий, выпускающих покрышки, за определенными автозаводами. Так, москвичи поставляли свою продукцию на ЗИЛ и АЗЛК, а ярославские шинники трудились на УАЗ. Узкая специализация способствовала хорошему качеству покрышек, но, с другой стороны, при отсутствии конкуренции модельные ряды обновлялись медленно. После распада Советского Союза за пределами России оказалось несколько крупных шинных заводов: Днепропетровский (суммарный выпуск грузовых, легковых и сельскохозяйственных шин в 1989 году - 4, 255 млн штук, источник концерн "Нефтехимпром"), Белоцерковский ( 6, 250 млн штук), Бобруйский (5, 005 млн штук). Причем предприятия в Белой Церкви (Украина) и Бобруйске (Белоруссия) по своему техническому оснащению были одними из передовых в СССР. Однако сырьевая и научно-технологическая база шинной промышленности почти полностью сохранилась на российской территории, да и оставшихся в России мощностей по выпуску покрышек (например Нижнекамский шинный завод - самый крупный в Европе) вполне хватало для успешной деятельности отрасли. Неприятности обрушились на отечественных шинников в 1994-1995 годах. Во-первых, из-за существенного сокращения выпуска легковых автомобилей, грузовиков и сельхозмашин значительно упал спрос на покрышки для заводской комплектации этой техники, во-вторых, сырье и энергоресурсы дорожали гораздо быстрее, чем конечная продукция, в-третьих, подешевевший доллар открыл дорогу массовому импорту шин в Россию. Покрышки из Южной Кореи или Чехии по цене приблизились к российским, а по разнообразию моделей и количеству типоразмеров (многие типоразмеры для иномарок, число которых в России стремительно росло, на наших заводах не выпускались) значительно опережали их. Отечественные заводы оказались абсолютно не подготовленными к новым реалиям, и в шинной промышленности разразился крах. Некоторые предприятия сократили объемы производства в три-четыре раза. Символом катастрофы в отрасли стал крупный пожар на Московском шинном заводе - полностью выгорели склады с запасами сырья. Спасение к гибнущим шинникам пришло со стороны крупных нефтехимических концернов, сформировавшихся в результате приватизации. Под контролем этих структур оказалась вся технологическая цепочка, предшествующая производству покрышек, поэтому вполне естественно, что они проявили интерес и к шинным заводам, купив весомые пакеты их акций. В сфере влияния группы "Росшина" оказались Московский, Красноярский и Ярославский заводы, а ФПГ "Нефтехимпром" наряду с приобретением Воронежского шинного завода осуществил экспансию на Украину (Белоцерковский и Днепропетровский шинные заводы). Наряду с этими фирмами следует отметить еще двух крупных игроков на шинном рынке - корпорацию "Амтел" (известна широкой публике как производитель соков), занимавшуюся импортом одного из важных шинных ингредиентов - натурального каучука, и чуть позже вышедшую на арену менатеповскую группу "Роспром" (контролировала Омский шинный завод). Мощные финансово-промышленные группировки решили проблемы заводов со снабжением и сбытом. Развязав руки от несвойственных им забот, шинники занялись производстом. Положительные результаты были достигнуты весьма быстро. В 1997 году темпам роста российской шинной промышленности могли бы позавидовать азиатские "тигры". Страна хотя и не вернулась в первую десятку мировых шинных производителей, но соседи в табели о рангах вполне приличные. Место Страна Объем производства, 1997 г., млн шт. Изменение по сравнению с 1996 г., % 1 США 263,6 +3,3 2 Япония 160,3 +3,3 3 Франция 65,7 +4,8 10 Бразилия н.д. н.д. 11 Испания н.д. н.д. 12 Россия 23,1 +19,2 13 Индонезия 19,4 +1,9 Источник: газета " Tire Business" А самое крупное в России предприятие по выпуску покрышек - АО "Нижнекамскшина" - занимало в 1997 году в списке шинных фирм мира восемнадцатое место. Место Фирма Объем продаж 1997 г.,млн. долл. США 1 Bridgestone, Япония 12 920 2 Michelin, Франция 12 718 3 Goodyear, США 11 850 10 Kumho, Юж. Корея 1 241 17 Apollo Tyres, Индия 375 18 Нижнекамскшина, Россия 349 19 P.T. Gajah Tunggal н.д. Источник: газета "Tire Business"

Вместе с ростом объемов производства существенно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Особенно преуспел в разработке новых моделей Московский шинный завод, ско-оперировавшийся с одним из подразделений концерна "Continental" - чешским предприятием "Barum". Кроме традиционных типоразмеров шин, москвичи освоили покрышки для иномарок, справедливо рассудив, что на плохих дорогах более крепкая отечественная авторезина имеет преимущества перед зарубежной, и поэтому будет пользоваться спросом. Другие заводы также включились в ассортиментную гонку - теперь российские шинники могли предложить на один автомобиль около десятка разнообразных покрышек, а не одну-две, как раньше. Наступление импорта было остановлено. Иностранцы сумели захватить не более 20 процентов рынка массовых шин. Правда, в сегменте элитной продукции господство западных фирм абсолютно - покрышек с высокими категориями скорости (например Z) в России практически не делают. Тенденция к росту производства и расширению ассортимента сохранилась и в первой половине 1998 года. Благодаря большому предложению товаров цены на покрышки стали падать, причем отдельные модели подешевели чуть ли не в два раза. Следующий виток в развитии шинной отрасли связан с августовским кризисом. Обвальное обесценивание рубля, казалось бы, должно было существенно укрепить позиции отечественных шинников. Однако из-за низкой покупательной способности населения цены на покрышки росли гораздо медленне доллара, а российские синтетические каучуки пользовались спросом за рубежом и охотно покупались за твердую валюту. Сложившийся диспаритет между стоимостью сырья и конечной продукцией сделал выпуск шин невыгодным для нефтехимических концернов, экспортирующих искусственные каучуки и техуглероды. Еще большее значение для дальнейшей судьбы шинной промышленности имело появление нового рыночного игрока, по своему могуществу превосходящего всех других вместе взятых. Это - "Газпром". К имеющимся предприятиям, входящим в технологическую цепочку переработки сырья для выпуска шин, компания прикупила новые (концерн "Нефтехимпром", продавший эти предприятия, заявляет о финансовой выгоде операции, а его конкуренты считают такую сделку признаком ослабления концерна). Сейчас дочерняя структура "Газпрома" приобретает ряд шинных заводов. По оценкам специалистов, газовики смогут контролировать свыше 60 процентов российского рынка покрышек (источник: журнал "Эксперт"). Кстати, концентрация шинного производства характерна для отрасли и за рубежом. Совсем недавно компания "Goodyear" фактически поглотила пятую по объемам мирового выпуска шин японскую фирму "Sumitomo", в стратегический альянс на североамериканском рынке вступили шестая по величине "Pirelli"(Италия) и занимающая восьмое место корпорация "Cooper" (США).

Несмотря на могущество "Газпрома", выход компании на шинный рынок сопряжен с трудностями. Широкую огласку получил конфликт между представителями газовиков и директором Ярославского шинного завода (ЯШЗ), пользующегося поддержкой руководства города и области. Главный администратор завода, весьма успешно руководивший предприятием с позиций роста объемов производства, переключил финансовые потоки ЯШЗ на лично контролируемую стороннюю струк-утру. Естественно, такое положение дел не могло понравиться новым собственникам. Столь же напряженно происходит конфликт между администрацией и трудовым коллективом Московского шинного завода, с одной стороны, и компанией "Объединенные шинные заводы" (отпочковавшейся от "Роспрома"). Противостояние дошло до критической стадии - подступы к предприятию охраняют вооруженные люди, нанятые заводчанами. Как и в Ярославле, на стороне Московского шинного выступает городская мэрия.

Как же станет развиваться ситуация на российском шинном рынке в ближайшем будущем? Происходящий в отрасли передел собственности, несомненно, сказывается на ритмичности производства. Не способствуют успешной работе шинных заводов перебои с сырьем (не случайно новый вице-премьер Аксененко одно из первых своих совещаний посвятил ситуации в нефтехимии - планируется ограничить вывоз необходимого внутри страны сырья). Поэтому предложение покрышек по сравнению с предыдущим годом вряд ли увеличится. С другой стороны, спрос на шины сокращается. Из-за роста цен на бензин и запчасти автомобили эксплуатируются менее интенсивно, а отдельные владельцы машин вообще ставят их на прикол. Уменьшается выпуск продукции на автомобильных заводах, снижается импорт иномарок. Баланс спроса и предложения приводит к умеренному росту стоимости шин. Попытки вздуть цены упираются в сокращение платежеспособности. Еще один сдерживающий фактор - присоединение Ярославского и Нижнекамского заводов к межотраслевому соглашению по контролю за ценами, подписанному в середине июня в Москве. При сохранении финансово-экономической ситуации в стране значительное удорожание шин произойдет не ранее конца октября, когда начнется массовая "переобувка" на зиму. Наряду с ростом цен очень важной проблемой является снижение качества шин, выпускаемых в настоящее время. Отход от узкой специализации заводов привел к тому, что одни и те же покрышки, произведенные на разных предприятиях, могут различаться по нескольким параметрам. Кроме того, из-за дефицита сырья происходит частая переналадка технологических процессов, снижающая однородность продукции. Изменение качества ряда покрышек наблюдается даже визуально. К чести шинников, решению этой проблемы уделено приоритетное внимание. На международной конференции, проходившей в мае этого года в Подмосковье, принято решение производить независимый рейтинговый отбор сырья и материалов по всей технологической цепочке. Обмен полученными результатами поможет выбрать для выпуска покрышек наилучшие составляющие. Руководитель группы маркетинга фирмы "МТМ" /Биржа (Н.Новгород),24.06.1999/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 06.03.2021
    USD74,4275+0,6411
    EUR88,9334-0,0087
    E/U1,1949-0,0105
    БВК80,9552+0,3487
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности