ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С КОЛОСКАМИ


 оглавление     следующая статья >>
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С КОЛОСКАМИ

Депутаты запрещают людям и животным рекламировать пиво

Государственная дума в пятницу приняла в первом чтении поправки к закону о рекламе, существенно ограничивающие возможность рекламировать пиво. Если поправки станут законом, регулирование рекламы пива в России будет одним из самых жестких в Европе.

По данным Russian Public Relations Group, в прошлом году на продвижение пива в России было потрачено около $90 млн. Пивовары располагали большими маркетинговыми бюджетами, чем, например, торговцы автомобилями, лекарствами или средствами связи. Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко обвинял пивные компании в насаждении "пивного алкоголизма". Даже Российский союз пивоваров в одном из своих открытых писем признавал, что реклама пива "Клинское" (компания Sun Interbrew) вызывает раздражение в обществе.

Поправки к статье 16 закона о рекламе были предложены группой депутатов во главе с бывшим министром сельского хозяйства и депутатом Госдумы Виктором Семеновым. Они предложили запретить использование в коммерческих роликах образов людей и животных, известных общественных деятелей и актеров. Реклама не должна также создавать впечатление, что употребление пива имеет "важное значение для достижения успеха", и даже то, что этот напиток хорошо утоляет жажду. Запрещено упоминать о безвредности пива и уж тем более о его полезности. Этот законопроект в первом чтении одобрило 304 парламентария, 13 голосовало против, пятеро воздержалось.

Вариант изменений закона о рекламе, подготовленный группой Семенова, самый мягкий из тех, что предлагались с начала года. Например, депутаты Омского законодательного собрания внесли в Госдуму законопроект, полностью запрещающий рекламу пива. Но даже "смягченные" законодательные инициативы обескуражили пивоваров. "Мы противники этих поправок. По нашему мнению, через рекламу пива пропагандируется образ жизни без крепких алкогольных напитков", - говорит Таймураз Боллоев, президент самой крупной пивоваренной компании страны - "Балтика". Он полагает, что потребление пива в России является альтернативой традиционной водке.

"Если такой закон пройдет, реклама пива [в нынешнем виде] потеряет всякий смысл. Реклама дает людям выбор, а о каком выборе можно говорить, когда одна реклама будет похожей на другую? " - говорит Евгений Кашпер, руководитель компании "Пивоварни Ивана Таранова". В рекламных роликах своих марок ( "Три медведя", "ПИТ", Gosser) рекламодатель активно использует образы животных (медведей) и известных людей (физика Альберта Эйнштейна).

Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Союза пивоваров, говорит, что его организация будет добиваться смягчения требований к рекламе пива. Он согласен, что реклама пива не должна быть обращена к несовершеннолетним, призывать к увеличению его потребления и т. п. Но закон не должен ограничивать использование образов людей и животных в рекламе. Иначе Россия окажется на втором месте в Европе по строгости ограничений маркетинга пива. Не удалось переплюнуть только Францию, где реклама пива полностью запрещена.

В некоторых странах нельзя использовать образы животных, ведь звери не могут делать сознательный выбор, какой напиток им пить. Но людей-то показывать можно везде. Впрочем, и западный опыт показывает, что ограничения на рекламу пива всегда во вред компаниям-производителям. Как рассказал "Ведомостям" Хельмут Вагнер, представитель общественной организации AmsterdamGroup, объединяющей алкогольные фирмы Allied Domecq, Bacardi-Martini, Interbrew, Heineken и др. , в 1999 г. в Польше запретили показ рекламы пива по телевидению в утреннее и дневное время. Продолжавшийся в течение нескольких лет до этого рост производства и потребления пива в стране прекратился.

Но российские пивовары надеются смягчить свою участь. Мамонтов утверждает, что Союз пивоваров будет настаивать на неправомочности внесения поправок о рекламе пива в статью 16 закона о рекламе, регулирующую рекламу алкогольных напитков. Кроме того, по его словам, эти изменения к закону о рекламе не получили одобрения в правительстве и вряд ли обретут силу закона. ("Ведомости", 15.04.2002)


 оглавление     следующая статья >>