Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 24(41) от 09.12.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ТАЙНЫ ЗАПАДНЫХ БРЭНДОВ

М&S

Торговую марку Marks&Spencer в 1884 году основал, открыв на Киркгейтском рынке в Лидсе свою первую лавку, выходец из России Майкл (Михаил? Михеле? Мойше?) Маркс. Для тех, кто преодолел соблазн супердешевизны заведений типа французского ТАТИ, Marks&Spencer стал одним из излюбленных мест приобретения одежды. Универмаг широкого профиля, недешевый, но и не очень дорогой, не экстравагантный и не гонящийся за сверхмодой, обладающий определенным и несомненным "классом". Таким был завоеванный столетием честной торговли статус M&S - "эм-эн-эс" называют его на родине. (Советские граждане, начавшие в конце восьмидесятых совершать первые массовые набеги на западные универмаги, называли его "Маркс и Энгельс".) Символ британской солидности и надежности, он десятилетиями был бесспорным лидером розничной торговли, удовлетворяя все или почти все потребности британского среднего класса – от бутерброда до костюма и обуви. Еще в 1998 году он занимал вполне достойное 32-е место в индексе FTSE (индекс лондонской биржи, британский аналог Доу-Джонса), имел торговый оборот 8,2 млрд. фунтов, около 300 магазинов по стране, 62 тысячи сотрудников в Великобритании и 13 тысяч за границей. Первые явственные симптомы болезни проявились в январе 1998 года при подсчете итогов рождественской распродажи - годового пика деловой активности на рынке розничной торговли. Спад по сравнению с предыдущим годом составил тревожные 8%. С тех пор вот уже почти два года спад этот остановить не удается, и некогда могущественный Marks&Spencer по всем показателям неуклонно катится вниз. За два года прибыли компании сократились почти вдвое: с миллиарда до 517 млн. фунтов.

Справедливости ради стоит отметить, что лихорадит не только M&S. В британской розничной торговле происходят глубинные сдвиги - традиционным компаниям Marks & Spencer, John Lewis, Dorothy Perkins приходится вести все более ожесточенную борьбу с новыми, более модными фирмами. Наступление на прежних традиционных гигантов, главным из которых является M&S, идет с двух сторон - в более дешевом секторе рынка их теснят Wall Mart, Matalan и Asda, а тех, кто хочет одеваться по моде, перехватывают French Connection, Gap или Next. Next разрастается стремительно: уже сегодня число магазинов Next в Великобритании - 338 - превысило казавшуюся недостижимой планку M&S с ее 297 магазинами.

Сложившуюся в M&S ситуацию без злорадства, но довольно беспощадно комментирует один из молодых конкурентов, генеральный директор French Connection, которого по иронии судьбы зовут Стивен Маркс: "M&S настолько отстал, что даже новый облик их магазинов уже выглядит старомодно. Сорокалетний покупатель, которого M&S по инерции числит своим главным клиентом, изменился. Он больше разбирается в моде и совершенно не хочет одеваться так, как некогда в его возрасте одевался его отец". Чтобы остановить падение в пропасть, акционеры решились на невероятное - смену руководства. И нововведения - причем весьма радикальные - не заставили себя ждать. Например, новую коллекцию женского белья известный своим умеренным консерватизмом M&S заказал в фирме Agent Provocateur, специализирующейся на производстве эротического белья.

Кроме того, M&S намерен бороться с конкурентами, запустив в действие новую модернизированную сеть магазинов под названием Concept. Здесь пытаются подобрать ассортимент товаров, соответствующий потребностям покупателей в данном городе или регионе, будто лондонская Кенсингтон Хай-стрит или Бредфорд, населенный преимущественно выходцами из Пакистана. В трех уже открытых магазинах Concept прибыль увеличилась на 16%, что выглядит весьма обнадеживающим. До Рождества планируется открыть 25 таких магазинов.

C&A

Фирма C&A была основана в 1841 году, когда братья Клеменс и Август Бреннинкмайеры, покинув свой родной Меттинген на западе Германии, перебрались в голландский городок Снеек, где завели свое дело – начали торговать текстилем. Правда, Бреннинкмайеры продавали лен и ткани уже в XVII веке. Но именно в 1841 году в Европе впервые увидели торговый знак C&A – по первым буквам имен Clemens и August.

Во второй половине XX века C&A уже имел филиалы не только в Европе, но и в Азии, Африке и Латинской Америке. Сегодня состояние концерна измеряется миллиардами марок, но подлинных размеров богатства никто не знает, так как родственники постоянно перераспределяют средства между различными частями концерна, чтобы монопольное ведомство не могло предъявить им претензии. К нынешнему году в торговой сети C&A в 566 филиалах в 12 странах работали 40 тысяч человек. Последним членом "семьи" стала Чехия - там вывеска C&A появилась только в прошлом году.

C&A - семейное предприятие во всех смыслах слова. В каждом универмаге вы найдете одежду для всех членов семьи, концерн вот уже полтора века является собственностью одной семьи. Все Бреннинкмайеры - а их в общей сложности более 200 - занимали или занимают в концерне все ведущие роли, правда, до сих пор право руководить концерном наследуют только сыновья. За полтора века за пределы семьи не вышло ни одного скандала.

Руководство рассматривает всех - продавцов, покупателей и поставщиков – как одну семью и стремится к сохранению традиционных связей. Этим объясняется и верность одним и тем же маркам одежды. Их всего десять (самые известные, пожалуй, Clokhouse и Westbury), хотя концерн имеет более полутора тысяч поставщиков, у которых заказывает одежду под своей маркой. Естественно, практически все, что продается в C&A, сшито за пределами Евросоюза - иначе нельзя было бы сохранять умеренные цены. По уровню цен и имиджу компания недалеко ушла от не менее знаменитой французской ТАТИ. Для того чтобы избежать обвинений в эксплуатации населения стран третьего мира, C&A разработал и применяет на практике кодекс делового поведения, требующий от всех партнеров "честного и справедливого бизнеса", соблюдения прав человека и - это оговорено особо - соответствия зарплаты местной норме.

Однако нынешним летом стало ясно, что не все так благополучно в доме Бреннинкмайеров. В Великобритании неожиданно для многих были закрыты все 109 магазинов C&A. 4800 сотрудников остались без работы. Оказалось, что за последние пять лет концерн потерял там почти 400 млн. евро. Ушел C&A и с рынков Ирландии и Дании. В Дюссельдорфе остался без работы каждый третий административный сотрудник C&A. Не исключается даже то, что еще год назад казалось невероятным: закрытие части филиалов в Германии. Выясняется, что в Германии три последних года концерн работал с крупными убытками (в 1998 году дефицит составил 259 млн. марок). Только взяв деньги из семейной кассы, руководство спасло концерн от разорения. Концерн "откатился" на четвертое место в Европе, пропустив вперед Karstadt, Metro и OTTO. Семья начала нервничать и впервые в истории наняла для немецкой сети двух управляющих со стороны. Однако ситуация не изменилась - в марте этого года они из C&A ушли по собственному желанию.

Эксперты, стремясь понять причины крушения империи Бреннинкмайеров, приходят к выводу, что всему виной именно традиционализм концерна: неповоротливые структуры, застывшие в прошлом веке формы управления, устаревшие методы торговли и непропорционально высокие расходы. Затратив полмиллиарда марок на реконструкцию своих многоэтажных универмагов, C&A понял, что деньги выброшены напрасно: оказывается, универмаги-гиганты, содержание которых стоит к тому же колоссальных денег, в наши дни отпугивают покупателей.

Не удалась и попытка сделать ставку на платежеспособную молодежь: торговля через Интернет заглохла. Подключенные к "расследованию" аналитики пришли к выводу, что уход молодежи из C&A в H&M, Mango или Zara объясняется прежде всего нерасторопностью менеджеров и плохой доставкой: товары, изготовленные в Азии, лежат там на складах до 20-30 недель. Конкуренты успевают обернуться за 8-10. Понимая, что за соперниками не угнаться, шеф европейского отделения C&A Лукас Бреннинкмайер сказал недавно: пора перестать гоняться запокупателем, которого у нас никогда не было, пожилые люди - это тоже растущий рынок. Такое решение дало острякам повод расшифровывать C&A как Christlich&Altbacken (христианский и старомодный). Впрочем, о закате империи говорить пока рано.

GAP

Аналитики и брокеры на Уолл-стрит недоуменно размышляют: что случилось с легендарной компанией Gap Inc., которая на протяжении нескольких последних лет неизменно радовала акционеров и инвесторов, регулярно принося солидные дивиденды? Основавшие компанию в 1969 году муж и жена Дональд и Дорис Фишеры, а также трое их сыновей - Джон, Роберт и Уильям - давно и прочно занимают места в списке американских миллиардеров, который ежегодно публикует журнал "Форбс". Совокупное состояние семьи составляет почти 9 млрд. долларов.

В середине 90-х в добротной, простой, но модной одежде с этикеткой Gap ходили все. Особенным успехом она пользовалась у руководителей "интернетных" компаний, которые росли как грибы после дождя. А в этом году ведущие рейтинговые компании и агентства в Нью-Йорке и Лондоне советуют проявлять максимальную осторожность в операциях с акциями компании. В третьем квартале ее продажи упали на 8% и продолжают падать.

Рынок готовой одежды считается одним из самых непредсказуемых в мире. Эксперты указывают, что в целом за последний год в этом секторе отмечен спад примерно на 17%. Но компания, видимо, не учла и важные внерыночные моменты. С 1999 года значительной части молодых американских покупателей стала надоедать одежда-"униформа", на которой как раз и специализировалась Gap, а молодежь начала одеваться более разнообразно и индивидуально. Кроме того, компания Gap увлеклась молодежной модой в ущерб другим возрастам. Забитые сейчас ярко раскрашенными кожаными куртками и пиджаками стойки с ярлыком "распродажа" - немой укор дизайнерам фирмы, которые считаются одними из лучших в Америке. "Мы черпаем идеи в современной поп-культуре - от спорта до искусства и музыки - и вплетаем их в наши товары", - не без гордости подчеркивает Gap Inc. в своем годовом отчете. Компания первой стала осуществлять жесткий контроль за своей торговой маркой и всеми товарами, которые под ней выходят. Gap пользуется услугами 1200 поставщиков по всему миру и производит свою продукцию в 50 странах, но при этом "управление" ее стилем и дизайном осуществляется из одного центра, в котором работают 80 специалистов, которые разъезжают по всему миру и следят за тем, чтобы все, включая внешний вид и расположение магазинных полок, соответствовало узнаваемому "духу" фирмы. Gap принадлежит еще одна, теперь уже классическая находка - фирменная одежда, рассчитанная на разные категории покупателей с различным уровнем доходов. Так, кроме основного типа одежды, продающейся под маркой Gap, для более состоятельных и более "стильных" покупателей существует возможность приобрести вещи в магазине Banana Republic, а для более экономных - в "семейном" магазине Old Navy. Даже внешне эти три магазина различны - строгий и элегантный стиль Banana Republic, более раскованный и демократичный антураж самого Gap и веселая, даже бесшабашная атмосфера Old Navy, где в центре каждого магазина стоит старый семейный пикап-"шевроле", наполненный разноцветными майками, и где постоянно гремит энергичный рок. Кроме этого, в системе Gap есть еще магазины или отдельные секции Baby Gap, Gap Kids и вот-вот откроется Gap Maternity. Хелен Булвик, директор "Андерсен консалтинг" по мировому розничному рынку, называет блестящей концепцию Gap, где покупателя хотят сделать верным торговой марке "от колыбели до могилы".

Впервые Gap шагнула за пределы Америки (где у нее 1885 магазинов) в 1987 году, обосновавшись в Лондоне. Сегодня компания работает в Великобритании, Канаде, Франции, Германии и Японии, только в прошлом году за рубежом открылось 397 новых магазинов, включая громадный 5-этажный супермаркет в центре Токио - по всему миру их 3542. Торговый оборот компании 11,6 млрд. долларов.

Gap Inc. пока не сообщает подробности своих дальнейших планов, но не скрывает, что очень рассчитывает завоевать рынки других стран, закрепив сначала свой успех в Западной Европе./Журнал "Итоги", 5 декабря /




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 31.10.2020
    USD79,3323+0,4624
    EUR92,6284+0,0273
    E/U1,1676-0,0065
    БВК85,3155+0,2666
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности