Из-за $7 млн в год
Между петербургской парфюмерной фабрикой "Рассвет" и ее бывшим дистрибьютором - компанией "Панда" - разгорелся спор из-за торговой марки выпускаемого фабрикой крема "Елена". Разорвав отношения с "Рассветом", "Панда" наладила производство собственного крема "Елена-форте".
Фабрика "Рассвет" основана в 1876 г. В настоящее время выпускает 70 наименований парфюмерно-косметической продукции. Рекламно-информационное агентство (РИА) "Панда" создано в начале 90-х гг. Сейчас агентство рекламного бизнеса не ведет. "Панде" принадлежат два производственных предприятия и оптовая компания, специализирующаяся на продаже парафармацевтических изделий.
Лечебный крем "Елена" парфюмерно-косметическая фабрика "Рассвет" начала выпускать в 1997 г. Эксклюзивным дистрибьютором "Рассвета" на тот момент являлась петербургская компания "Ардис", входившая в холдинг РИА "Панда". Генеральный директор "Панды" Игорь Воробей рассказал "Ведомостям", что объемы продаж "Елены" достигали $6,5 - 7 млн в год (300 000 - 400 000 банок в месяц). По его словам, на "Елену" приходилось около 70% оборота "Рассвета".
Спустя несколько лет отношения между партнерами расстроились. Воробей говорит, что его перестало устраивать качество продукции "Рассвета", который, по его словам, пытался экономить на ингредиентах крема (кстати, Воробей утверждает, что идея выпуска лечебного крема "Елена" от отложения солей принадлежит ему самому).
Летом 2001 г. "Панда" получила патент на собственную рецептуру лечебного крема и начала его выпуск на принадлежащем ей предприятии "Элит-мед". Крем "Елена-форте" выпускался в точно таких же баночках, что и "Елена", и имел похожую этикетку. В рекламе нового крема утверждалось, что он содержит те же компоненты, что и "Елена", крем поставлялся в те же аптеки, что и продукция "Рассвета". Воробей говорит, что сейчас продажи "Елены-форте" достигают 250 000 банок в месяц, 30% продаж приходится на Петербург.
"Рассвет" почти полгода ничего не мог противопоставить действиям своего бывшего дистрибьютора: как утверждают на фабрике, "Роспатент" тянул с регистрацией товарного знака "Елена" (заявку "Рассвет" подал в 1997 г. ). Ранее, по словам директора "Рассвета" Владимира Чернобаева, в регистрации не было необходимости. "Никто и не слышал о РИА "Панда", когда "Рассвет" уже выпускал помаду и духи под маркой "Елена", их все женщины Советского Союза знали", - говорит он.
Лишь в конце прошлого года, когда "Рассвет" наконец получил на свой крем регистрационное свидетельство, фабрика объявила "Елену-форте" контрафактной продукцией. Однако лишь немногие аптеки отказались от продукции "Панды" в пользу "Елены".
Чернобаев говорит, что не намерен уступать бывшим контрагентам. По его словам, сейчас крем "Елена" продают более ста компаний и вскоре "Елена-форте" будет изъята из всех торговых точек. Правда, директор "Рассвета" отказался объяснить, каким образом он собирается этого добиться.
Юристы полагают, что в действиях "Панды" есть признаки недобросовестной конкуренции. "В соответствии с парижской конвенцией по охране промышленной собственности, действия "Панды" вызывают смешение, причем этот факт отражен в рекламе крема "Елена-форте", в котором упоминалась "Елена", - говорит Владимир Шитиков, адвокат юридической фирмы Baker & McKenzie. - "Рассвет" мог бы претендовать и на возмещение убытков, которые причинил их бывший дистрибьютор, продавая контрафактную продукцию".
Тем не менее юридические действия первой начала "Панда", обратившись в апелляционную палату "Роспатента" с просьбой аннулировать регистрацию товарного знака "Елена" на том основании, что существует более ранняя регистрация крема Helena. Рассмотрение дела должно было начаться на прошлой неделе, однако было перенесено на июль.
Вместе с тем Игорь Воробей утверждает, что марка "Елена-форте" уже снята с производства. Теперь "Панда" выпускает крем по новой рецептуре - он называется "Диклозан". Однако на прилавках петербургских магазинов "Елена-форте" присутствует по-прежнему.
Чужая марка.
Споры из-за торговых марок между рассорившимися производителями и торговцами их продукцией - явление нередкое.
В 1998 г. аргентинская компания Molinos, которой принадлежит товарный знак подсолнечного масла "Идеал", рассталась со своим дистрибьютором - компанией "Поликор". После этого "Поликор" добился отмены регистрации марки "Идеал" - на том основании, что название носило хвалебный характер. Затем "Поликор" разместил заказы на выпуск "Идеала" на нескольких российских предприятиях. Однако Molinos смогла восстановить свои права на торговую марку в Высшей апелляционной палате "Роспатента".
В 2000 г. с петербургской фабрики "Северное сияние", незадолго до этого купленной концерном Unilever, уволилось несколько менеджеров и парфюмеров, в том числе разработчики туалетной воды "Цветы России". Они попытались наладить производство "Цветов России" на арендованных площадях - тем более что к тому времени Unilever парфюмерии на фабрике не выпускал, а под маркой "Цветы России" делал мыло. Тем не менее концерн зарегистрировал брэнд и заставил своих бывших сотрудников отказаться от его использования.
Американской компании Becton Dickinson, специализирующейся на производстве изделий медицинского назначения, повезло меньше. Ее марки Plastipak и Discardit, под которыми фирма ввозила шприцы в Россию, зарегистрировала компания "Безопасный секс", созданная одним из менеджеров Becton. До сих пор американской компании не удается добиться отмены этой регистрации, хотя в начале года арбитражный суд вынес решение в ее пользу. ("Ведомости", 08.04.2002)