"СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОТ БЮРОКРАТИИ".


 оглавление     следующая статья >>
"СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОТ БЮРОКРАТИИ".

 

Ирина ХАКАМАДА, председатель ГКРП:

"Система защиты предпринимателя от бюрократии".

- Я начала свою работу в Госкомитете, считая первоочередными два дела: подготовку законодательных документов по упрощению налогообложения и устранению административных барьеров. Госкомитет давно наработал базу материалов, доказывающих, что одним из препятствий развития малого предпринимательства является мощная бюрократическая машина, особенно на местах. Она проявляет себя при регистрации, лицензировании, при аренде собственности, особенно муниципальной. Следующая проблема малого бизнеса - налоги и третья - кредитные ресурсы.

- Есть что-то идеалистическое в таком образном выражении Указа "определить основными задачами ... сокращение административных барьеров". То есть Указ распространяется на общую систему бюрократии, в то время как исполнителями более привычно воспринимается нормативный документ по конкретному виду "барьера".

- Можно, конечно, выпускать отдельные указы по регистрации, по лицензиям. Но это занимает очень много времени, в то время как системный Указ поможет системно решать проблему. Указ Президента подготовлен с той целью, чтобы правительство, наконец, комплексно охватило весь круг вопросов, связанных с административными барьерами. Президент указывает на то, что проблема сокращения административных барьеров является одним из главных приоритетов государственной политики в поддержке малого предпринимательства.

Сегодня многие федеральные министерства, огромное количество местных специальных органов наделены правом лицензирования тех или иных видов деятельности. Мало того, любую разрешительную процедуру называют лицензированием. Давно назрела необходимость принятия закона о лицензировании, где был бы исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Гражданским кодексом, будь то деятельность, затрагивающая безопасность людей, их здоровье, экономические интересы. Сейчас же лицензированию подлежат чуть ли не все существующие виды деятельности. А все потому, что это - кормушка, способ "содрать" с людей деньги за какую-то очередную разрешительную процедуру. Закон о лицензировании находится в парламенте уже давно, прошел два чтения, выходит на третье. Мы приветствуем его принятие, но в нем все-таки нет исчерпывающего списка лицензируемых видов деятельности, и нет ограниченного списка лицензирующих органов, нет запрета на создание новых видов лицензий на местном уровне. Необходим Указ Президента, чтобы консолидировать усилия правительства и парламента на принятие очень актуального закона, а затем внести поправки от имени правительства, благодаря которым он станет законом прямого действия.

- В Указе говорится об уменьшении количества государственных органов, осуществляющих "регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти".

- Это как раз касается закона о лицензировании, который должен быть законом прямого действия и в нем необходимо прописать, что именно лицензирующие органы имеют право делать и что не имеют право. То есть они должны не путать разрешительную процедуру с лицензией. Врач, от деятельности которого зависит здоровье людей, должен получать лицензию на самостоятельную предпринимательскую деятельность. Лицензия подтверждает профессиональное соответствие врача тому виду деятельности, который он избрал. Но если к нему придет пожарная инспекция с претензией по поводу того, что не в том углу висит огнетушитель или стены покрашены не в тот цвет, и это надо изменить в соответствии с некой инструкцией некоего органа, то это уже не будет лицензированием вида деятельности. Не имеет права орган, отвечающий за лицензирование, связывать выдачу лицензии с тем, поставит ли эта организация (пожарная инспекция или иная служба) на документах свою разрешительную печать.

Существует еще одна проблема - регистрация предприятия и постановка на учет. Ведь сейчас предпринимателя, который пытается зарегистрировать свою деятельность и встать на учет, могут направить еще в 15 разных организаций, в то время, как постановка на учет в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, органы статистики, налоговую инспекцию и т.д. должны осуществляться после регистрации автоматически

- Наверное, были серьезные основания заложить в Указ подобные требования, а также указать на недопустимость сокращения сроков лицензирования?

- Огромные! 50% всех писем, которые приходят в адрес Комитета - о том, что на местах, несмотря на постановление Правительства выдавать лицензии сроком не менее, чем на 3 года, бывает, что и на полгода выдают, потому что это опять способ "ободрать" начинающего предпринимателя.

Теперь о процедуре регистрации. Регистрирующий орган должен зарегистрировать и автоматически выдать всем организациям (Пенсионному фонду, Фонду занятости, Фонду социального страхования) данные предприятия без его участия. Это их работа. Я хочу этого добиться. И Указ Президента, думаю, в этом поможет.

Распоряжение Правительства РФ об ответственности министерств за выполнение отдельных пунктов указа уже принято. Конечный итог этой работы - принятие законопроекта или поправок к действующим законам, или постановление правительства, или доклад Президенту, на основании которого создается целая система защиты предпринимателя от бюрократии. Эта работа не на месяц, а старт в определенном направлении на ближайшие два года.


 оглавление     следующая статья >>