Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 15 (57) от 30.07.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


РУССКИЙ СЛОН В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ

Наши производители фарфора могли бы делать шедевры, но тиражируют ширпотреб

Зайдите в любой посудный магазин в Москве, и ваша патриотическая гордость будет уязвлена. Равно как в парфюмерном отделе среди обилия французских и прочих импортных духов редко можно увидеть какую-нибудь "Красную Москву", так и в посудном российский сервиз будет задвинут в самый темный угол, а на витринах будет весело поблескивать посуда из Чехии, Польши, Германии, Англии, Португалии и Японии. Но если в парфюмерии Россия никогда особо сильна не была, то русский фарфор знавал блистательные времена. Ныне, увы, эта отрасль переживает серьезный кризис и, по словам гендиректора ЗАО "Фарфор Вербилок" Вадима Лунева, находится "крепко сзади". С пика советского производства в 1985 году, когда было выпущено 605 млн штук посуды, к 1997 году отрасль съехала до 164 млн. Правда, благодаря кризису в 1999 году было выпущено 220 млн, а в прошлом году - 245 млн. Как саркастически заметил Вадим Лунев: "Если и дальше так пойдет, мы вскоре достигнем уровня 1913 года. Пустячок, а приятно!". Впрочем, сегодня есть большие сомнения в том, что благополучие отрасли будет зависеть только лишь от роста вала продукции, сбывать которую становится все труднее.

Из двадцати предприятий четыре - на Дальнем Востоке и в Сибири - практически остановились, еще тринадцать едва дышат. Три самых известных завода - Ломоносовский в Питере (ЛФЗ) и два подмосковных, в Дулево и Вербилках, - пока живы, но перспективы по крайней мере двух последних безоблачными не назовешь.

Престиж за двенадцать рублей

Тайну изготовления фарфора, придуманного то ли в Древнем Египте, то ли в Китае в первых веках нашей эры, европейцы разгадывали более тысячелетия. Лишь в 1710 году в саксонском Майссене заработала первая порцелановая (фарфоровая) мануфактура. Россия, изнемогавшая от зависти и желания завести собственный фарфор, пришла к собственной технологии его изготовления еще через 30 лет. В 1744 году близ Петербурга была основана Порцелиновая мануфактура, чуть позже названная Императорским фарфоровым заводом (ныне ЛФЗ).

Мы довольно быстро догнали европейцев и были с ними на равных, более того - продвинулись дальше со своим "агитационным фарфором" двадцатых годов, за которым сейчас по аукционам гоняются коллекционеры всего мира. Советский фарфор еще не так давно получал престижнейшие награды на международных конкурсах, тогда как старейшие европейские фабрики со своими римейками прошлых столетий никого не удивляли. Достаточно увидеть музейные коллекции, собранные на ЛФЗ, в Вербилках и Дулево, чтобы убедиться в фантастических способностях наших мастеров далекого и совсем недавнего прошлого. Такого обилия разнообразных форм и роскошного дизайна сейчас не увидишь: ассортимент девяностых годов за редким исключением не вызывает у знатоков ничего, кроме досады.

Проблемы у отечественного фарфора начались еще в годы застоя. Даже выпускаемые в советские времена лучшие образцы, отправлявшиеся на международные выставки, зачастую так и оставались в единственном экземпляре и покупателю были недоступны. В целом же отрасль сделала ставку на увеличение производства массового продукта: мы пытались догнать Европу по количеству и при этом еще хотели утереть им нос: мол, это у вас фарфор - предмет престижного потребления, а у нас он доступен каждому: сервизы с ручной росписью стоили всего 12 рублей, чему никак не могли надивиться иностранные туристы. Ни один европейский завод не мог позволить себе содержать громадные художественные лаборатории, подобные нашим, и сбывать продукцию по такой низкой цене. "Пожалуй, это вольготное существование, благодушная расслабленность сыграли злую роль в начале девяностых и не позволили быстро перестроиться при переходе к рыночным условиям", - говорит искусствовед-эксперт Татьяна Астраханцева.

Ошибочный выбор

Преуспевающая при закрытом советском рынке отрасль в начале девяностых столкнулась с массой проблем. Рынок стал интенсивно заполняться импортом, менялась его структура. Сейчас рынок можно условно разделить на три сегмента: дешевой посуды, посуды среднего ценового сегмента (так называемые сервизы для праздничных дней и сервизы для гостиничного и ресторанного сектора) и элитный - высокохудожественный фарфор ручной в основном работы. На Западе, отмечает гендиректор ЛФЗ Дуглас Бойс, есть и еще один сегмент - посуды "от кутюр" (к примеру, от Версаче и Булгари), он находится между средним и элитным.

В нижнем ценовом сегменте появилась посуда дешевле российской - украинская и азиатская. Она более конкурентоспособна как минимум по трем причинам. Во-первых, наши предприятия оказались отрезанными от сырьевой базы: специальная беложгущаяся глина и каолин, составляющие примерно половину необходимого сырья, добывались на Украине. Во-вторых, у нас дороже рабочая сила. В-третьих, наши бывшие прославленные предприятия, в частности Дулево и Вербилки, пытаясь доказать, что они еще не растеряли свое мастерство, "приукрашивают" посуду, увеличивая себестоимость, которую нужно "втиснуть" в цену дешевого сегмента. Коллизия состоит как раз в том, что в этом сегменте потребитель ориентируется не на гладкость и тонкость черепка (глазурованный фарфор без рисунка) и не на красоту декора, а исключительно на цену.

Средний сегмент тоже практически полностью занят импортной посудой. В московском Доме фарфора, к примеру, чешской и польской посуды, несмотря на то что она в два-три раза дороже, продается в два, а то и в три раза больше, чем отечественной. "Импортная посуда среднего ценового сегмента более тонкая и ровная за счет современных технологий, у нее выше белизна, лучше качество деколей, - говорит исполнительный директор компании-импортера 'Саксония-фарфор' Юрий Копошилко. - Если у наших заводов около семидесяти процентов черепка идет как первый сорт, то в какой-нибудь Германии это считалось бы браком. То, что я вижу в продаже из российского производства, чаще всего печальное зрелище. Есть конечно, исключения - например, фарфор Ломоносовского завода".

Отечественные предприятия не могут успешно выступать в среднем сегменте, требующем стандартного хорошего качества, поскольку технологии и оборудование устарели не только физически, но и морально. Европа давно уже ушла от старой технологии пластического формования (она до сих пор используется только у нас) к новой - изостатического прессования, делающего форму сразу из сухого порошка. При этом из процесса исчезли многие операции, что сделало производство более эффективным, а изделия - более качественными. "Если посмотреть на стопку наших тарелок и стопку тарелок, к примеру, чешских, - говорит замдиректора ЗАО 'Фарфор' (организация-преемник бывшего отраслевого ведомства - Росфарфора') Александр Кустаров, - разница сразу бросается в глаза: их тарелочки ровнехонькие, а наши - кривоваты".

Элитный сегмент внутреннего рынка в начале девяностых был практически свободным. ЛФЗ - единственный из заводов, которому было "позволено" в советские времена, кроме массовки, выпускать высокохудожественный фарфор, практически свернул его производство и лишь последние пару лет вернулся к выпуску элитной посуды в небольших количествах - она в основном идет на экспорт. Встретить ее можно в бутиках Берлина и Брюсселя. В московских же бутиках царствует иностранная элита - майссенский, севрский и копенгагенский фарфор.

Если на средний сегмент отечественные фарфоровые заводы, рисуя на кривой тарелке золотой завиток, и пытались претендовать, то на элитный, в котором были столь сильны раньше, даже и не замахивались.

Почему наши заводы, начисто забыв о "высоком искусстве", нацелились на ширпотреб? Ответ, в общем-то, на поверхности - они сочли логичным подстраиваться под спрос основной обедневшей массы населения, выбирающей посуду по принципу "чем дешевле, тем лучше". К тому же настроенные еще в былые годы на выпуск больших объемов, заводы и сейчас пытаются "делать вал", чтобы задействовать свои мощности и сохранить коллективы.

Совершенно очевидно, что те же Дулево и Вербилки избрали бесперспективную стратегию, ввязавшись в ценовую гонку массмаркета: и без того маленькая маржа не позволяет им накопить сколько-нибудь приемлемые средства для развития производства и выращивания кадров.

Вовремя сливайте шликер

Какое будущее у русского фарфора? Есть вариант, предлагаемый гендиректором Дулевского завода Михаилом Борисовым, - помочь нашим заводам выжить в массовом сегменте за счет поднятия ввозной пошлины. Может быть, на какое-то время это бы их и спасло, но вполне возможно предположить, что в массовом сегменте фарфор в ближайшем будущем может быть вытеснен посудой из фаянса или из высокотехнологичных и при этом более дешевых материалов.

Второй вариант - все-таки попытаться выйти в средний сегмент, но для этого нужно привлечь приличный капитал для перехода на технологию изостатического прессования - на это потребуется 15-20 млн долларов для одного предприятия. А еще для этого нужно будет поделиться властью. Но этого-то как раз, как заметил один из наблюдателей, и не хочет высший менеджмент наших заводов, ведь новый владелец, как правило, оставляет в команде профессионалов-отраслевиков и меняет менеджеров в экономическом, финансовом и маркетинговом блоках, не говоря уж о генеральном директоре.

Вадим Лунев утверждает, что наша фарфоровая отрасль инвесторов не интересует: "Мы пару лет назад решили продаться, никто даже ухом не повел. Кому интересен завод, где прибыль не светит. Покупают лишь то, что дается на халяву". На самом деле трудно предположить, что желающих присутствовать на этом рынке (он оценивается примерно в 60-70 млн долларов) абсолютно нет. Вскоре может случиться так, что западные поставщики, сегодня импортирующие посуду среднего сегмента, завтра надумают перенести свои производства в Россию. Попытаются ли они реанимировать старые заводы или построят новые - вопрос.

Вариант третий - выход в элитный сегмент. Как ни парадоксально, но выйти на самый верх нашим предприятиям было бы легче, чем в средний, поскольку там не нужно современное технологическое оборудование для изготовления черепка (элитный фарфор делается практически вручную). По словам специалистов, наши заводы владеют не только технологиями тонкостенного литья, но и имеют свои ноу-хау, и порой выдают такие образцы, которым западные в подметки не годятся.

На бывшем Гарднеровском заводе, основанном в 1756 году, ныне ЗАО "Фарфор Вербилок", мастеров-отливщиков тонкостенного фарфора называют "артистами". "Артистка" Оля ковшиком наливает жидкую фарфоровую массу - шликер - в гипсовые формы и ждет, когда гипс впитает часть влаги. В нужный момент Оля осторожно сливает шликер, чтобы в форме осталась тонкая корочка чуть затвердевшей массы - так называемый череп. Тронешь его раньше времени - и можно выбрасывать, потому что черепок будет слишком тонкий. А передержишь шликер - черепок будет слишком толстый, он тоже пойдет в отходы.

Но одного мастерства фарфористов маловато для элитного сегмента. Для этого нужны сокращение производства и массовые увольнения, обучение мастеров, налаживание строжайшего контроля за качеством, привлечение художников и, разумеется, своя фирменная торговля - не в восьмидесяти километрах от Москвы в Дулево и Вербилках, где сейчас находятся магазины, а на центральных улицах мегаполисов и за рубежом. Но идти в элитный сегмент Дулево и Вербилки боятся. "Ну сделаю я сервиз по музейному образцу, и сколько я буду ждать богатенького покупателя? - спрашивает Лунев. - Нет, для нас критерий один: делать только то, что больше всего покупается".

Фарфор с амбициями

Иная точка зрения у менеджеров ЛФЗ. Ломоносовский завод, еще пару лет назад тоже пребывавший в плачевном состоянии (производство было остановлено из-за долгов энергетикам), был куплен американцами. После длительных скандалов между акционерами завод сейчас приходит в себя. Новый менеджмент ЛФЗ активно занят разработкой стратегии предприятия. "Мы изучаем рынок, проводим исследования и решаем, в каких сегментах хотим присутствовать, - рассказывает Дуглас Бойс. - Скорее всего, в элитном - с дорогим высокохудожественным фарфором и ручной, естественно, росписью. Частично это будут римейки старинных образцов. К примеру, мы сейчас восстанавливаем формы Гурьевского сервиза. И в среднем сегменте - его типичным представителем являются питерские сервизы со знаменитой "кобальтовой сеткой", популярной во всем мире. Стратегический план скоро будет готов, и от него будут зависеть наши дальнейшие действия - инвестиции, выбор оборудования и прочее".

Меняет ЛФЗ и сбытовую политику, концентрируя товарные потоки. "Это же невероятно, что только в одной стране у нас было двадцать шесть оптовиков!" - говорит Дуглас Бойс. ЛФЗ готовит к открытию новый фирменный магазин на Невском проспекте, что будет соответствовать элитной продукции завода. Следующий проект - в Москве. Думает Дуглас Бойс и о кадрах: нужно увеличивать зарплаты, повышать квалификационный уровень, больше привлекать художников и мастеров росписи как на завод, так и к свободным творческим конкурсам, чтобы получать прилив свежих идей. В общем, Бойс в отличие от своих российских коллег настроен оптимистично, считая, что четкое определение цели и путей ее достижения позволит предприятию стать процветающим. Гендиректор ЛФЗ справедливо полагает, что и на внутреннем рынке, и на мировом есть место для русского фарфора, поскольку у него свои национальные традиции и неповторимый стиль.

Что касается остальных заводов, то у них вообще нет будущего, если они не откажутся от бессмысленной затеи наполнить "фарфором с амбициями" массовый сегмент. Его нужно оставить более удачливым конкурентам, которые делают посуду из фаянса, небьющегося стекла и такого же низкокачественного, как у россиян, но более дешевого фарфора. ("Эксперт", 23.07.2001)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 06.03.2021
    USD74,4275+0,6411
    EUR88,9334-0,0087
    E/U1,1949-0,0105
    БВК80,9552+0,3487
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности