ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Вопрос:

В здании, в котором расположен офис нашей организации, произошел пожар. В результате сгорели все бухгалтерские документы. Сейчас мы в спешном порядке их восстанавливаем. Однако заплатить вовремя налоги и сдать текущую отчетность мы не успеем. Должны ли мы будет в данном случае платить пени? Будут ли к нам за несвоевременную сдачу отчетности применяться санкции?

ОТВЕТ:

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются тогда, когда налоги вносятся в бюджет в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. При этом обязанность по уплате пени причинами просрочки не обуславливается. Следовательно, если налоги не будут вовремя уплачены даже из-за того, что сгорели необходимые для их расчета документы, пени все равно придется платить. Однако сроки уплаты налогов в данном случае могут быть изменены - отодвинуты на более позднюю дату. В соответствии со статьей 64 НК РФ, если налогоплательщику в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы причинен ущерб, он имеет право на предоставление отсрочки по уплате налога. Отсрочка может быть предоставлена на срок до шести месяцев. Для того, чтобы получить рассрочку, необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный орган. В части предоставления отсрочки по федеральным налогам таким органом является Минфин РФ, по региональным и местным - соответственно финансовые органы субъекта РФ или муниципального образования. Что касается ответственности за несвоевременное представления отчетности, то, по нашему мнению, при указанных обстоятельствах она не должна наступать. В силу статей 106 и 108 НК РФ налогоплательщик за совершение налогового правонарушения может быть привлечен к ответственности только при наличии вины. В данном случае отчетность не может быть своевременно подготовлена из-за того, что при пожаре были уничтожены первичные документы. На наш взгляд, это исключает вину вашей организации. Следовательно, к ответственности она не может быть привлечена. Однако, стоит предупредить, что налоговые органы скорее всего не будут вдаваться в подробности по поводу отсутствия вины. Поэтому применение штрафа за несвоевременное представление отчетности придется оспаривать в арбитражном суде.

ВОПРОС:

Помимо расчетного и текущего валютного счета организация может иметь депозитные, ссудные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета. Обязаны ли налогоплательщики сообщать в налоговые органы обо всех случаях открытия счетов?

ОТВЕТ:

Обязанность налогоплательщиков письменно сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов установлена пунктом 3 статьи 23 НК РФ. Пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ понимает под счетами расчетные (текущие) и иные счета в банках, отрытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, налогоплательщики обязаны сообщать об открытии или закрытии счетов при следующих условиях: счет открыт на основании договора; на счет зачисляются и с него расходуются денежные средства налогоплательщика. Если открытый счет вышеперечисленным условиям не удовлетворяет, например, нет договора банковского счета, или налогоплательщик не может расходовать деньги по своему усмотрению, под понятие "счет", установленное статьей 11 НК РФ, такие случаи не подпадают. Следовательно, нет обязанности по сообщению сведений в налоговые органы. Например, не является счетом ссудный или депозитный счета.

ВОПРОС:

Налоговый орган проводил проверку одного из наших партнеров. Нам прислали требование о предоставлении документов. Причем в требовании указаны не только документы, касающиеся проверяемой организации, но и некоторая часть наших документов, не связанных с данным партнером. Могут ли в ходе проведения встречной проверки требовать документы, не связанные с проверяемой организацией?

ОТВЕТ:

Нет, не могут. В данном случае налоговый орган поступает неправомерно. Согласно статье 87 Налогового кодекса РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Исходя из данной нормы, можно сделать вывод, что при проведении встречной проверки налоговые органы вправе потребовать не все документы организации, а только те, которые относятся к деятельности, связанной с партнером, у которого проходит проверка. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Следовательно, те документы, которые к деятельности вашего партнера не относятся, вы имеете право не представлять.

ВОПРОС:

В связи с проведением налоговой проверки нашего поставщика нам вручили требование о представлении документов, связанных с его деятельностью. В требовании указано, что документы должны быть представлены на следующий день после получения требования. Но собрать все необходимое за такой короткий срок мы не в состоянии. Могут ли к нам применить штрафные санкции, если требование налоговой инспекции мы выполним с опозданием на пару дней?

ОТВЕТ:

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. А лицо, которому адресовано это требование, обязано направить соответствующие документы или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Правила представления организациями документов при встречной проверке Налоговым кодексом РФ не установлены. Вместе с тем, необходимо учитывать, что встречная проверка сама по себе проводиться не может, так как связана с проведением налоговой проверки налогоплательщика. Поэтому мы считаем, что при встречной проверке к организациям, не являющимся проверяемым налогоплательщиком, но обязанным представить связанные с его деятельностью документы, должны предъявляться те же самые требования, что и к проверяемому. Запрашиваемые документы должны быть представлены в пятидневный срок.

Срок, указанный в требовании о представлении документов, направленных вашей организации, составил менее пяти дней. Следовательно, по нашему мнению, такое требование нельзя признать правомерным. В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ неправомерные акты и требования налоговых органов могут не выполняться. А это означает, что невыполнение неправомерных требований не может признаваться правонарушением. Таким образом, мы считаем, что если истребуемые у вашей организации документы будут представлены налоговому органу в течение пяти дней после вручения требования, штрафные санкции применяться не должны. Однако стоит предупредить, что мы высказали свое мнение, с которым ваш налоговый орган может не согласиться. В этом случае отстоять свои интересы можно будет в судебном порядке.

ВОПРОС:

Если производственные помещения арендованы у бюджетной организации, можно ли относить к расходам арендные платежи, при условии, что согласие собственника здания (комитета по управлению имуществом) на заключение договора аренды не получено?

ОТВЕТ:

Требование о наличии согласия собственника на заключение договора аренды содержится в Гражданском кодексе РФ, который регулирует гражданские правоотношения. Правила исчисления и уплаты налогов регулируются налоговым законодательством. Несоблюдение норм гражданского законодательства не может влиять на вопросы налогообложения. По нашему мнению, если при заключении договора аренды производственных помещений согласие собственника не получено, это не может являться препятствием для включения арендных платежей в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>