В Каргополе вам запросто устроят визуальную охоту на медведя или "топь-тур"
Вообще-то для чистоты эксперимента надо было бы ехать в Каргополь туристом. Но командировка - тоже в некотором смысле туризм. Особенно, когда дела зовут не в город-завод, а в город-музей, и знакомые напутствуют: "Разузнай там все про гостиницы, общепит, ночную жизнь и цены на глиняные игрушки - мы летом в Каргополь на отдых двинем".
Впрочем, профессиональное любопытство и без того заставило бы поинтересоваться туристской жизнью славного городка. Въездной туризм (это когда не мы в Анталию, а турки в гости к нам) - одна из надежд экономики области. А Каргополь - "мыс" этой доброй надежды.
"Звезда" по имени "мыло"
Дожидаться лета, чтобы "двинуть" в Каргополь, вовсе необязательно - "курорт" круглогодичный. В марте, например, я чуть было не попала с няндомской "дежурки" на ежегодный каргопольский бал - конкурс снежных скульптур "Снеговик" (всего на три дня с ним разминулись). Вообще, Каргополь специализируется на так называемом событийном туризме. Тем, кто предпочитает веселье и толпу, советуют приезжать сюда на Святки, Масленицу со "Снеговиком" или на событие N 1 - летний праздник мастеров.
Любителям одинокой медитации соответственно лучше посещать Каргополь между вышеназванными людными мероприятиями. Стильные здешние соборы, само собой, чудны в любую погоду. Правда, "Эйфелева башня" Каргополя - соборная колокольня - прошлым летом в жестокую грозу осталась без шпиля, но к новому сезону его обещают восстановить.
Бальзам на душу любого туриста (и командированного) - исключительная любезность каргопольцев. Спрашивать у них, как куда пройти, - одно удовольствие. Другое удовольствие - просто ходить по каргопольским улочкам, которые чистятся гораздо тщательнее архангельских. А вот с питьевой водой в городке большие проблемы. Берут ее из колодцев (нет водопровода), а там "аш-два-о" неглубокая и не очень чистая. Так что как приедете в Каргополь - сразу дуйте в магазин за бутилированной водичкой.
В единственной городской гостинице встречает знакомая надпись: "Бизнес-центр-отель". Это крупный архангельский гостиничный бизнес прикупил 50-местную "Каргополочку". Но на своего крутого отчима падчерица пока мало похожа. Администратор - опять же исключительно вежливо - предложила мне нелегкий выбор: теплый номер без удобств или холодный с кое-какой сантехникой. Зато в последнем над умывальником красовался полный бачок жидкого мыла - первый признак отеля в гостинице, которой "звезды" только снились.
Но в июне, когда на свой праздник съезжаются мастера со всей страны, вы даже в "Каргополочку" вряд ли попадете. (Правда, в городе есть еще турбаза "Приют туриста", но это для самых неприхотливых - дальнобойщиков, например, или студентов). Поэтому в Каргополе неплохо прижилась всемирная система "bed&breakfast", в вольном переводе - "завтрак в постель". По-нашему это называется "отдых дикарем", только аборигены не просто берут Кука на постой, но еще его кормят.
Предложение пользуется большим спросом среди иностранцев как прекрасный шанс познать быт и нравы местного населения. Аборигены тоже довольны: неплохая прибавка к зарплате и полезные зарубежные знакомства (а вдруг Кук к себе в гости пригласит?). Правда, местные турбизнесмены сетуют на проблемы с кастингом "гостеприимцев". Ведь семья, в которой предстоит жить интуристу, должна быть правильная, непьющая, дом - просторный и чистый. А таким, как правило, постояльцы не требуются - и без них состоятельные.
Туристы-натуралисты
Турбизнес в Каргополе представлен турбюро "Лаче" (есть еще несколько частных предпринимателей, но они погоды не делают). Его специализация - неблагодарный въездной туризм. Радик Аднобаев отвечает в бюро за создание нового турпродукта. Ас с широтой мышления и любопытными идеями.
- Почему у нас в области въездной туризм никак не заработает в полную силу? Потому что нет в него инвестиций. В первую очередь областные власти должны потратиться на рекламу своего региона. Ведь в чем секрет успеха Великого Устюга с его Дедом Морозом? В том, что тамошние власти вкупе с московскими разрекламировали городок на всю страну и даже мир. В итоге каждая из пяти устюжских турфирм только за эти зимние каникулы приняла по четыреста школьников (В Каргополе весь годовой турпоток - примерно тысяча человек. - М.Л.). И теперь уже эти фирмы способны на частные инвестиции.
Но на местную администрацию у турбизнеса особых жалоб нет. Каргопольский - единственный в области район, у которого есть собственная программа развития туризма, и на него даже предусмотрены расходы из местного бюджета. И все-таки о массовом въездном туризме мечтать сегодня не приходится. Мешают проблемы с инфраструктурой (дорогами, гостиницами) и - смотрите выше - отсутствие госрекламы.
Портрет типичного каргопольского туриста, по наблюдениям Аднобаева, в последнее время изменился. До перестройки это была женщина бальзаковского возраста, москвичка или ленинградка с высшим образованием, учительница или врач. Потом этому контингенту стал не по карману даже Каргополь, и сюда поехали обеспеченные менеджеры, успевшие за начало 1990-х повидать весь мир, но абсолютно не знающие свою страну. Плюс, конечно же, иностранцы. К скандинавам, которые давно "взяли" Каргополь, уже присоединяются итальянцы, французы и англичане.
Как-то одна из центральных газет опубликовала репортаж об экзотическом постановочном туризме, процветающем в нашей средней полосе: актеры и каскадеры за энную сумму устраивают новым русским ролевые игры - в Куликовскую там битву или оборону Сталинграда - с натуральным риском для жизни. Я вспомнила об этом, когда Аднобаев рассказывал о своем турпродукте. Событийный туризм и "bed&breakfast" - само собой. Охоту и рыбалку, даже если они на медведя и хариуса, в России тоже проходили. А вот болотный туризм - это уже новенькое ноу-хау. Неплохая альтернатива шоп-туру - топь-тур!
- Таких болот, как у нас, больше нет нигде в мире! Оно доброе (мало мест, где можно утонуть), невонючее и потрясающе красивое в любое время года. Хотя в тур по болотам лучше всего отправляться осенью: есть ягоды и нет москитов.
Со временем каргопольцы собираются развивать и популярное в мире наблюдение за животными. Ведь на их территории - вторая по численности в Европе (после Португалии) стоянка серого журавля: десять тысяч особей в одном месте в один час! Медведя финнам тоже жалко, и они, как простоквашинский Шарик, заказывают на него именно визуальную охоту.
Да наблюдать можно хоть за муравьями, были бы соответствующие сопровождающие кадры. Поэтому турбюро подумывает организовать курсы природных гидов-универсалов, которые бы не просто ходили и говорили, а гребли, готовили на костре и оказывали первую помощь. Последнее особенно актуально для рафтинга - сплава по Онеге - и прочего экстрима.
Кстати, этим летом в Каргополе как раз намечается большой российско-финский водный поход, поддержанный известной программой ТАСИС. Дело за "малым" - нужны 3000$ на снаряжение. Отсюда - деловое предложение ко всему архангельскому бизнесу: вносите половину суммы - и логотип вашей фирмы появится на катамаранах, в буклете, в фильме, который будет демонстрироваться не только у нас, но и "у них". А наш регион получит долгожданную рекламу, без которой ему никак не стать настоящей туристской Меккой. ("Правда Севера" (Архангельск), 26.03.2002)