12 мая с.г. в префектуре СВАО г.Москвы прошло совещание с владельцами киосков-тонаров. Вел его заместитель префекта по потребительскому рынку Н.Зверев. Его выступление носило вальяжно-назидательный характер. Хотя повестка дня была о санитарном состоянии киосков быстрого питания, тем не менее, зам. префекта подводил совещание к тому, что, мол, все киоски такого типа должны быть ликвидированы.
"Нам в Москве-столице тонары не нужны и мы сделаем все, чтобы их убрать. Пусть они стоят в других городах", - заявил Н.Зверев. Его абсолютно не интересовало, что будет с владельцами киосков, с их семьями, для которых киоск - единственный источник существования, с самими киосками? Кто владельцам компенсирует стоимость киосков?
Когда же люди стали задавать такого рода вопросы, Н.Зверев парировал: "Меня это мало волнует. Это ваши проблемы. Если хотите выбить из меня слезу, то это бесполезно". При этом чиновник хвастался тем, что он проехал полмира, был в Европе, Китае, Японии, чуть ли не в двадцати странах и нигде не видел, чтобы торговля осуществлялась в таких киосках.
Я его понимаю. Вполне возможно, что он выразил не свою точку зрения, а более высокого начальства. Я тоже немало на своем веку поездил по миру и повидал. Безусловно, у тонаров есть определенные недостатки - отсутствует канализация. Это, конечно, плохо. Особенно для тех киосков, в которых осуществляется приготовление пищи: хот-догов, шаурмы, блинов, сосисок и т.д. Но на то вы и префектура, чтобы помогать людям справиться с этой проблемой, заранее предвидеть последствия, а не быть сторонними наблюдателями, а тем более тормозом в развитии малого бизнеса. Но если киоски стоят недалеко от капитальных зданий, где проблему с канализацией можно легко решить, то почему же им не продолжать свою деятельность? И чем эти киоски плохи для торговли канцтоварами, печатной продукцией, цветами, галантереей, сувенирами, овощами и фруктами? Почему всех надо грести "под одну гребенку"?
У меня сейчас тоже киоск-тонар, стоит во дворе жилых домов. Через какие трудности и чиновничьи унижения мне пришлось пройти, чтобы его поставить - можно написать об этом детективный роман. Работаем вдвоем с женой - оба пенсионеры. Продаем печатную продукцию, канцтовары, игрушки, православную литературу, утварь и другие сопутствующие товары. Люди довольны, имеются благодарственные отзывы. Прибыль небольшая, но к пенсии прибавка. Более "крутыми" видами бизнеса - как-то торговлей спиртным и пивом - мы заниматься не намерены. Наш бизнес нас устраивает. Мы не хотим, чтобы наша судьба зависела от таких, как Н.Зверев.
И потом надо посмотреть, как это так лихо тратятся чиновниками государственные средства на зарубежные поездки. Деньги немалые. Между прочим, это деньги налогоплательщиков, в т.ч. и предпринимателей малого бизнеса. Я не думаю, что г-н Зверев на свои "кровные" разъезжал по заграницам. Лучше бы эти деньги были потрачены на сооружение торговых павильонов с канализацией для предпринимателей в плане компенсации за тонары. Вот это было бы делом полезным.
По идее, малый бизнес по примеру западных стран должен был стать основным рычагом к быстрому подъему экономики и созданию среднего класса в России. Но, к сожалению, этого не произошло и не происходит, т.е. нет того экономического "чуда", на которое рассчитывала власть. Почему это происходит?
Первое. У людей нет веры к государственным структурам, которые так или иначе влияют на малый бизнес. Складывается впечатление, что власти умышленно не хотят его развивать и сокращать разрыв между бедными и богатыми, который произошел в результате т.н. "реформ" и искусственного расслоения общества.
Второе. Несмотря на многочисленные высказывания госчиновников о намерении развивать малый бизнес, на самом деле у них нет никакого желания это делать. Если малый бизнес рассматривать как объект "доения" (как это сейчас происходит) или вымогательства, то о его развитии и подъеме экономики в целом надо забыть. В этой связи необходимо во всех госструктурах убрать те искусственные административные наслоения, которые мешают развиваться малому бизнесу. Существующие т.н. "отделы по потребительскому рынку и услугам" наделены ограниченными функциями, укомплектованы, как правило, женщинами, которые когда-то работали рядовыми продавцами в магазинах и не "варились" в новых экономических условиях.
Третье. Необходимо провести мобилизацию активных людских ресурсов, в том числе пенсионеров - всех, кто хочет и может что-то делать. Необходимо наладить поиск инициативных людей, которым можно предложить организовать свое дело. Чаще проводить на уровне районов, поселков, провинциальных городов всевозможные конференции, "круглые столы" по данной тематике. Малый бизнес нельзя рассматривать только в сфере торговли, как у нас сейчас происходит. Этот перекос в экономической политике надо выправлять путем организации на базе заводов-банкротов малых предприятий по переработке отдельных видов сельхозпродукции, сборке электронно-вычислительных приборов и техники, часов, компьютеров, изготовлению комплектующих для крупных заводов, оборудования для сферы отдыха, туризма, быта. Еще сфера занятости - создание небольших предприятий по ремонту и поддержанию жилого фонда, пошивочному делу, уборке улиц и дворов, работе с детьми, ухаживанию за престарелыми и больными людьми. При этом нужно развивать кооперацию с близлежащими городами, поселками, областями.
Четвертое. Необходимо поставить развитие малого предпринимательства таким образом, чтобы все госструктуры были заинтересованы в его развитии. Если этого желания не будет у префектов и глав управ - это тоже тормоз в развитии малого предпринимательства. При управах необходимо создать советы предпринимателей, руководство которыми должно осуществляться самими предпринимателями. Если придерживаться принципа, что рыночные отношения сами отрегулируют политико-экономическое положение в обществе, то это не совсем правильная точка зрения. Рынок - рынком, а гармония и стабильность в обществе должны быть, а этого можно достичь при условии, что рыночные отношения будут определенным образом корректироваться.
Пятое. Чиновников необходимо в обязательном порядке менять через какой-то промежуток времени. Но не так, чтобы они из одного ведомства "переползали" в другое, а чтобы шли в сферу услуг, производства и быта, на деле показывали, как надо работать, т.е. сами создавали малые предприятия. Необходима ротация кадров префектур и управ с привлечением на эту работу самих предпринимателей. Следует отметить еще такой момент. Очень много плодится различного рода постановлений и инструкций, которые дают возможность чиновникам совершенно безнаказанно "выкручивать руки" предпринимателям, попустительствуя при этом развитию коррупции и вымогательства. Особенно это касается СЭС, пожнадзора, Москомзема, милиции и др. Чиновники, издавая какие-то постановления или распоряжения по малым предприятиям, порой не задумываются над тем, что могут лишить куска хлеба как предпринимателя, так и его семью.
Шестое. Желательно, чтобы специализированные структуры округов были сконцентрированы в одном административном центре. Скажем, в зданиях префектур, чтобы предприниматели не носились "как очумелые" из одного конца округа в другой. Да и подсократить их следовало бы процентов на 40-50. Нужно просто перевернуть понятие: власть - предприниматель. Бизнес должен быть общим делом всех. Тогда будет большая открытость в отношениях, и бизнес станет прозрачным.
Седьмое. То, что сейчас происходит с бухгалтерской отчетностью - это просто беспредел. Как правило, на малом предприятии работают от двух до пятнадцати-двадцати человек. А бухгалтерская отчетность такая же, как на крупном заводе (80-100 листов), из которых заполняется 1/5 часть, остальные листы выбрасываются. Это "море" бумаги, а иными словами - загубленного леса, пошедшего на изготовление бумаги для бланков. Складывается такое впечатление, что люди, которые разрабатывают бланки, их сами никогда не применяли.
Восьмое. Теперь о том, где взять деньги для развития малого бизнеса. В виде спонсорской или благотворительной помощи должны поделиться своими капиталами т.н. "олигархи", которым эти богатства достались при растаскивании государственной казны. Есть и другие источники. К примеру, можно использовать часть ренты, получаемой от пользования природными ресурсами, являющимися общенародным достоянием. А то тратятся эти средства на роскошные дворцы, когда страна в нищете. Особенно поддержать малый бизнес надо в вымирающих поселках и деревнях.
Девятое. Необходимо снова вернуться к положению, существовавшему в начале "перестройки", а именно: предоставить малым предприятиям определенные льготы по налогообложению в первые два года. Малый бизнес - это не просто какое-то мелкое явление в жизни государства, которое под ногами путается у чиновников, а большая политика в деле экономического развития и сохранения целостности страны, о чем убедительно говорил президент РФ В.В.Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию.
Анатолий ИСАЕВ, директор ООО "Фирма ТОКА".