В 2004 году цены на размещение рекламы в России увеличатся также на 30%
В среду, 28 января, в Москве прошла пресс-конференция на тему “Объем рекламного рынка в 2003 году. Анализ. Тенденции. Перспективы”, организованная Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР). На пресс-конференции было заявлено, что в 2003 г. прирост рекламного рынка России составил 50%, а сам его объем достиг 3 млрд долл. Кроме того, был сделан прогноз дальнейшего развития рекламной отрасли. По мнению экспертов АКАР, объем российского рекламного рынка к началу 2005 г. увеличится на 1 млрд долл. и достигнет 4 млрд долл., что равняется суммарному объему рекламных рынков всех государств Восточной Европы, а цены на размещение рекламы вырастут на 20–30%. Правда, в текущем году рынок все-таки несколько сбавит темпы роста – это, по мнению экспертов АКАР, свидетельствует о том, что он приходит в норму после кризиса 1998 года. И если сейчас рекламная отрасль растет все еще за счет наверстывания упущенного, то уже через 4–5 лет она будет наращивать свой объем “в ногу” с экономикой страны, как это происходит в цивилизованных странах.
Как рассказали RBC daily в АКАР (бывшая Российская ассоциация рекламных агентств) – общественной организации, представляющей интересы рекламного бизнеса России и на сегодняшний день объединяющей более 100 рекламных агентств, – объем медийной рекламы (ТВ, радио, наружная реклама и т.д.) в 2004 г. составит около 3,5 млрд долл. Если же учесть нетрадиционные виды рекламы – прямой маркетинг, вывески и др., а также производство рекламы, – то в результате как раз и получается цифра в 4 млрд долл., что на 1 млрд больше, чем в ушедшем 2003 году. Рынок продолжит расти как за счет отечественных производителей (сегодня в России появляется и выводится на рынок множество брендов), так и за счет зарубежных рекламодателей – производителей автомобилей, банков и т. д. “Рекламный рынок “следит” за потребительским рынком и растет вместе с ним”, – комментирует RBC daily ситуацию Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации рекламодателей.
Согласно прогнозам экспертов АКАР, абсолютным лидером на рекламном рынке по-прежнему будет телевидение. В 2004 г. объем рекламы на ТВ увеличится на 6% – до 54% от общего объема рекламы – и составит более 2 млрд долл. Причина этого в том, что спрос на телерекламу, как предсказывают эксперты рынка, останется по-прежнему высоким, а рекламодатели будут готовы к ее дальнейшему подорожанию. Правда, высокий рост цен на телевизионную рекламу заставит рекламодателей обращаться к более дешевым СМИ. Именно поэтому доля рекламы, к примеру, на радио также продолжит расти, но, в отличие от телевидения, в процентном соотношении останется без изменений – 4% (согласно расчетам АКАР, это 110–150 млн долл.).
Доля размещения рекламных ресурсов в прессе за указанный период, согласно прогнозам, снизится с 29% до 25% и составит 930 млн долл., в том числе доля рекламы в газетах снизится на 4% – до 13% – и составит 480 млн долл., в журналах – останется на уровне 12% (450 млн долл.). “Это означает, что объем рекламы в прессе растет, но медленнее, чем, к примеру, на телевидении. Я бы объяснил это тем, что печатные издания в России пока еще не имеют больших тиражей. Скажем, тиражи практически всех журналов маленькие”, – говорит Вадим Желнин. Именно поэтому основная доля рекламных доходов сегодня приходится на общенациональные газеты вроде “Комсомольской правды”, которые можно пересчитать по пальцам. Тем не менее журналы-еженедельники по объемам рекламы находятся на втором месте.
Доля сегмента наружной рекламы, согласно оценке АКАР, снизится на 2% – до 17%, ее объем составит 650 млн долл. Правда, в исследовательской компании “ЭСПАР-Аналитик” не совсем согласны с тем, что доля сегмента “наружки” снизится. “Это некий пессимистичный прогноз, сделанный какое-то время назад и построенный, видимо, на возможном уходе табака из наружной рекламы. Но поскольку табак продолжит рекламироваться, по моим прогнозам, объем рынка наружной рекламы в этом году составит не менее 700 млн долл.”, – сказал RBC daily Андрей Березкин, генеральный директор исследовательской компании “ЭСПАР-Аналитик”.
В целом же в текущем году рынок несколько сбавит темпы роста. Если за последние 3 года прирост рекламного рынка составлял 50% ежегодно, то в этом году ожидается прирост в 30%. Участники рынка говорят, что это естественный процесс. “Скажем, в развитых странах рост рекламного рынка значительно ниже и равен росту показателя – аналога российского ВВП с задержкой на год. То есть если в 2003 г. прирост российского ВВП составил около 7%, то нормальный рост рекламного рынка России в 2004 г. должен составлять тоже 7%, а не 30%, как ожидается”, – сказал RBC daily Владимир Евстафьев, президент АКАР. По словам Вадима Желнина, бурный рост рекламного рынка в предыдущие годы и ожидаемый рост в 2004 г. – это рост восстановительного характера после кризиса 1998 года. “Российская экономика не растет на 30% в год, причем рост этот состоит из двух элементов – продолжающегося подъема рынка после кризиса и роста экономики страны в целом. Но уже сейчас рекламный рынок входит в нормальное русло”, – говорит Вадим Желнин.
По прогнозу Владимира Евстафьева, ситуация будет нормализоваться и темпы роста рынка продолжат постепенно уменьшаться. Правда, в процентном отношении рост объема рекламного рынка сравняется с ростом ВВП только через 4–5 лет. Главная причина – о стабилизации цен на рекламное пространство и эфиры речи пока что не идет. “В нашей стране на данный момент установились адекватные цены фактически только на “наружку”. На остальные же СМИ они слишком низкие”, – отмечает Владимир Евстафьев. К примеру, на сегодня в России средний рекламный контакт дешевле рекламного контакта во Франции в семь раз, не говоря уже о США, где в год на человека приходится 1000 долл. рекламных денег, в то время как в России – лишь 18 долл. Это обстоятельство позволяет экспертам прогнозировать, что в ближайшие несколько лет цены на рекламу на телевидении, радио, в прессе и других СМИ в России продолжат повышаться. В 2004 году, по словам Владимира Евстафьева, цены на размещение рекламы вырастут на 20–30%.
/RbcDialy, 28.02.2004/