Известный патентовед Сергей Зуйков направил в МАП письма с требованием запретить продажу на территории России пива Bavaria, а также сливочного масла "Китеж" и "Вологда". Зуйков считает, что распространение этих товаров вводит в заблуждение потребителей, так как пиво сварено вовсе не в Баварии, а масло сделано не в Вологде.
Сергей Зуйков хорошо известен в другом ведомстве - "Роспатенте". За последние два года на имя принадлежащих предпринимателю фирм было зарегистрировано около 2000 товарных знаков. Некоторые из них, например спортивный автомобиль Lamborghini Diablo или жидкость для полоскания рта Advantage, были позже переуступлены соответственно компаниям Audi и Gillette, выпускающим эти товары за рубежом. Летом этого года "Роспатент" даже ограничил регистрацию товарных знаков, написанных латиницей.
Три заявления, требующих защитить потребителей, Зуйков передал в антимонопольное ведомство в течение последней недели. В письмах на имя министра по антимонопольной политике Ильи Южанова патентовед утверждает, что случаи с "Вологдой", "Китежем", а также с Bavaria - "наиболее вопиющие" примеры предоставления потребителю неверной информации о происхождении товара. Дело в том, что ни один из перечисленных продуктов не производится в местности, которая упоминается в названии. Масло "Китеж" и "Вологда" выпускается фирмой Valio в Финляндии, а созвучное известной федеральной земле Бавария в Германии пиво Bavaria варится в голландском городе Лишоут. В письмах предприниматель требует запретить реализацию товаров на территории России, оштрафовать производителей и дистрибьюторов товаров, а также опубликовать в СМИ разъясняющие обращения к потребителям.
Обращение Зуйкова застало МАП врасплох. Представитель министерства, пожелавший не называть своего имени в печати, подтвердил "Ведомостям" факт получения заявлений. В резких выражениях чиновник МАПа предположил, что письма - часть кампании какого-либо PR-агентства, желающего опорочить репутацию ведомства. "Нас так уже не раз подставляли. Например, недавно в прессу просочились лживые слухи, что ведомство якобы инициировало расследование против компании Nestle", - говорит сотрудник МАПа.
В то же время компании, торгующие пивом и маслом, спокойно отнеслись к заявлению патентоведа. Елена Климко, юрист компании "Нерком", крупного дилера Valio, сообщила, что разбирательство в МАПе вряд ли угрожает судьбе их продукции. По словам Климко, полное название места производства "Вологды" указывается на упаковке в соответствии с ГОСТом. "Всем известно, что сыр "Гауда" назван в честь одной из голландских деревень, где и изобрели продукт, но никому в голову не придет судиться из-за названия", - добавляет юрист.
Представитель другой фирмы - "Севко", продающей в России масло "Китеж", также не верит в возможность запретить реализацию их продукта. Но аргументы у "Севко" другие. По мнению представителя компании, название масла трудно привязать к географии. Ведь Китеж - имя сказочного города. ("Ведомости", 01.11.2001)