ПОЧЕМУ ВОЗРОСЛО НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС?

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ПОЧЕМУ ВОЗРОСЛО НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС?

По поводу уплаты единого социального налога.

31 декабря 2001 года президент РФ подписал Федеральный закон РФ № 198-ФЗ

"О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Речь идет об индивидуальных предпринимателях, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также об индивидуальных предпринимателях и организациях, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, единый социальный налог теперь придется платить не с дохода, определяемого исходя из стоимости патента, а исходя из суммы, которая равна произведению валовой выручки и коэффициента 0,1. При этом валовая выручка определяется в соответствии с Федеральным законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 122-ФЗ от 29 декабря 1995 года.

Для "вмененщиков" есть и хорошие новости, и плохие. Начнем с хороших. Ставка единого налога на вмененный доход снижена с 20% до 15. Но эта хорошая новость меркнет по сравнению с плохой. К списку налогов, обязанность по уплате которых, несмотря на переход на "вмененку" остается, добавлен единый социальный налог (ЕСН). Т.е. отныне, индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны платить ЕСН.

Федеральный закон № 198-ФЗ вызывает сильное недовольство предпринимателей. Очевидно, что внесенные им изменения усиливают налоговое бремя для налогоплательщиков. Как можно понять фракцию СПС, поддерживающую малый бизнес на словах, а на деле голосующую за принятие такого закона? Как можно объяснить действия президента РФ, который совсем недавно выступал в поддержку малого бизнеса, а спустя небольшой отрезок времени подписал невыгодный для предпринимателей закон?

Итак, попытаемся объяснить, почему налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства возросло. Начнем с упрощенной системы налогообложения. Напомним, что применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей означает замену уплаты налога на доходы уплатой стоимости фиксированного платежа - патента. Стоимость патента устанавливается законами субъектов Федерации.

До недавнего времени предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивали ЕСН исходя из дохода, определяемого из стоимости патента. Т.е. предполагалось, что стоимость патента - это размер налога. А на основании этой величины методом обратного пересчета можно установить размер дохода, который соответствует этому налогу. Назовем такой доход условным.

В тех регионах, где стоимость патента небольшая, не был большим и размер уплачиваемого ЕСН. Новый порядок уплаты ЕСН ставит вопрос о целесообразности применения упрощенной системы налогообложения в таких регионах под большое сомнение. Для налогоплательщиков этих регионов новые правила, установленные Федеральным законом РФ № 198-ФЗ, существенно увеличивают налоговую нагрузку.

Почему произошло увеличение налоговой нагрузки для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, объяснять долго не надо. Фактически для "вмененщиков" введен новый налог со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая обязанность по составлению и сдаче соответствующих налоговых деклараций. Введение ЕСН компенсироваться понижением ставки единого налога на вмененный доход, по нашим оценкам, не будет.

Возникает закономерный вопрос "Что делать?" Можно ли каким-то образом повлиять на ситуацию? Ведь если следовать нормам, установленным Федеральным законом РФ № 198-ФЗ, работать дальше станет невозможно.

В настоящий момент существует несколько точек зрения по данному вопросу. Мы хотим высказать исключительно свое мнение. Итак, что же можно предложить?

Вариант первый. Единый социальный налог в течение всего 2002 года организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, вообще не платить, а предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, платить в 2002 году по "старым правилам", т.е. исходя из стоимости патента.

Объясняется это следующим образом. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечению одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральный закон № 198-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2001 года. Следовательно, самое раннее, когда он мог вступить в силу, - только через месяц. В силу статьи 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по ЕСН является год. Поэтому 1-е число очередного налогового периода при таких обстоятельствах наступит только 1 января 2003 года.

Таким образом, новые правила по ЕСН могут начать применяться только с 1 января 2003 года. Следует предупредить, что предприниматели, выбравшие такой вариант, столкнутся с тем, что налоговые органы изложенные выше доводы принимать не будут. Прежде всего, они сошлются на статью 10 Федерального закона № 198-ФЗ, согласно которой этот закон вступает в силу с 1 января 2002 года. Тот факт, что статья 10 Федерального закона РФ № 198 противоречит статье 5 Налогового кодекса РФ, они вряд ли учтут. А это означает, что отстаивать свое право до конца можно будет только в арбитражном суде.

При выборе предложенного варианта следует быть готовыми к следующему сценарию: неуплата ЕСН - претензии налогового органа - арбитражный процесс. То же самое касается и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, с той лишь разницей, что налоговые органы будут иметь претензии по поводу уплаты ЕСН в недостаточном, на их взгляд, размере.

Вариант второй. Обратиться с жалобой в Конституционный суд РФ. Основным доводом жалобы, по нашему мнению, может являться нарушение конституционного принципа поддержки конкуренции (статья 8 Конституции РФ). Индивидуальные предприниматели на "вмененке" поставлены в более невыгодные условия по сравнению с организациями. Кроме того, следует говорить о нарушении принципа, в соответствии с которым каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (статья 34 Конституции РФ).

Вариант третий. Осуществлять действия, направленные на внесение изменений в законодательство. Круг субъектов законодательной инициативы ограничен: президент РФ, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, правительство РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Никакие общественные организации, объединения и союзы правом законодательной инициативы не обладают. Однако обращения в соответствующие органы как самих предпринимателей, так и их объединений могут способствовать тому, что соответствующий законопроект будет внесен в Государственную Думу.

Одновременно можно применять все три варианта.

Вариант четвертый. Предназначен для тех, кто не любит спорить, но при этом все делает по-своему. "Вмененщикам" следует прекратить предпринимательскую деятельность в качестве предпринимателя без образования юрлица и зарегистрировать юридическое лицо. Это позволит минимизировать налоговые платежи на суммы ЕСН, которые уплачивают индивидуальные предприниматели со своего дохода. Однако у этого варианта есть свои недостатки. Например, вести бухгалтерию в организации намного сложнее. Без бухгалтера не обойтись. Кроме того, придется соблюдать пределы расчета наличными денежными средствами и др.

Напоследок хочется по человечески пожелать представителям малого бизнеса очень много сил. Они нужны не только для успешного становления и развития самой предпринимательской деятельности, но и для борьбы со множеством трудностей, возникающих и по вине чиновников на местах, и, как показывает практика, по вине законодательных органов федерального уровня.

Наталья ТРУБИЦИНА.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>