Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 5 от 04.07.1999 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


"СЕЗОН МОРОЖЕНОГО"

Что полезнее всего для восстановления в тридцатиградусную жару внутреннего температурного баланса? Правильно, мороженое. И почему-то всегда хочется, чтобы продукт этот был вкусным и дешевым. Сочетание этих двух качеств возможно только в одном случае - при высоком уровне конкурентной борьбы на рынке.

Сезон мороженого в Самаре в самом разгаре. За содержимое кошельков самарцев сегодня борются более десятка производителей со всей России. Это фирмы, представляющие Москву и Санкт-Петербург, Челябинск и Ульяновск, Новосибирск и Екатеринбург, Набережные Челны и Томск. Естественно, присутствуют на местном рынке и наши производители, а именно два самарских хладокомбината и фабрика мороженого ЗАО "САМ-ПО и Компания".

Оттого-то и рябит в глазах от ярких красок упаковок, разнообразия этикеток на прилавках. Только прайс-лист ЗАО "Самарапродторгхолдинг. Фрукты" включает более 50 наименований мороженого, а ассортимент ЗАО "САМ-ПО и Компания" насчитывает более 60 наименований продукции. Таким образом, на первый план сегодня выходит проблема выбора. Во всяком случае, для меня точно. Но это не самая неразрешимая проблема. А в очередь за мороженым в вафельном стаканчике уже как-то не хочется.

Что было?

Как утверждает академик Международной академии холода г-н Шаманов, начало промышленного производства мороженого в СССР относится к вводу в эксплуатацию в 1937 году крупнейшей в настоящее время фабрики мороженого на Мосхладокомбинате N 8 им. Микояна.

Самый мощный взлет "индустрии мороженого" приходится на период с 1985 по 1990 годы. В это время были построены 24 фабрики мороженого, а среднегодовые темпы роста производства составили 12%. В период реформ, в 1991-1995 годы, впечатляющий рост сменился не менее резким спадом, который был вызван развалом системы торговли, высокой инфляцией, падением уровня жизни граждан. Однако даже несмотря на интервенцию со стороны зарубежных производителей, которые вплоть до августа прошлого года чувствовали себя на российском рынке весьма вольготно, российские производители мороженого выжили. Именно рынок и конкуренция (импорт мороженого в первом полугодии 1998 года составлял до 32 тысяч тонн в год) заставили их быть более активными в создании современных промышленных мощностей, расширении ассортимента и улучшении качества, формировании оптовой и розничной торговой сети. Именно в 1994-1995 годах на российском рынке появилась торговая марка самарской фабрики мороженого "САМ-ПО", в Московской области была организована фабрика мороженого "Смайл", в городе Ленинск-Кузнецкий - "Умка".

Начался своего рода бум, толчок которому дали датчане, предоставившие России современное оборудование по выпуску мороженого, рассчитывая таким образом контролировать рынок через поставки комплектующих и основных компонентов. Но обвальное падение курса рубля повлекло за собой кардинальные изменения на рынке мороженого.

Основной тенденцией становится если не отказ от покупки импортного сырья, то хотя бы частичный переход на отечественное. Благо в последние год-два успела сформироваться своя промышленная база по производству, к примеру, глазури или упаковки и этикетки. По большей части удается решить с местными товаропроизводителями и проблемы по поставкам молока. Все это идет на фоне ожесточившейся борьбы за рынки сбыта.

И после августа прошлого года российские компании серьезно потеснили здесь зарубежных производителей.

Кто кого?

Самарский рынок поделен между местными производителями мороженого, в числе которых хладокомбинаты N 1 и N 2, выпускающие преимущественно брикеты по 100 и 250 граммов, а также мороженое в вафельных стаканчиках, и ЗАО "САМ-ПО и Компания", контролирующее до 40% рынка. Компания также поставляет до 25-30% своей продукции за пределы региона.

ЗАО "САМ-ПО и Компания" работает не только как производитель, но и как крупная оптовая организация с сотней мелких и средних оптовиков, которые под реализацию забирают до 80% ее продукции. Оставшаяся часть идет через собственную розничную сеть, состоящую из 20 торговых точек, расположенных по всему городу. В целом среднемесячный объем производства оценивается в 10 млн. рублей.

Основную конкуренцию местным производителям на рынке, по общему мнению, помимо московских и питерских предприятий, составляет продукция из Набережных Челнов, Новосибирска и Челябинска. По оценке Виктора Струкова, начальника отдела реализации мороженого ЗАО "Сампродторгхолдинг. Фрукты", львиная доля реализации идет через крупных оптовиков. Работают они преимущественно с продукцией отечественного производства. После кризиса практически ушло с рынка финское и датское мороженое, из импортных пока сохраняет свои позиции польское, правда значительно подорожавшее, а также греческое - не дешевое, но тем не менее имеющее свой круг почитателей. Главным поставщиком импортного мороженого на самарский рынок является предприятие "Айслактоза".

В Самаре наиболее известна марка импортного мороженого "Нестле". Компания несколько лет назад купила хладокомбинат в Жуковском и сегодня является одним из немногих зарубежных производителей, сохранившим свои позиции на рынке. Причем уходить с него не собирается, и более того, является на сегодняшний день одной из очень немногих компаний, стремящихся сохранить собственный фирменный стиль, то есть торгующих только продукцией, произведенной под собственной маркой. Несмотря на достаточно высокие цены, у продукции компании "Нестле" есть свой потребитель.

Таким образом, сегодня можно совершенно четко говорить о том, что инфраструктура рынка мороженого имеет достаточно законченный вид. Этот рынок и ценовую политику на нем определяют крупные производители и оптовики. О количестве же мелких и средних оптовиков судить сложно, еще сложнее говорить о рознице. Но, судя по всему, передел на рынке окончательно не закончен, хотя бы потому, что он достаточно сильно подвержен влиянию внешних факторов: от состояния кошелька каждого отдельного индивидуума до изменения налогового законодательства на уровне правительства.

В частности, правительство планирует вернуться к введению НДС на мороженое из расчета 20%, а не 10%, как было ранее, что вызывает законное беспокойство у производителей, так как усиление налогового гнета непременно отразится на изменении ценовой политики.

На любой вкус и цвет

Мороженое можно выбрать на любой вкус, цвет и цену. Успех предприятия, как утверждают специалисты, работающие на оптовом рынке мороженого, во многом зависит от правильности выбранного места для торговли и, разумеется, ассортимента.

Тем не менее практически беспроигрышный вариант - это традиционные вафельные стаканчики, самые дешевые и всегда имеющие своего потребителя. В жару особым спросом пользуется "фруктовый лед", который производит, к примеру, Новосибирск. В числе российских производителей, чья продукция пользуется традиционным спросом, оптовики отмечают эскимо "Елочка", "Грибок" (ОАО "Волшебный фонарь", г. Москва).

А вот торговля большими брикетами в летний период идет вяло, товар это преимущественно зимний. Есть свой покупатель у тортов-мороженого, особенно в праздники и предпраздничные дни. В целом же объем реализации одной торговой точки составляет сейчас 1,5-2 тысячи рублей в день. Это летом, в сезон.

Есть у рынка мороженого свои пики по объемам продаж. По оценке генерального директора ЗАО "САМ-ПО" Игоря Дьяченко, их несколько. Один приходится на декабрь - в предновогодние дни на ура идут торты, второй на апрель - видимо сказывается благотворное влияние первых теплых весенних дней, и третий на июль - традиционно самый теплый из летних месяцев.

- Для того чтобы сделать наш продукт доступным потребителям с разным уровнем доходов, мы стремимся держаться в средней ценовой нише, - говорит мой собеседник.

Вообще, потребительские предпочтения - вещь сложная и требующая специального маркетингового исследования. Но как показывают результаты некоторых их них, в условиях нестабильности экономической ситуации в целом предпочтения потребителей в своей основной массе зависят от цены. Большая часть потребителей не имеет каких-то вкусовых пристрастий, а при прочих равных условиях покупает более дешевую марку мороженого в одной и той же ассортиментной группе. В результате именно за счет этого определяющего фактора выигрывает гонку у своих конкурентов мороженое из Набережных Челнов.

В числе определяющих факторов называются также дизайн и удобство упаковки. На качество же продукции внимание обращается далеко не всегда, а если и обращается, то не в первую очередь. А зря.

Имеет смысл говорить о том, что самарский рынок мороженого в ближайшие год-два ждут серьезные перемены. Они связаны с тем, что мороженое перестает быть сезонным товаром. Это основная мировая тенденция последних лет, у нас же до последнего времени мелкие и средние оптовики, на которых преимущественно ориентировано производство, предпочитали и предпочитают работать в летний период.

Кроме того, если наши отечественные производители настроены сохранить свое место на рынке, есть смысл всерьез задуматься о необходимости создания сети специализированных кафе, ибо все достоинства цивилизованного способа поедания мороженого наш народ уже оценил благодаря сети "Баскин Робинс".

Справка "Дела"

Сегодня индустрия мороженого в России это около 120 производителей, производственные мощности которых составляют более 500 тысяч тонн продукции в год. Потребление мороженого на душу населения, по некоторым данным, в России составляет 3-5 кг в год, в других странах - 7-15 кг.

С учетом поставок импортной продукции считается, что потенциальная емкость российского рынка мороженого составляет около 600 тысяч тонн. /Дело (Самара),22.06.1999/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 06.03.2021
    USD74,4275+0,6411
    EUR88,9334-0,0087
    E/U1,1949-0,0105
    БВК80,9552+0,3487
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности