Во всех отношениях Владивосток — крупный современный город. В частности об этом свидетельствует наличие наружной рекламы. Куда ни кинь взгляд — повсюду таблички, вывески, щиты и т. д. Ладно, если бы реклама была, что называется, уместна, органично вписывалась в общий архитектурный ансамбль города, являлась в некоторых случаях даже его украшением. Однако, к сожалению, утверждать так нельзя, часто наружная реклама не украшает городской пейзаж, а наоборот — уродует его. Особенно это относится к исторической части Владивостока. Почему так происходит, рассказывает директор Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Приморского края Анна Мялк.
— Владивосток — один из очень немногих городов в мире, у которых вид с центральной площади выходит на море. Это поистине уникальное место нашего города нужно всячески сохранять, а не застраивать как попало. Это, наверное, понимают все — и архитекторы, и городские власти — тем не менее на нашей площади устанавливаются громадные рекламные щиты, которые закрывают собой замечательный вид, открывающийся с нее. Представьте себе такую ситуацию: вы выходите на прогулку полюбоваться на вечерний город или бухту Золотой Рог. А вместо этого — огромный светящийся щит. Согласитесь, это не очень приятно. Я даже не говорю о том, что гостям города очень трудно объяснить, почему именно эти объекты “украшают” центральную площадь и другие достопримечательные места Владивостока. Естественно, что сейчас центральная площадь города находится в достаточно плачевном состоянии, но когда-нибудь, мы надеемся, она будет приведена в порядок: там будут стоять скамейки, она будет озеленена. То есть превратится в настоящее место отдыха горожан.
— А кто занимается установкой этих щитов?
— Договора на аренду земли и мест под рекламу заключает городская администрация, конкретно — МП “Информационно-аналитический центр”, которым руководит Андрей Шестопалов.. Все обращения от нашего Центра просто-напросто игнорируются. До недавнего времени, пока еще работал отдел рекламы в городе, согласования проводились, сейчас же об этом просто позабыли...
Между тем центральная площадь Владивостока является охранной зоной памятников истории и культуры, утвержденная постановлением губернатора Приморского края №34 от 02.02.98 г. На территории охранных зон вообще не допустима хозяйственная деятельность без нашего согласования. Примеров нарушения этого положения закона множество. Та же самая ситуация сложилась на проспекте Красоты. Очень меткое название, оно уже прижилось в народе. Почему? Потому что ты едешь или идешь по этой улице и воспринимаешь на всем ее протяжении великолепную панораму бухты Золотой Рог. А сейчас прямо посередине этой панорамы нам предлагают насладиться восприятием очередного “монстра” на железных “ногах”. Может быть, такие щиты оправданно устанавливать где-нибудь по обочинам автомагистралей, проходящих по монотонной равнине. Но никак не в исторической ткани города, где масштаб здания очень приближен к человеку, где важна каждая мелкая деталь, устанавливать рекламный щит, который соизмерим с трехэтажным зданием — это нонсенс. Нигде в мире такое не допускается. У нас же — пожалуйста. Такие вещи должны быть очень серьезно обоснованы градостроительно. Так же, как и при строительстве здания в историческом центре. На самом же деле все происходит произвольно.
Огромный щит, установленный недавно в сквере им. Муравьева-Амурского с одной стороны закрыл вид на бухту Золотой Рог, на мемориал и силуэты деревьев в сквере, с другой — вид на один из ценнейших на Дальнем Востоке памятник — здание ректората ДВГУ на Суханова,8 (бывшее коммерческое училище). Такие случаи характерны не только для охранных зон памятников. Нередко подобное происходит и в городских скверах, в жилых районах, когда вместо уютных, благоустроенных площадок нам предлагают окружение хаотично расположенных неэстетичных конструкций.
Абсолютно недопустимо также устанавливать рекламные щиты на крышах исторических зданий, поскольку они уродуют их силуэт. Изменяют его так, что памятник уже теряет свои качества. Конечно, можно размещать щиты на зданиях, только если они не закрывают архитектурный декор, если надписи на них соразмерны деталям памятника. Например, на фасаде музея им. Арсеньева, только что отреставрированном (с которого мы убрали всю рекламу, чтобы арендаторы выполнили ее заново, приведя в соответствие), аптека, которая арендует в здании помещение, без согласования с нами опять разместила там свое название аршинными буквами, которые несоизмеримы по своему масштабу с деталями здания. Придется заставлять их все переделывать.
— А трудно ли заставить собственника переделывать построенное?
— Если он не понимает своей ответственности в сохранении историко-культурного наследия, то остается возможность его вразумить, подав иск в суд. А Конституция, кстати, говорит о том, что каждый гражданин Российской Федерации должен заботиться о сохранении наследия. Обычно суд очень быстро решает такие вопросы в нашу пользу. Сейчас у нас уже практика накоплена довольно большая, так что особых затруднений судебные разбирательства, как правило, у нас не вызывают. Вот недавно суд принял решение о сносе незаконно построенного козырька на здании по Океанскому пр., 13/а. С архитектурной точки зрения козырек установлен совершенно безграмотно: он частично накладывается на фасад рядом стоящего здания и частично на фасад памятника. Его расположение и форма не соответствуют композиции фасада здания. В итоге суд признал возведение этого козырька незаконным.
— Какие санкции обычно применяются к нарушителям?
— Если имел место снос или перестройка архитектурного памятника, уничтожение памятника археологии, то, конечно, будет заведено уголовное дело. По закону, нарушители обязаны восстановить то, что разрушили. Люди, строя или, наоборот, снося что-либо без нашего ведома, обрекают себя на убытки, т. к. все равно придется восстанавливать первоначальный облик здания или платить за ущерб, нанесенный памятнику.
Возвращаясь все-таки к наружной рекламе, хочется еще добавить, что во Владивостоке, да и в любом историческом городе, охраняемыми категориями являются не только отдельные здания, но и целые исторические улицы, их трассировка, планировочная структура. Точно так же и ландшафт. Если он неразрывно связан с историческими территориями и застройкой, с памятниками и их восприятием, то он тоже относится к охраняемым объектам. Поэтому особенно важно при размещении новых объектов, в том числе и рекламных, учитывать эти ценности. Тем более во Владивостоке — в городе, в котором нет, наверное, ни одной точки, с которой не открывался бы какой-нибудь вид: на море, на сопки, на наш замечательный город.
P. S. C просьбой прокомментировать эту ситуацию корр. “К” обратился к заведующему техническим отделом МП “Информационно-аналитический центр” Александру Ярошевскому. Как и ожидалось, что-то комментировать он отказался. Сказал лишь, что никаких обращений от Центра по охране памятников к ним не поступало, а был “только какой-то звонок”. Также Александр Ярошевский сообщил, что все рекламные щиты согласованы и никаких нарушений законодательства со стороны МП нет. Интересно, о каких согласованиях идет речь, если никаких документов, свидетельствующих об этом, в Центре по охране памятников нет./"Конкурент"(Владивосток), 24 апреля /