Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 25 (119) от 15.12.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ДИЗАЙН – ДЕЛО ТОНКОЕ

Создатели дизайн-бюро OstenGruppe считают, что суть профессии дизайнера - не украсить продукт, а понять, зачем он, и сделать его образ максимально точным

Последний Генеральный план развития Москвы, принятый во времена развитого социализма, предусматривал использование в застройке красно-белой гаммы как основной. Оговаривалось, что "это сочетание естественным образом отстоялось в процессе исторического развития города". Трудно угадать, что именно побудило маститых архитекторов настаивать на таком постулате - то ли белый декор красного кирпича кремлевских башен, то ли навязшая в мозгах с поры обычного для студентов МАрхИ увлечения отечественным авангардом картина "Клином красным бей белых" Эль Лисицкого, - а может быть, все они были болельщиками "Спартака", как Брежнев. Тем не менее красный с белым во времена советской власти доминировал в визуальной среде на всей территории империи за исключением Грузии, где при просвещенном Шеварднадзе лозунги было принято рисовать белым по голубому.

Главным видом изобразительного искусства той эпохи считалось монументальное искусство - по крайней мере, оно было самым крупным. Оно бы выглядело еще более крупным, если бы художники не боялись использовать в своих композициях открытые цвета. Но хорошим вкусом считалось приглушать оттенки, и это, по всей видимости, было обусловлено соображением, что ярко-красными могут быть только флаги и лозунги.

Помимо воспитательно-пропагандистской функции монументальное искусство имело еще и утилитарно-эстетическую - прикрывало слепые торцы зданий. Пробовать украшать города чем-то еще было бессмысленно - возле станции метро "Бабушкинская" установили как-то раз скульптурную композицию, изображавшую среди прочего козу, - козе тут же обломали рога. Все привыкли довольствоваться малым, излишества раздражали.

Социализм рухнул из-за развития информационных технологий. Когда-то кремлевские копирайтеры пробовали пудрить мозги аудитории слоганом со странной формулой, где слагаемыми были советская власть и электрификация. Но представить себе тот же коммунизм производным от "компьютеризации" оказалось невозможно. И когда это стало очевидно для всех, коммунистическая идея умерла, и нас потянуло на излишества.

Развитие графического дизайна на Западе всегда было связано с рекламой, упаковкой и дизайном журналов. В его функции входили в том числе пропаганда образа жизни, стимулирующего увеличение потребления, и навязывание некоторых эстетических норм, которые, в свою очередь, способствовали формированию визуальной среды, во многом определявшей культурный уровень населения.

Нечто подобное стало происходить и у нас. Графический дизайн начал работать на рекламу. Прежние стереотипы были разрушены. Возникла новая поп-культура, ориентированная на западные образцы. Умельцы из народа, ставшие пользователями PC, наловчились клепать дизайн, способный удовлетворить нужды заказчиков в красных пиджаках, соответствующий присущему им уровню креатива. Дизайнеры академической школы опешили и долго не могли прийти в себя. Рынок оказался во власти трэша. Если он чему и был адекватен, то лишь представлениям о красивом, сложившимся в пору увлечения полиэтиленовыми пакетами с заграничными буквами.

В то же время лучшие дизайнеры, обладающие достаточной гибкостью мышления и способностью быстро сосредоточиться, приняли перемены с энтузиазмом. В самом выгодном положении оказалось поколение, которое в эту пору принималось учиться, - с одной стороны, им не успели замусорить мозги, с другой - они хорошо понимали, какой прах отряхивают с ног. Однако всем им трудно было найти заказчиков, восприимчивых к уровню креатива, который они могли предложить. Впрочем, эта проблема глобальна - заказчиком лучших работ Стефана Загмайстера, одного из главных героев мирового графического дизайна, оказался Американский институт графического дизайна. Спрос определяет предложение на любом рынке - если сделать поправку на особенности национального характера и исторических приключений, пропорциональное соотношение хорошего и плохого дизайна во всем мире должно быть примерно равным - пропорциональным соотношению плохих и хороших людей.

Одновременное появление компьютера, который предлагал возможности реализации творческого потенциала на совершенно ином уровне, и обретение гражданских свобод, предполагавших примерно те же возможности, но в другом плане, определили колоссальную скорость развития рынка графического дизайна. Еще вчера казалось, что главные игроки рынка - крупные международные сетевые агентства, с корпоративной культурой и стабильными технологиями. Но всего пара лет господства сетевиков - и вот уже на рынке появляются маленькие студии графического дизайна, своего рода креативные бутики, способные оперативно и комплексно решать проблемы не транснациональных корпораций, а столь же небольших и мобильных компаний, как и они сами.

Некоторые оценки работы OstenGruppe

Василий Цыганков, креативный директор "ИМА-Пресс":

- Когда эти дизайнеры - Анна Наумова, Игорь Гурович и Эрик Белоусов - работали в ИМА, они и слышать там не хотели об интерьерах... А когда остались одни, стали браться за все и поняли, что это тоже интересно. Они очень талантливые. Благодаря этому они смогли уйти, объединиться, организоваться и чего-то достичь. Игорь - легкомысленный, но в хорошем смысле слова. Относится ко всему легко, как будто играет в игру. Эрик тоже очень странный. В отличие от всех остальных долго зреет, сидит с проектом основательно. Вагонетка с углем, которую сложно остановить. У Ани - невероятное упорство, которое все двигает.

Галина Гайгерова, президент компании "Актив Медиа" (совместные с OstenGruppe проекты "Актив Медиа": Microsoft - разработка антипиратской кампании, разработка фирменного стиля "Актив Медиа", разработка брэнда для компании - производителя кухонной мебели, разработка фирменного стиля Toyota):

- Этих ребят отличает невероятная креативность. Современный рынок дизайнерских услуг редко предлагает сочетание креативности и четкого представления товарных и бизнес-задач. Они под любую задачу клиента дают четкий продукт. Мы работаем со многими дизайнерскими бюро, но они для нас самые любимые партнеры. Они очень коммуникабельные, они знают, какие идеи нужны для каждого конкретного продукта.

У них чувствуется знание проекта, знание предмета во всем. Они одинаково талантливо работают в совершенно разных нишах: и для банковских клиентов работают, и мебель делают, и занимаются разработкой фирменного стиля, поддержкой рекламных и PR-кампаний клиентов. А последнее вообще невозможно без знания товарной и маркетинговой политики клиента.

Юрий Дуравкин, владелец сети оптики Good Look (для этой сети дизайнеры OstenGruppe продумывали стиль, концепцию, название, оформление и т. д.):

- С этой компанией мы стали работать по рекомендации. Не ошиблись. Ребята работают с душой - чувствуется глубина погружения. Они предлагают именно то, что нужно. У них есть четкое понимание задачи, поэтому отображение получается тоже точным. У них есть редкое сочетание профессионализма и креативности. Причем креатив не ради креатива, а ради цели бизнеса. Они помогают рождению брэнда, потом помогают его воспитывать. Они знают, что делать, чтобы не происходило размывания брэнда, что будет вредить брэнду и так далее. Мы, когда искали креативщиков, разговаривали со многими дизайнерами. Создалось впечатление, что отношение к делу у всех у них поверхностное: просто есть определенный набор инструментов, которым они пользуются в определенных ситуациях. Кроме того, проектом занимаются не сами звезды, а рядовые сотрудники. В OstenGruppe всю работу делают сами звезды. И это их конкурентное преимущество.

В дизайн-студии OstenGruppe, о которой пойдет речь ниже, поняли, что для них, маленьких, есть место на этом рынке, одними из первых. Игорь Гурович, Анна Наумова и Эрик Белоусов давно признаны одними из лучших московских дизайнеров. Но их слава до сих пор была в основном результатом участия в некоммерческих проектах, реализация которых была единственной возможностью выразить себя без ограничений. И они вкладывали в свои работы такой заряд позитивной энергии, что его хватало всем, кто был в состоянии его воспринять.

Сегодня они делают то же или почти то же на рынке и для заказчиков. Они ушли из сравнительно крупного рекламного агентства "ИМА-Пресс" недавно. Ушли потому, что возможность работы с заказчиками, которых они выбирают сами, показалась им кратчайшим путем к максимальной самореализации. За это время OstenGruppe вместе с Игорем Чапуриным спроектировала мебель для проекта Chapurincasa, оформила телеканал "Rambler-Телесеть", создала имиджевый фильм для "НИКойла", разработала концепцию салонов оптики Good Look, обдумала дизайн сети дилерских центров Toyota и разработала концепцию журнала "Популярные финансы". В общем, к ним идут.

Теоретики рекламы и графического дизайна до сих пор нудно спорят о том, есть ли место искусству в этом ремесле. Но искусство от ремесла отличает только количество вложенной в работу души (таланта). "Если работать без души, не замечаешь жизни, будто бы ее и не было", - утверждает Игорь Гурович. Ну и далее по тексту.

- Почему вы ушли из рекламного агентства?

Игорь Гурович: Захотелось какой-то новой жизни. Это была проблема не столько денег, сколько самореализации. Здесь ты сам принимаешь решения, которые согласуются с твоими морально-этическими принципами, ты работаешь с теми людьми, которые тебе приятны. С теми, кто неинтересен, ты не работаешь. В большой фирме это невозможно. Большая фирма очень жестко диктует условия.

Анна Наумова: В крупном агентстве работа строится на рекламных технологиях. Технологии агентства предполагают, что очень много людей выстроены в цепочку. Это работающий механизм, в котором у каждого есть какие-то строго ограниченные функции. А маленькое дизайн-бюро - это творчество, это процесс. Наши заказчики приходят к нам, потому что у нас здесь кухня и здесь варятся разные новые супы. Люди приходят за процессом, они могут видеть, каким образом получается продукт, и хорошо, что им это интересно.

И. Г.: Большая фирма - это прежде всего специализация. Каждый дизайнер закрывает свою маленькую амбразурку. У нас каждый закрывает большее количество амбразурок, чем в агентстве, мы универсальны.

- Чем специализация в дизайнерском деле плоха для заказчика?

И. Г.: Особенность специализации в том, что она предполагает конвейер. Креативный директор на основе максимально подробного брифа предлагает концепцию, один из арт-директоров делает наброски в виде "огурцов", бильд-редактор шарит в Интернете платные исходники или заказывает фотографу съемку, у фотографов тоже теперь специализация - одним лучше удаются тела, другим натюрморты. Если нужны иллюстрации, обращаются к иллюстраторам-фрилэнсерам, на которых есть база данных, где указано, кто из них может лучше нарисовать упаковку чипсов, кто - улыбку для зубной пасты. Превращение "огурцов" в фигурки - задача дизайнеров, за которыми все подчищают верстальщики. Если в процессе заказчик предлагает какие-либо изменения типа "черточку повыше", они тут же фиксируются в брифе, чтобы потом не возникало вопросов "отчего черточка тут". Все функции четко распределены и зафиксированы документально. Люди из года в год делают одно и то же - им уже не нужно напрягаться и думать, у них уже накоплена база стандартных решений, которыми они могут тупо манипулировать.

А рынку уже нужен индивидуальный подход. И нам отсутствие конвейера дает возможность садиться и придумывать новые идеи для каждого конкретного случая. Люди, которые делают "Кока-Колу", все остальное будут делать точно так же. Люди, которые делают рекламу для "Самсунга", не будут переключать мозги на что-то другое, они просто сделают все остальное так же, потому что "Самсунг" - их генеральный клиент и они целиком сосредоточены на его окучивании, решении его конкретных проблем, которые всегда одни и те же. Для "Самсунга" это хорошо, а для остальных проектов - нет.

- От чего еще кроме специализации внутри агентства вы хотели уйти, создавая свой бизнес?

И. Г.: Надо сказать, что существует специализация и самих рекламных агентств, и маленькие студии тоже часто увязают в каком-то одном виде деятельности. Есть студии, которые делают плавленые сырки, делали вино, делали соки. Притом не последние студии... А мы понимали, что вот так сидеть и года полтора делать сырок, - не для нас. А сырки - они же бесконечные... Их штук по восемь, там, с лучком, с перчиком, с ветчиночкой... Стошнило бы в конце концов.

А. Н.: Причем эти вот сырки - это реальные деньги. При том что до недавнего времени здесь принято было платить за дизайн упаковки на пару порядков меньше, чем на Западе, все равно это постоянный источник дохода, который еще и в силу своей серийности не требует особых усилий. Меняешь себе перчик на бекончик, а денюжки капают. Но ведь скучно!

На самом деле, за эти полтора года, пока мы существуем, большинство студий, которые занимались только сырками или календарями, пришли к осознанию, что надо заниматься всем: и сырками, и архитектурой, и интерьерами, и модой. Уход от специализации - это естественный процесс. И нам надо было понять, какую занять нишу. И была такая свободная ниша, которая нам больше всего подходила.

- И какая это ниша?

А. Н.: Таких раздолбаев-придурков, которые делают все весело и красиво. Которые могут выдать индивидуальный продукт.

И. Г.: Мы просто ничего не умеем делать, у нас нет стандартного мышления. Каждый раз изобретаем велосипед, и он получается разный. И это очень ценно. Когда у нас будет знамя, мы на нем напишем наш лозунг: "Бодрый дилетантизм".

- То есть вы постоянно находитесь в состоянии эксперимента?

А. Н.: Мы заказчиков всегда честно предупреждаем о том, что мы не находимся в технологии. Когда нам позвонили с Rambler и попросили взяться за разработку телеканала, они прекрасно знали, что мы не телевизионные дизайнеры. С мебелью такая же история. Чапурин занимается модой, мы - графические дизайнеры. Для него это эксперимент, и для нас - тоже. Итальянцы - производители мебели - заинтересовались, потому что знали, что мебельные дизайнеры так не сделают. Самое ценное в нашем деле - это безбашенность. Работать по правилам можно научиться, и огромное количество людей делает это хорошо. Смысла быть сорок пятым в двадцатом ряду нет, хочется всегда делать что-то по-настоящему новое.

Завиральные истории

- За каким дизайном к вам приходят заказчики?

И. Г.: За хорошим и умным.

- Какими критериями вы руководствуетесь, выбирая заказчика?

И. Г.: Для нас важно, чтобы продукт, который придется продвигать, был качественным, потому что из дерьма конфету не сделаешь - дерьмо все равно будет вонять, и, разумеется, мы прикидываем, насколько нормально можно общаться с заказчиком - можно ли с ним подружиться, например.

- Как вы взаимодействуете с заказчиком?

И. Г.: Человек приходит к тебе и говорит, что есть такая вот проблема. Ты сидишь и рисуешь какую-то закорючку на бумажке. И потом смотришь на него: глаза горят - можно работать, не горят - нельзя. У нас так получилось, что все наши партнеры - это люди, у которых глаза горят, им небезразлично, что они делают, что они производят. Правда, из-за этого и проблемы есть: партнерам интересно присутствовать на мозговом штурме, им хочется быть в курсе каждого нашего шага - это иногда мешает сосредоточиться.

- А как вы взаимодействуете друг с другом? Вы дизайнеры примерно одного уровня, и порой бывает трудно определить, кто из вас сделал тот или иной плакат. Есть ли у вас внутренняя конкуренция?

И. Г.: Никакой конкуренции быть не может. Мы часто сами не можем определить, кто родил идею, которая оказалась убедительно лучшей, потому что это все возникает, например, из каких-нибудь набросков, которые валяются на столе, и кто-то, случайно взглянув на них, может чужую идею интерпретировать совершенно неожиданным образом.

- Как вы работаете вместе?

И. Г.: Основное время работы над проектом занимает мозговой штурм. Мы просто подкидываем в воздух идеи. В начале самое главное - никакие идеи не критиковать. Потому что в начале, когда люди не привыкли к теме и относятся к ней легко, они склонны говорить самые замечательные и чудесные вещи. Как самые глупые, так и самые умные. У нас в команде распределены роли. Кто-то, например, придумывает какие-то завиральные штуки.

- Это что такое?

И. Г.: Например, мы думали о рекламе пластиковых платежных систем. Один сказал: "А я знаю, что такое деньги. Деньги - это птицы. Они везде летают". Здорово! Это сложно реализовать, но это можно иметь в виду, и хорошо, что всегда есть такой человек, который такие штуки говорит. Есть человек, который может анализировать. Есть человек, который из маленькой идейки может развить длинный план. У каждого есть что-то свое. Семьдесят процентов рабочего времени уходит на разговоры, чтобы понять, что надо. Как ни странно, процесс дизайна - это не сидение за компьютером. Как сделать хорошую и понятную картинку, учат в институтах. А придумать точную историю - это гораздо интереснее. Как ни странно, и с проектом Chapurincasa так было, нарисовали все быстро, а до этого сидели очень долго и придумывали кучи завиральных историй, очень красивых. Но воплотили только часть из них.

- И какие истории были с проектом Chapurincasa?

И. Г.: С Игорем Чапуриным мы делали мебель, светильники, паркет и фарфор. Мы создавали дизайн, а итальянская компания Pitty Italian Home Decoration занималась производством. Истории были такие. Поскольку мы понимали, что это русская мебель, мы пытались найти какое-то количество уникальных русских историй, которые можно было бы использовать. Одна из историй, которая нам всем очень нравилась, - московское метро. Это громоздкие, тяжелые и сложные вещи. Когда мы сказали "метро", мы попытались определить правила. Какие-то вещи совсем формальные ушли, хотя было искушение их задействовать. Мы, например, хотели сделать мозаичные вставки золотого и пурпурного цветов. Но потом стало понятно, что это не нужно. Мы поездили в метро и все отщелкали. У нас есть все метрошные скамейки, ножки скамеек, фонари и эскалаторы. Московское метро, как ни странно, очень корреспондирует с американским стилем небоскребов - был такой дизайнерский стиль в конце тридцатых. Если помните, у нас были такие черные угловатые телефоны - вот это тот стиль.

Вторая история была про солдат. Русский солдат все носит с собой, в походах, в пыли. И от этого пошли "скатка" и "перетяжка". Эти детали стали важной частью мягкой мебели. Такая домашняя милитаризированность.

Когда мы делали паркет для Chapurincasa, задача была сделать его таким, чтобы можно было легко на полу создавать любые картинки. Мы думали, что такое паркет, и поняли, что паркет - это же конструктор. Есть такой фильтр на компьютере, который пикселит изображение - увеличивает каждую точку в несколько раз. Мы взяли цветовое пятно и прогнали через этот фильтр. У нас получился новый квадратный шаг паркета.

- А какие идеи возникали с телеканалом?

И. Г.: Rambler делался так. Поскольку в графике мы плакатные дизайнеры, мы решили сделать плакатный телеканал. Очень крупная типографика, очень простые фоны, очень простое движение. И мы решили сделать все на тексте и на смысле. В межканальный интервал были введены такие маленькие визуальные притчи с большим количеством умного текста. Важно было придумать идеологию канала. Оттого что на канале много передач, он еще не становится каналом. Все зависит от того, каким языком и с какой интонацией говорить. На телевидении сто пятьдесят новостных программ, тем не менее все смотрят какую-то одну. Почему? Новости все одинаковые, но интонация, с которой их произносят, она твоя или не твоя. Наша задача - ее найти. И внятный текст без словесной эквилибристики нам показался хорошей интонацией. А раз она так проговаривается, то должна быть такой же и визуально: внятная, доступная и простая.

- А какие идеи приходили при разработке концепции журнала "Популярные финансы"?

И. Г.: Мы, как всегда, думали: а что бы сделать такое, чего не было никогда. И чтобы это попало в жанр, работало, было понятно, легко собиралось и чтобы не надоедало через какое-то время. Например, мы думали, что было бы здорово лепить графики из пластилина, а потом их фотографировать. И сразу бы журнал был наполнен какими-то штучечками-дрючечками. Но технологически это сложно - раз, и на втором номере это бы стало однообразно и скучно - два. Было бы здорово нанять киношника и сделать анимационные графики, разыгрывать их. Но это дорого.

МОДА НА ВНЯТНОСТЬ

- И за эти идеи вам платят деньги?

И. Г.: Мы зарабатываем деньги тем, что перестраиваем собственные мозги. В дизайне главное - заставить себя не пользоваться стереотипами. Решить проблему каким-то нестандартным образом - это и есть дизайн.

- Известный маркетолог Джек Траут в одной из своих книг говорит, что задача людей, которые создают образ товара, - не похоронить под толщей креативности информацию о самом товаре. Многие образцы современной рекламы отличаются таким "творчеством", что иногда бывает трудно понять, что вообще рекламируется. Вы не боитесь потерять товар под своей бурной креативностью?

А. Н.: Отвлеченная от продукта креативность никому не нужна. Дизайн - это прежде всего средство коммуникации. Его задача - донести до человека информацию о продукте максимально понятным образом. Хороший дизайн должен быть одинаково адекватен и продукту, и человеку.

- Существует ли какая-то мода в дизайне?

И. Г.: В графике до какого-то периода были модные направления, сейчас их нет. Сейчас есть одна мода, единая для всех дизайнеров - мода на внятность. Те рекламные кампании, которые мы сейчас видим на московских улицах, от внятности и точности очень далеки. Мы в России, как всегда, берем количеством, а не качеством.

Внятность выражается в том, насколько форма соответствует содержанию и задаче. Внятность для нас - это прежде всего точное попадание в цель. При условии, что мы не пользуемся стандартными наборами приемов, форм и решений. Всегда понятно, какая стилистика может соответствовать тому или иному проекту и как его сделали бы остальные. Нас интересуют неожиданные решения, которые могли бы удивить нас самих. Этот процесс всегда прежде всего интуитивный. Мы сосредоточиваемся на задаче, и в какой-то момент на мониторе возникает ее решение, независимо от того, кто из нас это сделал, одинаково убедительное для всех. Хороший дизайн - это когда получается абсолютная вещь, от которой ничего нельзя отнять и к которой ничего нельзя добавить, в том числе еще один вариант решения. Дизайнеры с мировым именем на Западе, как правило, предлагают заказчику только один вариант. При этом не важно, как много труда вложено в эту работу, мы получаем деньги за работу мозга прежде всего. Максимальный уровень профессионализма, к которому мы стремимся, - научиться делать любую работу за пятнадцать минут так, чтобы получалось три одинаковых по качеству варианта, из которых заказчик мог бы выбрать тот, что ему по душе.

- В чем еще отличия в подходе к дизайну на Западе и в России?

А. Н.: Обычно к нам обращаются заказчики и говорят, что им нужно. В Лондоне и Нью-Йорке по-другому: там дизайнер сам выбирает заказчиков. Здесь все-таки еще выбирают нас, но мы уже можем не соглашаться на работу. Нас очень любят московские иностранцы. С иностранцами всегда было легко. Все проекты, которые мы делали с иностранцами, реализуются здесь, за границей своих дизайнеров достаточно. Там этот рынок более заполнен - людей, выходящих за рамки обыденного, гораздо больше. И у нас тоже будет больше таких людей.

И. Г.: Лет пять назад я встречался с интересной тетечкой - дизайнером из Лондона. К ней обратились, чтобы она сделала редизайн одного из лондонских кварталов: перекрасить фасады, поставить урны, какие-то штучки-дрючки повесить. Она провела свое дизайнерское исследование: она ходила, говорила с людьми и выяснила, что с этим кварталом не надо ничего делать, просто сделать ровными тротуары. Это уже другой уровень дизайна - партнерство заказчика и дизайнера. У нас в России пока еще очень немногие студии являются для заказчика партнерами, а не исполнителями. Для самих дизайнеров это тяжелее, чем работать с обычным заказчиком, который отдал тебе деньги, и все. От партнерства выигрывает только продукт, а это самое главное. Но, я думаю, все постепенно встанет на свои места, мы, по крайней мере, стараемся что-то делать для того, чтобы ситуация на этом рынке стала более цивилизованной.

/Эксперт, 15.12.2003/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.09.2019
    USD63,8487-0,3712
    EUR70,5975-0,3398
    E/U1,1057+0,0011
    БВК66,8857-0,3571
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности