Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 9 (26) от 15.05.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ВЕЛИКОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАРОДОВ

Туристический бизнес по своим оборотам уступает лишь мировой торговле нефтью. Давно прошло то время, когда авиаперелет от Франкфурта до Нью-Йорка и

автомобиль марки Mercedes Benz стоили примерно одинаково. С 1960 года стоимость

авиабилета упала ровно в 50 раз, а туризм из атрибута роскоши превратился в

услугу, доступную подавляющему большинству населения промышленно развитых стран.

Ради хорошего отпуска европейцы, японцы или американцы готовы экономить на

покупке автомашин, книг и спиртного.

Тягу к путешествиям демонстрирует и статистика Всемирной туристической

организации (ВТО). Буквально за пару десятилетий, прежде всего благодаря

развитию транспортных коммуникаций, туризм превратился в ключевую отрасль

мировой торговли -- доходы от него в мировом экспорте товаров и услуг занимают

второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов, но опережая

торговлю алмазами, оружием и игорный бизнес. На долю туриндустрии приходятся

около 10% общего мирового экспорта и 35% мировой торговли услугами.

По прогнозам, число людей, стремящихся отдать деньги за созерцание

зарубежных красот, будет расти, даже несмотря на возможную турбулентность

мировой экономики. Причем в условиях постоянно растущего спроса традиционные

туристические рынки, например Западная Европа, уже не будут удовлетворять

запросам всех клиентов турагентств. Появятся предпосылки для развития туризма в

странах, которые традиционно являлись "туристическими нетто-импортерами". Если

Россия сможет адекватно отреагировать на эту тенденцию и создать минимально

необходимую для приема иностранных гостей инфраструктуру, она вполне способна

получить существенную долю на мировом рынке туристических услуг.

От буклета до пляжа.

Еще недавно туризм считался традиционной вотчиной среднего бизнеса. Однако

всего за несколько последних лет вся структура отрасли, охваченная процессом

стремительной консолидации, резко трансформировалась. Например, в Германии 50%

рынка контролируют два туристических концерна, в Англии 80% рынка делят между

собой четыре турфирмы, а в Дании количество туроператоров по сравнению с 1995

годом уменьшилось на 30%, а сам рынок на три четверти принадлежит иностранному

капиталу. При этом антимонопольные ограничения на национальных рынках еще больше

стимулируют трансграничные слияния в Европе, где туристические гиганты

развернули настоящую войну за расширение своего жизненного пространства.

"Весьма скоро на европейском рынке будут хозяйничать не более пяти

безупречно организованных концернов", -- заявляет глава немецкой турфирмы C&N

Touristic AG Франц Шойбер в интервью немецкому журналу Wirtschaftswoche. Уже

сегодня за доминирование в Европе борется не более десятка немецких, британских

и швейцарских турфирм, среди которых определилась пятерка бесспорных лидеров:

Hapag-Touristic Union (Германия), Airtours (Великобритания), C&N Touristic

(Германия), Thomson Travel Group (Великобритания) и Kuoni (Швейцария). Борьба за

европейского потребителя в самом разгаре, и специалисты ожидают очередной волны

слияний и поглощений в высшем эшелоне турфирм. Например, в течение последних

двух месяцев C&N Touristic пытается -- пока безуспешно -- поглотить своего

британского конкурента Thomson Travel, предложив за него около 2 млрд долларов.

"Скоро процесс консолидации выйдет за рамки Европы, охватит Северную Америку, а

затем и весь мир", -- заявил в одном из своих недавних интервью глава Airtours

Дэвид Гроссланд.

Определяющую роль в борьбе за выживание играет способность крупнейших

концернов Европы сосредоточить в своих руках все этапы производства и сбыта

комплекса туристических услуг. "Сегодня успех зависит главным образом от

грамотного сотрудничества туроператоров, владельцев авиалиний и держателей

гостиничных сетей", -- выражает свое мнение представитель одной из германских

турфирм.

Например, не секрет, что издержки в авиабизнесе для туроператоров очень

высоки, и доходы турфирм напрямую зависят от загрузки машин. Обзаведись турфирма

авиалинией, она сможет переправлять туристов на собственных самолетах, и ее

прибыли существенно увеличатся. Так, загрузка самолетов в Великобритании, где

туроператоры в свое время первыми освоили новую политику, в среднем оказалась на

10% выше, чем в Германии, и составляла от 90 до 95%.

Немцы вскоре последовали этому примеру. В 1998 году в результате слияния

компании NUR Touristic и чартерной авиакомпании Condor Flugdienst (принадлежит

авиакомпании Lufthansa) появилась турфирма C&N Touristic, номер три на

европейском рынке. Сегодня, утверждает представитель агентства C&N Touristic,

каждый дополнительный процент загрузки самолетов приносит фирме свыше 10,2 млн

евро ежегодно. А германский гигант Preussag Konzern под крышей своего дочернего

предприятия Hapag-Touristic Union (HTU) за два года сумел создать наиболее

диверсифицированный туристический концерн Европы. В эту империю входят не только

туроператоры и турагентства, но и гостиничные сети Riu и Robinson, а также

авиакомпания Hapag-Lloyd. По сумме оборота в 1999 году HTU опережал своего

ближайшего конкурента -- британскую компанию Airtours -- более чем в 2 раза (9,2

и 4,3 млрд евро соответственно). Не случайно в прошлом году более 40% всех

турпоездок европейцев пришлись на так называемые пэкидж-туры (пакеты

туристических услуг), включающие в себя размещение, транспорт, экскурсии и т.

д., за которые клиент платит сразу в отправляющей его в путешествие фирме.

Неудобный клиент.

Стратегия, направленная на расширение собственной туристической

инфраструктуры, во многом продиктована особенностями спроса. За последнее

десятилетие сформировался новый тип отдыхающего, доставляющий много головной

боли стратегам туристического бизнеса.

В восьмидесятые годы около 70% всех путешествий относились к категории

классического семейного отдыха по средним ценам, продолжительностью в 2-3

недели. Эти туры год за годом заказывались у одной и той же фирмы. В 60-е годы

немецкая компания Neckermann Reisen к каждому сезону готовила и посылала в

турагентства всего один каталог, в 80-е -- не более трех, а сегодня предложения

туроператора представлены в десятках специализированных брошюр.

По словам Вернера Зюльберга, специалиста по исследованию рынка из немецкой

компании Dertour, сегодня так называемый классический, "безобидный" потребитель

практически вымер, и на смену ему уже пришел новый клиент. Вот его краткий

портрет. Он активен и готов к экспериментам, вследствие чего с легкостью меняет

турфирму, услугами которой пользуется. При этом он хорошо информирован и с

помощью таких нововведений, как Интернет, имеет возможность выбирать наиболее

дешевые варианты (правда, исследования показали, что сумма, которую удалось

сэкономить на путевке, обычно все равно тратится в месте отдыха). Сегодня

западноевропеец отдыхает чаще (два-три раза в год), хотя средняя

продолжительность поездок уменьшилась. От отпуска он требует максимальной

образовательной, спортивной, коммуникативной отдачи. Турист наших дней избалован

разнообразием предложений, требователен и предпочитает туры, компонуемые по его

желанию.

Весь спектр подобных запросов способны удовлетворить лишь крупные,

диверсифицированные фирмы, экономящие на издержках за счет собственной

разветвленной инфраструктуры. Но и здесь есть некоторая хитрость. Туристы не

всегда замечают, что покупают вовсе не индивидуальный турпакет. По отработанной

в отрасли схеме на стандартное предложение обычно накладывается какая-либо

дополнительная услуга -- вот и готов новый продукт. Любитель виндсерфинга и

теннисист могут лететь в одном самолете и жить в одном отеле, но иметь

совершенно разные программы пребывания и ни разу не встретиться.

К экспансии в сопредельные отрасли подталкивает турфирмы и вопрос качества,

который во многом сменил на повестке дня ценовую конкуренцию. Агрессивная

ценовая политика на европейском рынке привела в середине 90-х годов к тому, что

снижение цен на туристические услуги достигло критического уровня. Угроза

резкого падения доходов даже заставила многие компании отказаться от снижения

цен на нераспроданные туры (скидки на так называемые "горящие путевки" порой

достигали 50%). Сегодня тот, кто хочет сохранить стабильный круг клиентов,

должен гарантировать самые высокие стандарты качества. Это намного легче

осуществить, если вся цепочка продвижения услуги сосредоточена в руках одного

концерна.

Инвестиции в будущее.

Оценивая перспективы развития турбизнеса, следует учитывать, что в ближайшие

годы существенное воздействие окажет на него повсеместное распространение числа

пользователей Интернет и развитие электронной коммерции. Главным образом это

коснется планирования и бронирования поездок. В Германии, например, в прошлом

году через Интернет было забронировано 1,8 млн туров. На сегодняшний день

туристические сайты посещают около 60% европейских пользователей Сети, из

которых каждый шестой бронирует путевки. Возможность выбрать и заказать тур, не

выходя из офиса или дома, будет, по всей видимости, еще одним стимулом для

развития туриндустрии.

Правда, на данный момент электронная коммерция составляет всего 2% оборота

европейского туризма. Однако специалисты немецкого исследовательского центра IPK

предсказывают, что уже к 2003 году через Интернет будут продаваться уже порядка

10-15% всех туров. На состоявшейся в марте этого года ежегодной туристической

выставке в Берлине практически все участники представили свои "электронные

предложения" на сезон 2000 года.

Примечательно, что с помощью Интернета пытаются найти свою эксклюзивную нишу

на формирующемся рынке гигантов и небольшие компании. Так, на Берлинской

выставке была представлена немецкая фирма Travel24.com. Она предлагает не только

круглосуточную виртуальную продажу билетов на самолеты и поезда, бронирование

гостиниц и билетов на спектакли, но и прямой контакт в режиме реального времени

со своими представителями, круглосуточно работающими на дому и готовыми

предложить консультацию. В прошедшем году спрос на услуги фирмы превысил

предложение почти в 30 раз.

Шанс для России.

Туристическая выставка в Берлине выявила и еще одну тенденцию -- все большую

популярность у европейских путешественников начинают завоевывать страны

Центральной и Восточной Европы. Согласно прогнозам ВТО, в предстоящие десять лет

наибольший прирост гостей ожидается в России (8,5%) и Хорватии (8,4%). По словам

генерального секретаря ВТО Франческо Франджиалли, бывшие соцстраны

привлекательны прежде всего своими выигрышными ценами. Кроме того, по

утверждению европейского агентства Euromonitoring, стремительное развитие

отрасли приводит к тому, что существующая инфраструктура не справляется с

быстрым увеличением числа путешествующих. В этих условиях турфирмы все чаще

предлагают своим клиентам "нетрадиционные страны".

Объективно для России, которая в 90-е годы имела отрицательное

"туристическое сальдо" до 5 млрд долларов в год, наступил весьма благоприятный

момент, чтобы вывести отечественный туризм из состояния затяжной депрессии и

предложить миру собственный качественный турпродукт. По крайней мере,

определенный интерес к российской тематике есть. "Посетите столицу царей

Санкт-Петербург и самые богатые музеи в мире" -- примерно в таком духе зазывают

сегодня западные рекламные проспекты. Уже в прошедшем году количество въезжающих

в Россию туристов (3 млн 60 тыс.) впервые после распада СССР превысило

количество выезжающих за границу по турвизам россиян (2 млн 800 тыс.). В 1999

году объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг вырос по сравнению с 1998

годом на 6%. Прошлогодние поступления в бюджет по статье "туризм" выросли на

20%. По оценкам ВТО, к 2020 году Россия может занять 5-е место среди самых

популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании,

Великобритании и Италии (сегодня мы занимаем 13-ю позицию).

Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую

инфраструктуру инвестиции могут оказаться крайне выгодными. Однако пока в

реконструкцию убыточного гостиничного хозяйства, доставшегося в наследство от

советских времен, вкладываются в основном крупнейшие российские предприятия ТЭКа

(многочисленные гостиницы на Черноморском побережье, возведенные на средства

"Газпрома" и "Роснефти"), а также иностранные компании (гостиничный комплекс во

Владивостоке, построенный Hyundai, или отель "Оснабрюк" в Твери, принадлежащий

немцам).

Есть и более масштабный подход со стороны иностранных партнеров, намеренных

заработать на русском туристическом буме. В настоящее время осуществляется ряд

совместных международных программ по развитию туризма в России. Например,

правительство Швеции выделило 1,7 млрд долларов на создание туристической

инфраструктуры на российском Северо-Западе в рамках программы "Развитие туризма

в Балтийском регионе". Согласно планам организаторов проекта, заезд в

Санкт-Петербург в рамках турпоездки в Стокгольм может привлечь новых клиентов из

США, Канады и Австралии.

Невидимый экспорт.

Основоположником сегодняшней туриндустрии можно считать британца Томаса

Кука: в 1841 году он организовал первую в истории человечества туристическую

поездку -- продолжавшееся несколько часов двенадцатимильное путешествие на

поезде, с целым пакетом услуг, включая музыкальное сопровождение и сэндвичи.

Кук, бывший священник, заботился об организации досуга рабочих, предпочитавших

заниматься в те годы в основном распитием спиртных напитков. Видимо, именно

поэтому небеса благословили новый бизнес. Сегодня компания Thomas Cook,

предоставляющая туристические и финансовые услуги, обслуживает ежегодно 20 млн

клиентов.

С конца пятидесятых, когда население Европы успело окончательно оправиться

от войны и резко увеличилось число туристических агентств, отмечается

непрерывный рост туриндустрии. По данным ВТО, в 1950 году число туристов во всем

мире составляло около 25 млн человек, а оборот отрасли -- 2,1 млрд долларов.

Спустя полвека эти показатели увеличились соответственно до 635 млн человек и

439 млрд долларов. Туризм -- или как его называют "невидимый экспорт"

(производимые "на вывоз" услуги не покидают пределов страны) -- стал основой

экономики таких стран, как Греция или Испания.

Показателен факт, что на протяжении полувека отрасль демонстрировала

удивительную стойкость по отношению к неблагоприятной мировой конъюнктуре, о чем

свидетельствует ее стабильность в годы экономических кризисов 1973-1975-го и

1981-1982 годов. Спрос на туристические услуги падал несущественно, скорее он

переориентировался на более дешевые виды отдыха (росла популярность внутреннего

туризма, кемпингов и загородных дач). Напротив, прогнозируемый на ближайшие годы

рост мировой экономики поможет туриндустрии расти рекордными темпами. По

прогнозу европейского агентства Euromonitoring, к 2006 году количество туристов

может достичь отметки в один миллиард человек.

Среди наиболее популярных нетрадиционных видов туризма специалисты выделяют

приключенческий туризм (например, прогулка по африканским джунглям),

культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают

туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде), лечебный туризм,

включающий разнообразные оздоровительные программы. Отмечается активный всплеск

интереса к экотуризму и всем его разновидностям: агротуризму, или туризму в

сельской местности, "фермерскому", "зеленому", "пляжному", "природоохранному"

туризму и т. д. В последнее время большой популярностью у европейцев пользуется

посещение национальных заповедников.

Широкое распространение за последние десять лет получили отпуска с

оплаченными услугами (all-inclusive tour). Их организуют системы клубов, каждый

из которых представляет собой современный туристский комплекс, включающий отели,

бассейны, дискотеки, рестораны, спортивные сооружения, банки и детские клубы. За

многочисленные услуги, будь то питание, проживание, напитки, спорт или

развлечения, клиент платит только один раз -- при покупке тура. Наиболее

известные клубные системы Club Med, Sandals, Robinson окутали своей сетью

практически весь земной шар, предлагая отдых на все вкусы и возможности.

Наконец, одним из наиболее перспективных проектов специалисты называют

сооружение искусственных миров отдыха. Один такой уже существует в Японии --

парк Сигалия. Он рассчитан на 10 тысяч человек и помимо прочих удовольствий

предлагает отдыхающим понежиться на райском пляже длиною 140 метров,

оборудованном самой современной системой искусственной подачи волн. (“Эксперт”, 15.05.2000)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 18.09.2019
    USD64,1213+0,2941
    EUR70,6040-0,0655
    E/U1,1011-0,0061
    БВК67,0385+0,1323
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности