Вопреки мрачным прогнозам, цены на зерно в Вологодской области пока удается держать в узде: в конце апреля темпы их роста снизились, а в мае цены стабилизировались. Спасли положение производители, выбросившие на рынок свои запасы, а также предприятия топливно-энергетического комплекса, с которыми хозяйства рассчитывались "натурой" за горючее и электроэнергию. Кроме того, значительную роль сыграло зерно, отпускаемое властями из регионального зернового фонда.
ОПАСНЫЙ РЕГИОН
В России зерновой рынок до сих пор развит очень слабо. Главная причина, по-видимому, в жестком диктате как федеральных, так и региональных властей. Считая хлеб стратегическим продуктом жизнеобеспечения населения, государство из политических соображений стремится сделать его общедоступным. Однако вместо того, чтобы субсидировать малообеспеченные слои населения напрямую, не изжившие еще коммунистические предрассудки чиновники, как и в других подобных ситуациях, предпочитают искусственно поддерживать цены на хлеб очень низкими (ниже рыночно обоснованных) для всех. Для этого приходится дотировать производителей. Но дотации, как и всякие льготы, рождают злоупотребления и привлекают теневой бизнес (зерновой рынок стал одним из самых криминализованных рынков в России). Результатом такого "госрегулирования" стали периодические кризисы.
В Вологодской области, помимо общероссийских дефектов, имеется и своя специфика - все эти годы у администрации отсутствовала внятная политика на хлебном рынке. В регионе даже не было собственного зернового фонда, а выделяемые Минфином средства на дотации мукомолам в большой части разворовывались (в 1995 году прогремевшее на всю страну "хлебное дело" обернулось тюрьмой для главы администрации). На каждого жителя области все эти годы приходилось не более 500 кг продовольственного зерна в год, в то время как по нормам ООН низшая планка продовольственной безопасности региона равняется 600 кг. В результате зерновой рынок Вологодской области еще более дефицитен и нестабилен, чем российский. Кризисы на нем более острые, чем в России, и происходят они чаще. Последний крупный кризис произошел в 1999 году. Положение усугубилось тем, что руководители зернопроизводящих регионов запретили вывозить зерно из своих вотчин. Цена на него взлетела до небес. Когда в Вологодской области зерна осталось на два дня, в кабинетах чиновников запахло валидолом. Федеральные власти договорились с Европой и США о гуманитарной помощи. Через некоторое время был снят запрет на вывоз сырья из зернопроизводящих регионов и одновременно подоспели корабли с гуманитарной помощью. Дефицит обернулся "наводнением" - предложение превысило спрос. Цены на зерно резко упали, и вологодские хлеборобы понесли значительные убытки.
ПРОСНУЛИСЬ, НАКОНЕЦ
Со временем ситуация, однако, стала меняться. В 1998 году вологодские власти вместе с московской группой компаний "ОГО", в состав которой входит один из крупнейших операторов российского хлебного рынка фирма "ОГО - Агропром", создали, наконец, региональный зерновой фонд.
Обратили внимание власти также и на местное производство зерна. Продовольственное зерно растет в области очень плохо, и его качество крайне низкое. Так, из вологодской ржи хлеб у комбинатов до последнего времени не получался. Но недавно в Вологде произошло важное событие: в АО "Славянский хлеб" испекли наконец каравай из ржи, выращенной вологодскими хлеборобами. Это стало возможным благодаря разработанной учеными специальной эмульсии. При смешивании ее с мукой из вологодской ржи хлеб стал получаться приемлемого качества.
ПОЯВЛЯЕТСЯ И ПОЛИТИКА
Постепенно власти научаются регулировать хлебный (в том числе зерновой) рынок. Осваивают более или менее эфективное использование регионального зернового фонда. Сегодня в его закромах находится полуторамесячный запас ржи и месячный - продовольственной пшеницы, а в среднем запасы зерна в региональном фонде составляют от 59 до 73 дней. По мнению специалистов, такие объемы даже при форс-мажорных обстоятельствах дают властям возможность стабилизировать цены на хлеб.
Последняя проверка на прочность была этой весной, когда при значительном повышении стоимости зерна цены на хлеб особых изменений не претерпели. Так, цена на хлеб "Дарницкий" в Вологодской области колебалась в пределах 5,26-7,33 рубля, а стоимость батона "Нарезной" составила 5,50-7,96 рубля.
Учитывая, что доходы сельских жителей ниже, чем у горожан, департамент продовольственных ресурсов открыл региональный амбар для пяти хлебокомбинатов, находящихся в райцентрах. Зерно из фонда поступало на мельницы "Волдогдахлебопродукта" по цене его закупки (фонд пополняется в период самых низких цен) при условии, что стоимость килограмма муки, отпускаемой хлебокомбинатам, должна быть зафиксирована на уровне 6,10 рублей. Мукомолы не внакладе - свою прибыль они все равно получают.
Единственным минусом в этой ситуации могут быть претензии налоговых служб из-за искусственного занижения стоимости продукции. И прецеденты такие в России имели место. Та же компания "ОГО - Агропром" подписала с главой астраханской областной администрации договор о стабилизации цен, а через месяц к ним пожаловала налоговая инспекция, которая обвинила предпринимателей в демпинге. Правда, по мнению специалистов, вологодским хлебопекам фискальные кары за "стабилизационный демпинг" не грозят - здесь применена схема, при которой все предприятия технологической цепочки работают с прибылью.
Найдя компромисс с оптовиками и мукомолами, специалисты департамента продресурсов договорились и с хлебопеками - чтобы и они не повышали цену на свою продукцию. Разумеется, не все руководители хлебокомбинатов были согласны держать цены на предлагаемой областной администрацией планке. Однако, понимая, что в противном случае им "не светят" льготные товарные кредиты, идти против властей они не решились.
ОЖИДАЮТСЯ БОИ
Между тем вологодский хлебный рынок развит еще недостаточно, следствием чего являются более высокие цены на хлеб по сравнению с соседними областями (в Вологде килограмм ржаного хлеба в конце мая в среднем стоил 8,34 руб., в Ярославле - 7,37, в Костроме - 8,03, в Кирове - 6,67 руб.). Рынок поставщиков продовольственного зерна в Вологодской области условно поделен между "Вологдахлебопродуктом", "Вологдазернопродуктом", "Шекснинским зернопродуктом" и компанией "ОГО - Агропром". По имеющейся информации, за всеми этими предприятиями стоят два хозяина - генеральный директор компании "ОГО-Агропром" Алексей Дюмулен, контролирующий более половины рынка, и вологодский бизнесмен Константин Никольский. Им же принадлежат и мельницы (мука составляет примерно 45% себестоимости хлеба). Первая, расположенная в Вологде, принадлежит компании "ОГО - Агропром", вторая, в Шексне, - холдингу Константина Никольского АО "Вологдахлебопродукт".
По мнению специалистов, ужиться двум конкурирующим мельникам под одной региональной крышей зернового амбара трудно. Поскольку администрация больше благоволит мощной "ОГО" (которая помимо прочего согласна выделять средства и на закупку зерна), то не исключено, что Дюмулен в скором времени загонит Никольского в долги. А взамен денег попросит у него долю в его предприятиях, каковыми являются: "Вологдазернопродукт", "Шекснинский зернопродукт", имеющий мельницу, и предприятие по выпечке хлеба "Славянский хлеб". Эта хлебопекарня Дюмулену особенно интересна, поскольку он намерен создать в Вологодской области единую технологическую цепочку хлебного производства "от поля до магазина. Но возможно и другое развитие событий: Константин Никольский, не дожидаясь агрессии Дюмулена, сам предложит компании "ОГО - Агропром" выкупить за десять миллионов долларов акции "подшефных" организаций. /Эксперт, Северо-Запад #12 (41), 4 июля /