Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 7 (75) от 01.04.2002 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПИВНОЙ ЗАЛП

В ближайшее время Госдума примет закон, ограничивающий рекламу пива. Несмотря на возражения представителей рекламного рынка, на производстве пива это вряд ли скажется. Крупные компании найдут другие средства продвижения своего продукта, а мелкие будут выживать за счет низких цен.

Разговоры о том, чтобы уравнять пиво с алкоголем и табаком и запретить его рекламу, ведутся уже давно. Дело в том, что юридически пиво, в отличие от сопоставимых по крепости вин и слабоалкогольных коктейлей, не является алкогольным напитком. Именно поэтому пивовары лишены всех прелестей госконтроля за оборотом алкогольной продукции. Они имеют право рекламировать свой продукт фактически без ограничений, они не обязаны клеить на бутылку (банку) акцизные марки (хотя акцизный сбор существует) и т.п. Приблизительно в такой же льготной ситуации находятся пивовары ряда "пивных" европейских стран - Германии, Бельгии, Голландии. Это и понятно. Пиво там не только традиционный национальный напиток, но и "оплот экономики". В "непивных" странах - например, во Франции - реклама пива, наоборот, запрещена. Ведь оно конкурент для традиционных национальных производителей вина. В России же, где пиво, понятно, тоже напиток не самый традиционный и национальный, борьба вокруг его статуса пока не закончена. И некоторые специалисты считают, что новый ее виток - ограничения на рекламу - это в том числе и плод лоббистских усилий производителей настоящего национального российского напитка - водки.

Проблема "пивного алкоголизма" (особенно в контексте роста популярности пива крепостью выше 8%) обсуждается в стране достаточно давно. Первым борьбу с "растлевающим влиянием" пива начал глава Госсанэпидемнадзора Геннадий Онищенко, который в декабре 2000 года подписал постановление "Об усилении госсанэпидемнадзора за пивоваренной продукцией". Главный санитарный врач предлагал приравнять пиво к алкоголю и требовал от производителей снизить уровень алкоголя в пиве, а от государства - запретить рекламу вышеназванного продукта в средствах массовой информации. Активная телевизионная реклама, по заявлению главы Госсанэпидемнадзора, привела к тому, что пиво теперь потребляют подростки, дети и даже беременные женщины.

Постановление, естественно, вызвало бурный протест производителей пива, воспринявших его как покушение на интересы своего бизнеса. В ответ на санкции санитаров пивовары заручились поддержкой главы кабинета министров Михаила Касьянова и Министерства по антимонопольной политике, и в марте 2001 года Геннадий Онищенко отменил свое постановление. В результате непродолжительной антипивной кампании темпы роста отрасли, по заявлению Союза российских пивоваров (СРП), уменьшились в 1,5 раза, а убытки за первый квартал 2001 года составили 1,5 млрд. рублей.

Однако на этом дело не закончилось. Осенью 2001 года разразился скандал с рекламой пива "Клинское" (торговая марка компании Sun Interbrew). Поводом послужило использование в рекламном ролике молодежной тематики. По словам руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслава Мамонтова, агрессивная рекламная кампания "Клинского" вызвала волну недовольства в обществе, тем самым "подставив" всю отрасль. СРП, пытаясь спасти положение, осудил некорректность рекламы "Клинского", а компания Sun Interbrew была исключена из рядов Союза.

Злые языки утверждали, что инициатива Союза была вызвана вовсе не заботой о моральном облике молодежи, а "кознями" конкурентов, но в любом случае пиар-ход СРП не оградил пивоваров от притязаний на их статус. Осенью 2001 года депутаты омского Законодательного собрания представили в Думу законопроект, практически полностью запрещающий рекламу пива на телевидении и радио. В омском варианте предлагается распространить на пиво все ограничения, касающиеся рекламы табака и алкоголя.

Очевидно, что слишком жесткий вариант омских депутатов совершенно не устраивал ни пивоваров, ни рекламодателей. По их мнению, полный запрет рекламы пива неминуемо приведет к замораживанию роста рынка, а также нанесет удар по бюджетам телекомпаний и рекламных агентств (на долю пивной рекламы приходится 10% всего рекламного рынка).

В противовес омскому законопроекту группой депутатов Госдумы во главе с заместителем председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Виктором Семеновым был разработан альтернативный законопроект. Выбирая из двух зол меньшее, пивовары сходятся во мнении, что последний вариант концептуально для них более приемлем.

Виктор Семенов считает, что полный запрет рекламы пива не имеет смысла и не принесет пользы ни рынку, ни потребителю. Тем не менее ряд ограничений в области рекламы в законопроекте имеется. Так, реклама пива не должна содержать прямых утверждений, что употребление этого напитка является одним из лучших способов утоления жажды, не имеет права заявлять о безвредности пива для организма, не должна быть обращенной к несовершеннолетним. Кроме того, в роликах запрещается снимать деятелей культуры и спорта, рекламирующих пиво, а также использовать образы людей и животных, призванные повысить привлекательность напитка.

Первоначально планировалось, что в марте депутаты рассмотрят омский вариант законопроекта, однако в последний момент он был отозван самими омскими депутатами на доработку. В результате на заседании Госдумы будет рассматриваться законопроект Виктора Семенова.

Далеко не все положения предлагаемого законопроекта вызывают одобрение тех, чью деятельность он будет регулировать. По мнению генерального директора Российской ассоциации рекламодателей Вадима Желнина, абсолютный запрет на использование в рекламе образов людей и животных представляется нецелесообразным. "Сторонники этого запрета говорят о том, что изображение людей не несет особой информативности. Однако если использовать в рекламе только изображение пивных бутылок и бокалов, то зрительный ряд будет слишком узким, а рекламные ролики станут похожи один на другой".

Член думского комитета по информационной политике Андрей Вульф считает, что запрет на участие в рекламе пива известных общественных деятелей и представителей искусства выглядит как посягательство на права и свободы человека. "Это личное дело этих людей - участвовать в подобной рекламе или отказаться. Нельзя законодательно ограничивать их права".

Однако в целом для индустрии предлагаемые ограничения вряд ли будут очень значимыми. Крупные компании-производители переориентируют бюджеты на другие средства продвижения своей продукции (пиар, наружная реклама, реклама на радио и т.п.), а мелкие региональные производители, которые и так не имеют средств для широких рекламных кампаний, продолжат привлекать потребителя самой эффективной рекламой - низкой ценой.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый второй россиянин пьет пиво не реже одного раза в месяц, а каждый четвертый - раз в неделю. При этом 57% респондентов относят пиво к алкогольным напиткам, 36% - к слабоалкогольным. Гипотетический запрет рекламы пива на ТВ поддерживают те, кто пьет пиво реже, чем раз в месяц. 48% из заядлых любителей пива выступают за его рекламу, 46% - против. Интересно, что только те, кто совсем не потребляет пиво, считают, что ужесточение контроля за его производством и реализацией направлено на заботу о здоровье населения. По мнению большинства опрошенных, намерения "пивоограничителей" проплачены конкурентами производителей пива.

Ярослав Кучеров, генеральный директор агентства Adventa Lowe, руководитель рекламной кампании пива "Клинское":

"Учитывая, что пиво - продукт массового спроса, нетрудно догадаться, что телевидение играет ключевую роль в построении имиджа бренда. Возможный запрет рекламы пива на ТВ - это, несомненно, большая потеря для компаний, производящих известные бренды.

Для потребителя в принципе ничего не изменится, так как он не мыслит маркетинговыми категориями и просто покупает тот продукт, который ему нравится.

Грамотные компании-производители все равно станут продвигать бренды, только вместо телевидения будут осваиваться или активизироваться другие каналы (наружная реклама во всех формах, возможно, радио, BTL, в частности, PR- и промо-акции).

В общем и целом никакой катастрофы не случится, просто надо будет "перестраиваться". Для рекламной индустрии это означает поиск новых форм и разработку более интересных и эффективных творческих решений".

("Профиль", 25.03.2002)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 17.09.2019
    USD63,8272-0,6439
    EUR70,6695-0,8612
    E/U1,1072-0,0023
    БВК66,9062-0,7417
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности