ЛИЗИНГ В РОССИИ: ВОСТРЕБОВАН, ПЕРСПЕКТИВЕН, ВЫГОДЕН

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛИЗИНГ В РОССИИ: ВОСТРЕБОВАН, ПЕРСПЕКТИВЕН, ВЫГОДЕН

Так считает большинство участников второй международной выставки “Лизинг 2002”, прошедшей на ВВЦ. Опыт работы 32 компаний, принявших участие в выставке, служит наглядным доказательством перспективности инвестиционного механизма лизинга.

Новые разработки лизинговых схем, предлагаемые этими компаниями, позволяют предприятиям, в том числе и малым, закупать современное оборудование с минимальными затратами.

Компания “Трансинжлизинг” работает на рынке лизинговых услуг 5 лет. За эти годы сложилось устойчивое сотрудничество фирмы с ведущими производителями строительной техники, на которой и специализируется компания. Среди клиентов есть и крупные, и мелкие предприятия. В основном это – строительные фирмы. Специфика работы с малыми предприятиями, по словам финансового аналитика Иларии Шабуниной, обусловливается неустойчивой ситуацией в экономике. Малому бизнесу трудно, а лизингодатель должен быть уверен в кредитоспособности любого клиента.

Компания “РусЛизингСвязь” первое время работала только на рынке телекоммуникаций, а с 2000 г. был осуществлен проект ее диверсификации. Теперь клиент может заказать любое технологическое оборудование - от компьютеров до тракторов. Тем самым расширен круг лизингополучателей, в число которых попали и малые предприятия. Зам. гендиректора “РусЛизингСвязи” Виктор Петров посетовал на отсутствие гарантий по возврату финансовых средств у малых фирм. Компания допускает, что это могут быть гарантии третьих лиц, учредителей фирмы, каких-то ассоциаций и т.д.

- Специфика рынка такова, что мы работаем не на инвестиционные проекты, а на развитие производства, - объяснила Мария Гришко, представляющая компанию “Аленир”. – Девять десятых наших клиентов - это малые и средние производственные фирмы, которые работают на рынке не менее двух лет и хотят расширить свое производство. По российским законам лизинг на сегодня - это самый выгодный метод закупки оборудования. Он позволяет сэкономить на налогах и направить больше средств на развитие производства.

Лизингодатели действуют на рынке очень осторожно. Компания “Технолизинг”, например, избегает вести дела с предприятиями, чья отчетность не отражает реального положения дел. Гендиректор компании Наталья Панских говорит, что и это не спасает, вредит делу сложная система налогообложения и бухгалтерского учета, скорее даже - их изменчивость. Компании, работающие в соответствии с буквой закона, просто не всегда успевают уследить за переменами. Еще проблема – “дорогие” и “короткие” деньги в банках. Предприниматели считают, что положение можно изменить, если банкам, кредитующим лизинговые операции, будут предоставлены льготы. Другие лизинговые компании, такие как “Рольфлизинг”, пытаются наладить сотрудничество с зарубежными банками - там ресурсы дешевле, условия лизинга - более выгодные для всех сторон. Еще проблемой является лизинг недвижимости. Кому-то нужно помещение, кто-то хочет выкупить магазин. Но пока для совершения операций в этой сфере практически нет нормативной базы.

Лизинговые операции – это рисковые операции, а риски следует страховать. Делать это уместно как лизингодателю, так и лизингополучателю. Большой опыт работы по страхованию лизинга имеет компания “Ариадна”, которая взаимодействует по схеме сублизинга с региональными операторами. Региональные лизинговые компании, которые непосредственно передают технику колхозам и фермерским хозяйствам, сами являются малыми предприятиями.

Гендиректор компании “Ветприм” Сергей Анпилов рассказал, что когда отменили лицензирование лизинговой деятельности, в эту сферу бросились очень многие, но не всем удалось наладить дело. В программу выставки “Лизинг- 2002” входила практическая конференция, обсудившая проблемы законодательного и нормативного обеспечения лизинга в сферах налоговой, таможенной и бухгалтерского учета.

В эксклюзивном интервью корреспонденту “Бизнеса для всех” гендиректор Московской лизинговой компании Владимир Коломейцев так прокомментировал общее состояние правового обеспечения лизинга.

- Текущий год ознаменовался значительными изменениями в правовом обеспечении лизинга. Закон о лизинге привел в соответствие нормативные акты разного уровня, и мы перестали жить под дамокловым мечом, когда, выполняя одно требование, неизбежно нарушали другое. Еще более важным представляется принятие 26 главы (о налоге на прибыль) Налогового Кодекса. Раньше была прописана серьезная инвестиционная льгота, гласившая, что фактически всю сумму, затраченную на приобретение основных фондов, можно было вычесть из налогооблагаемой базы и уменьшить налог на прибыль наполовину. Однако, насколько мне известно, ни одна лизинговая компания, не говоря уже о потребителях, не пользовалась ею реально. На сегодняшний день эта льгота частично заменена другим способом начисления амортизации. Наряду с линейным способом существует нелинейный: в первые годы можно списать большую часть стоимости имущества через амортизацию. Конечно, такая мера не столь кардинальна, как это было раньше, но она допускает разнообразие, предприниматель имеет возможность планировать свой бюджет. Ведь, наверняка, у кого-то есть возможность внести значительную часть сразу, чтобы потом платить малые проценты, а кому-то удобнее выплачивать потихонечку.

- Что дала отмена лицензирования лизинговой деятельности?

- Здесь можно выделить и положительные, и отрицательные последствия. Рынок сейчас более “дикий”. Каждая компания старается привлечь клиентов. Предприятия мечутся. В рекламе можно встретить декларации: “лизинг – 0%”. То, что это нереально, понимают специалисты, но не потребители. А единых общепонятных критериев, которые позволили бы сравнить условия различных компаний, просто нет.

- Но ведь существует репутация компании, публикуется рейтинг компаний в издании “Лизинг-ревю”.

- “Лизинг-ревю” читают сотрудники лизинговых компаний - финансовых и промышленных, а не работники малых предприятий. Но проблема шире. До тех пор, пока наши предприниматели не научатся относиться к рейтингам, как к экономическому инструменту, нам не создать цивилизованную экономику. К примеру, банки охотно финансируют лишь тех, кого уже знают. Значит нужно либо время, чтобы узнать клиента, либо собирать данные о нем должна специальная служба. Это же относится к заключению сделок. Опираясь на систему рейтингов, которые проводят организации, заслуживающие доверия, можно экономить массу сил и средств. И охватывать эта система должна не два десятка известных компаний, а весь массив предпринимателей.

- Какие еще проблемы заботят руководство лизинговых компаний?

- Сформулируем иначе. Сегодня еще не ясно, как будут обстоять дела в связи с упрощенной системой налогообложения. В свое время правительство уже сделало якобы “льготу” по обложению НДС для лизинга малых предприятий: лизинговые платежи, которые клиенты платили компании, не облагались НДС. Это привело к тяжелым последствиям, поскольку сделки для малых предприятий стали сразу на 20% дороже. Государство за льготу не хотело платить, и никто другой – тоже. Вот и сейчас не известно, в каких случаях будем выставлять НДС. Если останется все, как было, тогда все нормально - сделки не подорожают.

- Владимир Александрович, далеко не все компании, представленные на выставке, работают с малым бизнесом, хотя на долю этого сектора экономики приходится большая часть сделок. Чем это объясняется?

- Риски определяет стоимость предмета лизинга по отношению к общим активам клиента. Когда оборудование приобретает крупное предприятие, для него эта деятельность некритична. Если же лизинговая компания имеет дело с малой фирмой, даже небольшой по масштабам проект может оказаться жизнеобразующим для предприятия. А значит – являться критическим с точки зрения рисков. Малые предприятия менее устойчивы, у них меньше свободы маневра в плане диверсификации своей деятельности, они не владеют информацией в полном объеме. Другая группа рисков связана с особенностями нашей судебной системы и порядком выполнения судебных решений.

- Но Московская лизинговая компания как раз и призвана помогать малым предприятиям?

- Это действительно так, однако у нас есть разные клиенты. Среди малых предприятий мы должны помогать тем, кто уже имеет определенный опыт и собирается развивать или расширить производство. Есть другие структуры, которые поддерживают вновь созданные предприятия. Это – бизнес-инкубаторы и т.п. Основной документ, которым мы руководствуемся в своей практической деятельности – это комплексная программа развития МП. В отличие от других компаний мы имеем возможность предоставить малым предприятиям определенные преференции. В цифрах это звучит таким образом:увеличение стоимости оборудования не превышает 8-9% в год, а по автотранспорту - 13-15% (в рублях). Так что, если наши возможные клиенты поторопятся заключить договора до Нового года, то получат существенные преимущества.

Елена РАЙК.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>