Госдума РФ во втором чтении приняла проект закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Теперь он называется так: "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами". Однако и в новом законопроекте не устранены те проблемы, которые вызвали дискуссии в первом чтении. При его подготовке комитет по бюджету и налогам ГД РФ проигнорировал обращение профсоюза предпринимателей "Лига свободы", в котором выражалась неудовлетворенность расширением сферы применения ККМ, а также конкретные поправки, внесенные Высшим Арбитражным Судом РФ, законодательными органами Томской, Тамбовской, Калужской областей и других субъектов Федерации.
Депутат ГД Игорь Динес озвучил позицию комитета по бюджету и налогам. Комитет рекомендовал сохранить действующий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут освобождаться от применения ККМ или иной техники, а также сохранить действующий порядок, в соответствии с которым указанный перечень утверждается правительством РФ.
Дискутировался вопрос о том, вправе ли субъекты РФ влиять на формирование указанного списка? Принят такой порядок: только в отдельных случаях правительство РФ может предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ право определять дополнительные категории индивидуальных предпринимателей, которым позволено работать без кассовых аппаратов.
Обсуждалось также предложение о том, чтобы освободить от применения ККМ тех предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход. Комитет считает, что ККМ в данном случае защищает права потребителя, особенно при покупке непродовольственных товаров благодаря выдаче покупателю кассового чека. С такой позицией бюджетного комитета не согласился депутат Борис Надеждин. Он пытался доказать на конкретных примерах, что есть ряд видов деятельности, которые нельзя осуществлять с применением ККМ. Так же как нельзя за отдаленных субъектов Федерации решать, кого следует освобождать от кассовых машин, а кого нет.
Депутат И.Динес пытался доказать, что в соответствии с законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" представители бизнеса обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций. На что депутат Оксана Дмитриева заметила, что термин "кассовые операции" не связан с кассовым аппаратом, а является бухгалтерским понятием, которое определяет операцию бухучета.
- Приобретение ККМ - это увеличение цены на товар, - считает депутат Олег Шеин. - Ведь те, кто работают на рынке, балансируют на грани банкротства, иначе они бы ушли "под крышу".
Не подействовали доводы о том, что в нашей континентальной стране кассовые аппараты будут без конца ломаться. И то, что предлагаемый штраф 200 МРОТ за ненадежность используемой кассовой машины для МП неподъемен.
Депутат Иван Грачев по поводу сохраняемой процедуры штрафа, которую можно оспорить в течение 15 дней через суд, напомнил о том, что в принятом Налоговом кодексе была зафиксирована презумпция невиновности налогоплательщика. Это значит, что налоговая служба должна доказывать через суд, что предприниматель - штрафник, а не сам предприниматель - отстаивать свою невиновность.
- Предприниматели воспринимают требование использовать ККМ как издевательство, - сказал И.Грачев. - Им было обещано облегчение ведения бизнеса. И ничего из обещанного не осуществлено. Только добавилось требование торговать на улице с кассовыми аппаратами.
Валентина САЛЬНИКОВА.