ВОПРОС:
Является ли отсутствие журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур грубым нарушением правил учета доходов и расходов? Имеет ли право налоговая инспекция налагать штраф в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса РФ?
ОТВЕТ:
По нашему мнению, отсутствие журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур грубым нарушением правил учета доходов и расходов не является, и налоговые органы не вправе применять ответственность, предусмотренную статьей 120 Налогового кодекса РФ. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Отсутствие журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур статья 120 Налогового кодекса РФ в качестве грубого нарушения правил учета доходов и расходов не называет.
ВОПРОС:
В ходе проведения встречной проверки налоговая инспекция потребовала, чтобы мы предоставили документы, связанные с деятельностью одного из наших контрагентов. Документы представлены не были. К нам применили штрафные санкции по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ в размере 5000 рублей. Правомерно ли поступил налоговый орган? Могла ли в нашем случае применяться статья 129.1 НК РФ, предусматривающая штраф в размере 1000 рублей?
ОТВЕТ:
Налоговый орган поступил в данном случае правомерно. Совершенное вашей организацией правонарушение должно квалифицироваться по пункту 2 статьи 126 НК РФ. Данный пункт предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставления документов с заведомо недостоверными сведениями. Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ штраф в размере 1000 рублей взимается за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ. Признаком правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ, является отказ организации предоставить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы. Т.е. по пункту 2 статьи 126 НК РФ, во-первых, должен поступить запрос налогового органа, во-вторых, на запрос должен последовать отказ. Следовательно, если были запрос и отказ, статья 129.1 НК РФ применяться не может. Статья 129.1 НК РФ применяется в том случае, если сведения должны быть представлены не в силу требования налогового органа, а в силу предписания закона. Указанному критерию отвечают случаи несообщения государственным органам о фактах регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, гражданского состояния, учета и регистрации имущества и сделок с ним. (Напомним, что соответствующая информация должна представляться в налоговые органы в силу статьи 85 НК РФ).
ВОПРОС:
Нужно ли платить единый социальный налог с сумм, выплачиваемых за купленный компьютер, если учесть, что продавцом компьютера является не гражданин со стороны, а работник организации?
ОТВЕТ:
Единый социальный налог в данном случае вы платить не должны. Налоговый кодекс РФ в статье 236 установил, что выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, к объекту обложения единым социальным налогом не относятся. С одним и тем же физическим лицом организация может заключить одновременно два договора - трудовой и гражданско-правовой, что и произошло в вашем случае. При этом факт того, что продавец имущества (компьютера) состоит с организацией в трудовых отношениях, значения не имеет. Налоговый кодекс РФ не устанавливает зависимость между исключением выплат по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности и иных вещных прав, из объекта обложения единым социальным налогом и одновременным наличием у сторон таких договоров трудовых отношений.
ВОПРОС:
Правда ли, что теперь расходы, связанные с ремонтом основных средств, уменьшают налогооблагаемую прибыль единовременно в том периоде, в котором они были произведены, а не учитываются по частям в течение нескольких лет? С какого момента следует применять это правило - с 1 июля или с 1 января 2002 года?
ОТВЕТ:
До 1 июля 2002 года часть вторая Налогового кодекса РФ действовала в редакции Федерального закона РФ от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ, которая предусматривала, что расходы на ремонт основных средств для большинства организаций учитывались при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств. Расходы, превышающие 10%, включались в состав расходов равномерно в течение пяти лет для основных средств четвертой-десятой амортизационных групп или в течение срока полезного использования - для основных средств первой-третьей амортизационных групп. С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 29 мая 2002 года № 57, который внес поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ. Отныне расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Федеральному закону № 57 в части внесения данной поправки придана обратная сила. Несмотря на то что сам закон вступил в силу с 1 июля 2002 года, правило об учете расходов на ремонт основных средств применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 года.
Учет доходов и расходов по Налоговому кодексу
Приказом Минфина РФ и МНС РФ № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. При этом приказ Минфина РФ и МНС РФ от 21 марта 2001 г. № 24н/БГ-3-08/419, которым был утвержден старый Порядок, утратил силу.
Во многом Порядок повторяет положения главы 25 "Налог на прибыль предприятий" Налогового кодекса РФ. Это и неудивительно. Хотя глава 25 НК РФ посвящена налогообложению прибыли юридических лиц, к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица некоторые из новшеств имеют самое непосредственное отношение. В силу пункта 1 статьи 221 НК РФ перечень расходов, которые могут учитываться при исчислении налога на доходы физических лиц, определяется в соответствии с главой 25 НК РФ. Т.е. так же, как у юридических лиц при исчислении налога на прибыль.
Однако в ряде случаев правила учета, установленные новым порядком, отличаются от норм главы 25 НК РФ. Прежде всего это касается расходов, которые должны учитываться при налогообложении. Перечень материальных расходов, определяемый Порядком (раздел IV), немного меньше, но он не является исчерпывающим. Это означает, что в данном случае Порядок Налоговому кодексу РФ не противоречит.
А вот с расходами на оплату труда (раздел V) ситуация иная. Согласно пункту 23 Порядка, в расходы на оплату труда включаются любые выплаты работникам, за исключением вознаграждений, которые трудовыми договорами не предусмотрены. Вместе с тем, из смысла статьи 255 Налогового кодекса РФ следует, что к расходам на оплату труда относятся любые начисления в пользу работников, независимо от того, предусмотрены ли они трудовым договором или нет. Исключения составляют только расходы, связанные с содержанием работников. Они могут включаться в расходы тогда, когда предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.
В отличие от Порядка, утвержденного приказом от 21 марта 2001 г. № 24н/БГ-3-08/419, в новом Порядке к материальным расходам, расходам на оплату труда добавлены прочие расходы (раздел ХI Порядка). К прочим расходам индивидуального предпринимателя относятся суммы налогов и сборов, за некоторым исключением; расходы на сертификацию продукции и услуг, суммы комиссионных сборов и другие. Необходимо отметить, что перечень прочих расходов заметно уступает аналогичному перечню, установленному главой 25 НК РФ (статья 264 НК РФ). Однако перечень, приведенный в пункте 47 Порядка, закрытым не является. Следовательно, можно смело применять статью 264 НК РФ.
Вместе с тем, в некоторых случаях новый Порядок конкретизирует, при каких условиях могут приниматься те или иные расходы. Самое интересное, что в статье 264 таких уточнений нет. Например, в соответствии с Порядком расходы на оплату консультационных и юридических услуг могут быть учтены только в том случае, если они оказывались по договору возмездного оказания услуг, в котором содержится перечень действий или указана деятельность исполнителя с последующим предоставлением заказчику результатов. Ни о чем подобном в подпунктах 14 и 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ не говорится. Там просто указано: к прочим расходам относятся расходы на оплату юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг. По сравнению с пунктом 4 статьи 264 НК РФ Порядком существенно сужен перечень рекламных расходов. Есть и другие ограничения, не предусмотренные НК РФ.
Возникает вопрос. Чем должны руководствоваться индивидуальные предприниматели при определении расходов на оплату труда - Порядком или Налоговым кодексом РФ? Если не хочется, чтобы с налоговыми органами рано или поздно на эту тему возникли разногласия, необходимо руководствоваться Порядком. Однако если налогоплательщикам выгоднее применять нормы Налогового кодекса РФ и спор с налоговым инспектором не пугает, то выбор следует сделать в пользу Кодекса. Объясняется это тем, что в силу пункта 2 статьи 54 НК РФ Минфин РФ и МНС РФ определяют для предпринимателей порядок исчисления налоговой базы, а не состав расходов. Состав расходов для индивидуальных предпринимателей согласно статье 221 НК РФ определяется в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Возможно, если выбор будет сделан в пользу Налогового кодекса РФ, свою правоту придется доказывать в суде. В этом случае можно сослаться на приведенные выше аргументы.
Напоследок хотелось бы отметить одну важную деталь. Помимо вышеуказанных расходов, индивидуальные предприниматели относят на уменьшение дохода амортизационные отчисления по определенным видам имущества. Как рассчитать первоначальную стоимость амортизируемого имущества, срок его полезного использования, порядок расчета амортизационных отчислений - определено в разделах VI-X нового Порядка. Правила начисления амортизации для индивидуальных предпринимателей, установленные Порядком, отличаются от правил, установленных Налоговым кодексом. Однако в данном случае необходимо руководствоваться Порядком, а не главой 25 НК РФ. Выше мы говорили, что в силу статьи 221 НК РФ предприниматели руководствуются нормами главы 25 НК РФ только при определении состава расходов. Вместе с тем мы считаем, что способ начисления амортизации качественным образом на состав расходов не влияет. От способа амортизации зависит только величина налоговой базы. А порядок исчисления налоговой базы, как мы выяснили выше, в силу пункта 2 статьи 54 НК РФ определяется Минфином РФ и МНС РФ. В конечном итоге невыгодные для налогоплательщиков положения Порядка можно забыть, а вместо них применять нормы Налогового кодекса РФ.
Наталья ТРУБИЦИНА.