ТОРГОВАЯ СЕТЬ "МОНЕТКА" ВЕДЕТ ОХОТУ НА ДВОЙНИКОВ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ТОРГОВАЯ СЕТЬ "МОНЕТКА" ВЕДЕТ ОХОТУ НА ДВОЙНИКОВ

Сеть “Монетка” заставила магнитогорскую ТК “Класс” прекратить незаконное использование своей торговой марки. Суд еще продолжается, но конкуренты уже переименовали восемь дискаунтеров в “Магнитку”. Получив окончательное решение арбитража, “Монетка” попытается распространить удачный опыт на другие города области и России.

С 2002 г. все эксклюзивные права на товарный знак “Монетка” зарегистрированы Роспатентом на Романа Заболотнова, генерального директора сети. Пресечь использование торговой марки и наказать виновных руководство “Монетки” решило в начале 2004 г., когда открывался ее первый магазин в Челябинске, сообщил Иван Кадочников, адвокат, выступающий на стороне ТС “Монетка”. Выяснилось, что потребители воспринимают екатеринбургскую и магнитогорскую сеть как что-то единое. Компания обратилась с иском в Арбитражный суд Челябинской области. “Монетка” потребовала от ТК “Класс” прекратить применение товарного знака, уничтожить контрафактную продукцию (пакеты с символикой), выплатить компенсацию 2,5 млн руб. и опубликовать решение суда в СМИ. Однако челябинский арбитраж отклонил иск. Выяснилось, поскольку Роспатент отказал ТК “Класс” в регистрации марки “Монетка” (она уже принадлежала ИП Заболотнов Р.Н.), компания закрепила за собой две торговые марки и их графическое изображение: заглавную букву “М”, помещенную в окружность, и слово “онетка”. Елена Осипова, юрист ТК “Класс”: “Мы никогда не использовали название “Монетка”, вывески на наших магазинах — сочетание двух зарегистрированных товарных знаков. Поэтому о правомерности претензий екатеринбургской компании не может быть и речи”.

В качестве дополнительного доказательства в суд представили фотографии торговых точек со снятыми вывесками “М” “онетка”. Евгений Дедков, юрист ЮФ “Городисский и партнеры” (выступающей на стороне ТС “Монетка”): “У магнитогорцев лукавая позиция: по их мнению, они не нарушали исключительных прав нашего доверителя, но в то же время сменили вывески в принадлежащих им магазинах”.

Адвокат ТС “Монетка” и представители ЮФ “Городисский и партнеры” уверены, что ТК “Класс” злоупотребила правом на зарегистрированные марки: при их совместном использовании создается “обозначение, схожее до степени смешения” с товарным знаком “Монетка”. Такова суть формулировки жалобы, поданной ТС “Монетка” в Арбитражный суд Уральского округа, которую тот впоследствии удовлетворил, обязав челябинский арбитраж возобновить разбирательство.

После вынесения решения ТК “Класс” перевела свои дискаунтеры на бренд “Магнитка” и направила возражение в палату по патентным спорам Роспатента о признании регистрации ТМ “Монетка” на ИП Заболотнов Р.Н. недействительной. Елена Осипова: “Монетка” — термин: его невозможно использовать как торговую марку — это противоречит многим нормам российского и международного авторского права. Должно быть фантазийное, оригинальное название, обладающее различительной способностью. Это никакая не интеллектуальная собственность — тут вообще нет ничего интеллектуального!” Как полагает г-жа Осипова, у бренда “Монетка” нет оригинального дизайна, как, скажем, у “Перекрестка” или “Пятерочки”.

Роспатент отклонил возражение ТК “Класс”, после чего компания подала на него иск в московский арбитраж. Проиграв этот процесс, магнитогорцы предприняли попытку кассации, но на минувшей неделе потерпели поражение. Иван Кадочников: “Сегодня ТК “Класс” проиграла процесс в московском арбитраже: челябинскому суду остается признать, что магнитогорцы незаконно применяли товарный знак “Монетка”. Они заявили, что добровольно остановили использование нашего товарного знака, — осталось проверить, прекратили ли они обращаться к словосочетанию “М” “онетка” в своей торговой деятельности и какие сегодня вывески над всеми их магазинами”.

Как полагают юристы, в случае успеха в челябинском арбитраже ТС “Монетка” получит прецедент защиты торговой марки, что облегчит борьбу с другими торговыми предприятиями, незаконно применяющими ТМ. В России работает около 30 магазинов-двойников с таким же названием, в Свердловской области — минимум шесть (по данным самой компании). Евгений Дедков: “До недавнего времени даже в рейтингах некоторых деловых СМИ магазины “М” “онетка” приписывались “Монетке”. Такое смешение недопустимо — оно наносит ущерб бренду. Поскольку у торговой сети есть все права на эту марку, вполне оправданно стремление очистить ее от ненужных примесей. Это касается как регионального, так и федерального уровней”.

Борьба за целостность торговой марки в большей степени присуща компаниям, расширяющим сферу влияния за счет экспансии в регионы. С аналогичными проблемами столкнулись московские коллеги г-на Заболотнова. Сеть “Копейка”, которая намеревалась завоевать питерский рынок, судилась за эксклюзивное право использовать бренд с тамошней сетью “Народная копейка навсегда” (в ТМ еще присутствовало изображение кота, держащего в лапах монетку) с мая 2003 г. по июнь 2005 г. Стороны спорили за право употреблять слово “копейка” в названии (оба варианта закреплены в Роспатенте): питерцы пытались признать слово “копейка” не подлежащим регистрации как товарный знак, но москвичам удалось отстоять бренд. Юристы были уверены, что “Копейка” в конечном счете “отвоюет” эксклюзив и других “копеек” в Питере не будет. Однако дело закончилось тем, что сеть “Пятерочка” купила 18 магазинов “Народная копейка навсегда” за $60 млн и перевела их под свой бренд.

Екатеринбургской же “Монетке” процесс нужен не для начала многих судебных тяжб с нарушителями прав на ТМ. Как сообщил Иван Кадочников, это лишь инструмент, позволяющий добиваться того, чтобы конкуренты добровольно прекращали использовать название “Монетка”. Алгоритм прост: уведомил о нарушении, представил материалы аналогичного дела, добился снятия вывески, получил компенсацию.

/"Деловой квартал", 12.10.2005/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>