Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 17 (137) от 06.09.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ОГРЕХИ В ШОКОЛАДЕ

Не удивляйтесь, когда увидите в рекламном ролике дантиста, произносящего: "Шоколадные конфеты "Вечерний звон" - рекомендовано лучшими стоматологами". Это может стать реальностью совсем скоро.

Выпадающие зубы, жирное тело и сахарный диабет в будущем - производителям шоколадок явно не повезло с ассоциативным рядом, который вызывает их продукция в массовом сознании. Сладости определенно не вписываются в модный нынче "здоровый образ жизни". А то, что не модно, плохо продается. Почти все, что можно было выжать за последние годы из растущего материального благополучия россиян, производители шоколадок, карамелек и прочей так называемой сахаристой кондитерки, уже выжали. По данным "Асконда" (Ассоциации предприятий кондитерской промышленности), среднестатистический россиянин в 2003 году съел 4,5 кг шоколада - это всего на 300 граммов (или на 7%) больше, чем в 2002-м. До того рост этого рынка был куда более заметным - к примеру, 2002-й к 2001-му дал 13,5% прироста. Стагнация рынка больно бьет по всем без исключения производителям. Возможно, общая беда заставит их объединиться в борьбе за потребителя.

Проблема, с которой столкнулись российские производители шоколада, не уникальна. Японские кондитеры в середине 90-х годов тоже пострадали от нежелания жителей страны наращивать потребление шоколада и какаосодержащей продукции. Исследование Международной организации по какао (МОКК) выявило, что данный товар имеет отрицательный имидж: большинство японцев были уверены в том, что употребление шоколада - путь к полноте и развитию кариеса. Ключ к сердцу (вернее, желудку) потребителей МОКК подобрала весьма искусно: эксперты вычислили, что японцы склонны доверять суждениям известных ученых-диетологов, а также научным исследованиям. А посему было решено провести масштабную рекламную кампанию по продвижению шоколада и какаосодержащей продукции с подробным описанием их полезных свойств. Помимо телерекламы в Японии была издана целая серия книг об истории шоколада и его уникальных свойствах, проводились симпозиумы с участием "независимых" ученых, рассуждающих о пользе какао и шоколада и т.д. Акция имела грандиозный успех - потребление шоколадной продукции удалось вывести на небывалые высоты - за один только 1996 год потребление какао японцами выросло на 27% по сравнению с 1995 годом.

Как намекали в МОКК, "японское чудо" свершилось благодаря тому, что деньги на рекламную кампанию удалось собрать со всех крупнейших игроков, - затраты каждого производителя рассчитывались исходя из доли рынка, контролируемой компанией.

Об этих намеках стало известно не случайно: аналогичная масштабная акция запланирована и в России. Однако, несмотря на то, что исследовательский этап был завершен еще в 2002 году, собственно рекламная кампания пока только на бумаге. Причина проста - чтобы запустить этот процесс, необходимо принципиальное согласие всех крупных участников рынка, которые пока не договорились окончательно.

Примечательно, что необходимые траты на пропаганду какао и шоколада не столь велики: по оценке президента Ассоциации коммуникационных агентств России Владимира Евстафьева, чтобы повторить "японское чудо" (то есть увеличить объем рынка на 27%), шоколадники должны дополнительно потратить всего $1,5 млн. за два года. И это при том, что одна лишь Nestle (лидер этого рынка в России), по неофициальной информации, тратит на рекламу кондитерских изделий $30 млн. в год.

"Скинуться" на то, чтобы приучить россиян к сладкой жизни, кондитеры не могут еще и в силу продолжающегося передела отрасли. Наиболее крупные игроки российской сахаристой кондитерки - Nestle, Kraft Foods, Mars и "Объединенные кондитеры" - в первом полугодии 2004 года контролировали 68,7% рынка шоколадных изделий (данные "Бизнес Аналитики"). И если с первыми тремя все ясно (это иностранцы, привыкшие решать вопросы вдумчиво и тихо), то с четвертым, российским лидером - "Объединенными кондитерами" - не все так просто. Однако, похоже, в скором времени и этот холдинг будет наконец заново поделен. Тогда-то и начнется экспансия шоколадников на кошельки россиян.

Удрученная "Аленка"

Формирование холдинга "Объединенные кондитеры" (в него сейчас входит более 20 российских фабрик, в том числе "Рот Фронт", "Красный Октябрь", концерн "Бабаевский" и пр.) началось в конце 2002 года и было воспринято как весьма позитивный сигнал для рынка. Фабрики, впоследствии вошедшие в эту структуру, ранее тратили колоссальные усилия на междоусобную борьбу за советские бренды - "Мишки", "Шапочки", "Аленки" и т.д. О накале битвы свидетельствовал хотя бы тот факт, что у дверей кабинета президента "Бабаевского" Сергея Носенко (ныне - глава "Объединенных кондитеров") стоял автоматчик.

Однако, несмотря на серьезность борьбы, результаты ее были просто смешными. Памятен опыт "Красного Октября", решившего в конце 90-х вдохнуть в "Аленку" новую жизнь. Фабрика выпустила помимо "классической" еще три версии "Аленки", одетой в соответствии с временами года. Однако приговор потребителя был суров: раскупалась только старая, знакомая "Аленка" - в платочке, а все остальные пылились на прилавках.

Ситуация начала меняться, когда контрольные пакеты бьющихся за советские бренды конкурентов скупила группа "Гута" (около 53% акций "Красного Октября", 57% - "Рот Фронта" и, по разным данным, от 74% до 92% - "Бабаевского").

Однако с созданием "Объединенных кондитеров" "Гута" немного опоздала - исконные бренды уже не так раскупаются, как новые, хорошо раскрученные иностранные и российские марки. По данным "Бизнес Аналитики", в первом полугодии 2004 года наибольшим спросом пользовался плиточный шоколад компании "Крафт фудс" - Alpen Gold и "Воздушный" (16,7 и 9,5% рынка соответственно), им значительно уступили плитки Nestle - "Сударушка", Путешествие" и Nestle Classic (4,2-5%), а несчастная "Аленка" по популярности скатилась аж на 14-е место. И некоторые участники рынка полагают, что ожидать возрождения популярности старых брендов не стоит.

Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров группы компаний "Конфаэль": "Возможно, с экономической точки зрения объединение фабрик было правильным шагом, но потребитель от этого не выиграл. Теперь кондитерские изделия, которые традиционно производила одна-единственная фабрика, начинают производить на всех предприятиях холдинга - и они неизменно теряют в качестве. Потребитель, покупая "Мишку косолапого", произведенного где-то на региональной фабрике, понимает, что конфета уже не та!"

Впрочем, надо отдать должное топ-менеджерам "Объединенных кондитеров" - они наконец вознамерились реформировать "портфель" марок: принято решение до конца 2004 года вывести с рынка 30% своих торговых марок, которые тянут продажи ко дну, и сконцентрироваться на самых раскрученных./Самара сегодня, 1 сентября /




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 20.09.2019
    USD64,2199-0,2091
    EUR70,9373-0,3018
    E/U1,1046-0,0011
    БВК67,2427-0,2508
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности