"НАДОЕЛО КОРМИТЬ ЧИНОВНИКОВ! "

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"НАДОЕЛО КОРМИТЬ ЧИНОВНИКОВ! "

Елена ЗУДИЛИНА, предприниматель, член координационного комитета Межрегионального профсоюза предпринимателей"Лига Свободы":

Еще учась в старших классах, она уже работала - пионервожатой. После окончания школы поступила в пединститут по специальности учитель начальных классов. Училась и продолжала работать в Доме пионеров подмосковного Орехово-Зуева. О себе рассказала так:

- Если помните, был такой термин "сто первый километр". В соответствии с этим и жители города резко делятся на две категории. Одни, как та лягушка в известной притче, барахтаются, чтобы остаться на поверхности и "сбить" кусок масла. Другие уже давно на дне и не очень то стремятся оттуда выплыть.

- Расскажите, как "сбивали свой кусок масла"?

- На первом курсе института я вышла замуж. В то время в Орехово-Зуево еще функционировали ткацкие фабрики - бывшие Морозовские мануфактуры. Муж работал наладчиком электрооборудования и весьма неплохо зарабатывал. Моей же зарплаты руководителя кружка городского Дома пионеров хватало только на то, чтобы заплатить за квартиру и несколько раз сходить в булочную. Но в начале 90-х все предприятия стали закрываться, муж попал под сокращение. Собрались мы с ним на семейный совет и стали решать, как жить дальше? Мой Александр из Краснодарского края, а там люди более легкие на подъем, да и комплексов поменьше. Он и предложил попробовать торговать на рынке - у него на родине этот бизнес к тому времени кормил многих. К тому же была у нас мечта выбраться из коммуналки.

- И как вы отнеслись к мужниной инициативе?

- С ужасом, первые слова были: "Да ты что, как я буду на рынке стоять - меня же полгорода знает!"

- И как вы преодолели стеснение?

- Муж оказался хорошим психологом. Сначала на рынке торговал он. Потом стал просить меня подменить его на 10 минут… и исчезал на полдня. Как оказалось, делал он это специально - товар бросить нельзя, волей неволей приходилось торговать. Вот так он меня и приучил. Сначала было трудно, краснела, бледнела, особенно когда подходили знакомые. Адаптация длилась где-то год. Торговали чем только можно: вазочки, кружечки, различная мелочевка, автозапчасти, потом одежда. В общем, сумели встать на ноги, а, главное, поменяли коммуналку с доплатой на однокомнатную квартиру.

- Вы уже почти 10 лет торгуете на рынке - что за это время изменилось?

- Раньше было проще. Оформилась, как частный предприниматель, платила за место на рынке и ходила на работу с одной бумажкой - разрешением на торговлю. Милиция никого не трогала. Сейчас хожу с огромной папкой, где собрано более десятка различных справок, разрешений и каждый раз боюсь, не дай Бог, что-нибудь забуду.

- Так когда давление на рыночных продавцов стало заметным?

- Последние 5 лет. Как только чиновники поняли, что малый бизнес встал на ноги, тут-то все и налетели. С каждым месяцем и годом увеличивалось количество разрешений, справок, и за каждую бумагу отдельная плата. В последнее время значительно усложнили отчетность, и это при вмененном налоге. В общем, содержим огромную армию чиновников. А тут еще эпопея с введением ККМ. Если бы убрали 90% чиновников, лет через пять страна бы расцвела!

- Как я понял, ситуация с ККМ оказала сильное влияние на вашу жизненную позицию?

- Я вообще-то по жизни была всегда активной. А после введения ККМ стало окончательно ясно - людей давят совершенно в открытую. Больше молчать уже не могла.

- Другие же молчат!

- Вот-вот. После введения "вмененки" поплакались на рынке друг другу в жилетки - на этом все и кончилось. С кем я работаю на рынке, говорят: "Тебе это надо - все равно все будет по ихнему". Просто животный страх перед властями: "А вдруг что-нибудь мне будет"?

- Вы хотите сказать, что эти страхи не обоснованны?

- Да как вам сказать: когда мы осенью прошлого года начали акции протеста против введения ККМ, в местные администрации поступили письма от правительства Подмосковья с требованием разобраться с активистами. К этому делу подключались даже местные отделения ФСБ. В некоторых городах активистов под надуманными предлогами лишили торговых мест.

- Каковы же перспективы рыночной торговли?

- Если будут продолжать давить, то многие просто уйдут в "тень". Что сейчас получается: дешевле откупиться от милиции и налоговиков, чем официально платить за кучу документов, разрешений, платить налоги и т.д. Ведь все равно приходится либо платить штрафы, либо давать взятки - при такой массе документов и отчетности всегда найдут, к чему придраться. Официально работать становится невыгодно. В отличие от государственных структур малый бизнес начинает дело НА СВОИ ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ - почему это не учитывается?

- А что местные власти?

- Местная администрация на словах двумя руками за малый бизнес, особенно после выступлений В.Путина. Но реально делают то, что приказывают сверху, а позиция подмосковных властей - давить рыночных продавцов. Свой рыночный бизнес мы ведем полностью на свой страх и риск. Я знала троих своих коллег, кого убили бандиты - деньги искали. Милиция все-таки должна бандитов ловить, а не торговцев стричь.

- Что-то не очень веселый у нас получается разговор в канун 8 марта.

- Да как-то не получается веселиться. Я, например, последний раз была в отпуске аж в 1996 году.

- Так что же вы можете пожелать таким же женщинам-предпринимателям, работающим на рынках?

- Чтобы не теряли веру и шли вперед, как бы жизнь ни ломала. Я верю в добро, без этой веры невозможно жить. По идее каждая женщина хочет себя реализовать. Почему это нельзя сделать на рынке? Когда совсем нет сил, смотришь и думаешь, что кому-то гораздо тяжелее, чем тебе, а ведь улыбаются, терпят, борются.

- Может все-таки напоследок чего-нибудь веселенькое вспомните?

- Да как-то пару лет назад поднялся сильнейший ветер. Вцепилась я в свое рабочее место, подняло меня вместе с палаткой, швырнуло в сторону, манекены вдребезги, каркас сломался. Ничего, устояла, дальше живу.

Вел беседу Игорь КРЫЛОВ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>