ЧЕГО ЖДАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОТ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЧЕГО ЖДАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОТ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Чего ждать предпринимателям от налоговых органов.

Всем предпринимателям известно, что помимо налогов, необходимо уплачивать и другие обязательные платежи, которые хотя не являются налогами, но для их плательщиков по обязательности уплаты и по применяемым санкциям ничем не отличаются от налоговых платежей. Это страховые взносы во внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, в Фонд социального страхования, в Фонд обязательного медицинского страхования.

Законодательством о Государственной налоговой службе не предусмотрено осуществление контроля налоговыми органами за уплатой налогоплательщиками страховых взносов в соответствующие фонды. Такой контроль осуществляют сами внебюджетные фонды. Однако, налоговые органы могут осуществлять контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, если это предусмотрено законами и иными нормативно-правовыми актами, посвященными соответствующим фондам. Все внебюджетные фонды действуют на основании утвержденных положений. Среди множества функций, определяемых такими положениями, называется функция осуществления совместного с налоговыми органами контроля за своевременностью и полнотой поступления страховых взносов в соответствующие внебюджетные фонды.

Государственная налоговая служба совместно с каждым из фондов издала письма, в которых подробно описывает взаимодействие органов каждого внебюджетного фонда и налоговых органов при осуществлении контроля за своевременностью и полным поступлением страховых взносов ( Письмо ПФ РФ № ВБ-01-27/3628 и ГНС РФ № ВГ-6-15/342 от 21 июня 1995 г., Письмо ГНС РФ 11.06.96 г. № ВГ-6-07/407 и ФСС РФ 6.06.96 № 05-345). В соответствии с этими письмами налоговые органы, как правило, совмещают проверки по вопросам, связанным с уплатой страховых взносов (платежей) во внебюджетные фонды с проверками налогоплательщиков по внесению налоговых платежей в бюджет, а также проводят тематические проверки. При этом налоговые органы проводят проверки плательщиков по вопросам своевременности и полноты уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в случаях, если в намеченный проверяемый период не осуществлялась проверка данного плательщика со стороны внебюджетных фондов. Однако при документальных проверках правильности начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды налоговые органы интересует не только их занижение, но и неправомерное завышение, так как в этом случае происходит неправомерное списание таких страховых взносов на себестоимость, что ведет к занижению налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.

Как известно, банки осуществляют проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежный наличностью. Однако, обнаружив какие-либо нарушения, сами банки не могут применить к нарушителям какие-либо санкции. Отсюда вытекает другая функция налоговых органов, напрямую не связанная с налоговыми отношениями: наложение на основании сведений, предоставляемых банками санкций за нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с наличностью.

Другая функция налоговых органов, - это наложение штрафных санкций за нарушения установленного порядка за нарушения установленного порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ. Правда, на сегодняшний день в связи запретом с 1.01.94 г. реализация на территории РФ товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту всеми предприятиями за исключением магазинов беспошлинной торговли число таких правонарушений и, соответственно, число налагаемых налоговыми органами штрафных санкций не велико.

И еще одна функция налоговых органов, связанная со штрафными санкциями, - это взыскание с предприятий административных штрафов, налагаемых органами Госархстройнадзора в соответствии с Законом РФ от 17.12.92 г. "Об административно ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

Однако, в настоящее время, возможности налоговых органов по взысканию в бесспорном порядке с юридических лиц штрафов за нарушения, предусмотренные вышеназванными законами, существенно ограничены. В декабре 1996 г. Конституционный суд РФ вынес постановление о том, что взыскание в бесспорном порядке органами налоговой полиции с организаций, в случае нарушения ими налогового законодательства сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия не соответствует Конституции РФ. Это Постановление органами Государственной налоговой службы РФ в течении 1997 года игнорировалось, так как в постановлении назывались только органы налоговой полиции. Однако в ноябре 1997 г. Конституционный суд РФ вынес определение, в котором пояснил, что невозможность взыскания с юридических лиц в бесспорном порядке штрафов и сокрытого дохода (прибыли) относится не только к органам налоговой полиции, но и к органам Государственной налоговой службы. Правовые основания такого вывода основывается на том, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным. В соответствие с пунктом 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, представляется, что налоговые органы не могут в бесспорном порядке взыскивать штрафы не только в случае нарушений в области налогового законодательства, но также и в случае нарушений законодательства о ККМ, в случае нарушения порядка ведения кассовых операций и работы с наличностью и др. Таким образом, в случае несогласия налогоплательщика, налоговые органы могут производить взыскание штрафов только через суд.

Теперь более подробно расскажем о том, как же налоговые органы на практике осуществляют свою главную задачу: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства и за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.

Эту задачу налоговые органы осуществляют путем проведения проверок предприятий, учреждений и организаций по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других платежей.

Статья 11 Закона РФ "О государственной налоговой службе" указывает, что документальные проверки проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работ налоговых инспекций и квартальными графиками проверок. При необходимости налоговая инспекция может проводить и внеплановые проверки. Такие проверки проводятся в следующих случаях:

1) когда имеются факты, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика;

2) когда последние налоговые проверки выявили значительные нарушения налогоплательщиком своих обязанностей или имеются факты, позволяющие достоверно предполагать такие нарушения;

3) когда имеются факты о документально неподтвержденном приросте имущества или другого объекта налогообложения;

4) когда имеются факты, позволяющие достоверно предполагать возможность сокрытия объекта налогообложения и др.

Итак, предположим, на Ваше предприятие, в организацию нежданно негаданно пришел с проверкой налоговый инспектор, хотя часто бывает так, что о налоговой проверке становится известно заранее. Чтобы убедится, что именно этот налоговый инспектор уполномочен на проведение у Вас проверки, следует ознакомиться с его документами. Налоговые инспекторы осуществляют проверки на основании письменного поручения руководителя налоговой инспекции на проведение проверки конкретного налогоплательщика. При этом в поручении указывается фамилия, имя, отчество сотрудников налоговой инспекции, которым поручено проведение проверки. Соответственно, чтобы убедиться, что перед Вами именно тот человек, который указан в поручении, следует ознакомиться с его служебным удостоверением. Если среди проверяющих есть лица, не указанные в поручении, то им Вы можете отказать в допуске к документам. Кроме того, поручение выдается на определенный срок, и если он истек, Вы можете отказать в проведении проверки. В том случае, если к Вам пришел с перепроверкой проверяющий из вышестоящей налоговой инспекции, он имеет право осуществлять перепроверку, предъявив только служебное удостоверение.

Какие документы имеет право проверять налоговый инспектор? Придя к Вам в офис, налоговый инспектор, естественно, потребует документы. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ "О государственной налоговой службе" налоговым инспекциям предоставляется право производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также имеют право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательствам порядке. Постановление Правительства РСФСР от 5.12.91 г. № 35 определяет, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну: учредительные документы, лицензии, патенты, сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, сведения о численности, составе работающих, из заработной плате, документы об уплате налогов и обязательных платежах и др.

Помимо предоставления права проверять документы, Закон РФ "О государственной налоговой службе" предоставляет право проверяющим обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. Имейте в виду, что Вы можете отказать налоговому инспектору осмотреть указанные помещения (и понести за это наказание в виде административного штрафа). В этом случае налоговые инспектора вправе определять облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

На практике известны случаи, когда налоговый инспектор приходит с проверкой и забирает с собой все документы, ссылаясь, например на то, что в Вашем офисе ему неудобно работать. Такие действия являются неправомерными. Законом четко установлено, какие документы сотрудники налоговой инспекции могут изымать и каков порядок такого изъятия. Закон предоставляет право изымать не все документы, а только документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции. Более подробный порядок изъятия, объем и состав изымаемых документов определяется инструкцией МФ РСФСР от 26.07.91 г. "О порядке изъятия должностными лицами Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан".

После проведения самой проверки ее результаты оформляются в виде акта, в котором отражаются выявленные факты нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет. В акте не должно содержаться правовой квалификации вскрытых нарушений (например: "сокрытие прибыли") и определения размеров санкций. Это не относится к компетенции проверяющего. Правовая квалификация и санкции будут содержаться только в решении налоговой инспекции, которое выносится по результатам проверки истечении десяти дней. Если Вы не согласны с фактами, изложенными в акте проверки, Вам следует сделать запись о возражениях, а потом, желательно до момента вынесения решения, представить возражения в письменной форме.

Наталья ТРУБИЦЫНА.


Наш адрес: 123242, Москва, а/я 370
тел 924-6837
тел/факс 923-1747

Свои предложения и замечания, пожалуйста, присылайте по адресу webmaster@binec.ru

Copyright © 1997 by BINEC group

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>