Народный артист Спартак МИШУЛИН, создав образ знаменитого Карлсона, прописанного, как известно, на крыше, и смелого воина Саида из "Белого солнца пустыни", бывало, приторговывал водкой.
- Спартак Васильевич, за 2000-й спектакль про Карлсона дадут ли артистам какую-нибудь премию?
Не знаю. Хотелось бы Государственную, поскольку на нее можно купить много варенья.
- Сколько это, так скажем, в денежном выражении?
- Я не знаю, но, думаю, лакомке с пропеллером, созданному фантазией писательницы Астрид Линдгрен, на варенье хватит. И лекарства ему покупать надо. Я играю Карлсона 35 лет, у меня даже сценический костюм тридцатилетней давности.
- На новый костюм средств не хватает?
- А зачем новый? Теперь это исторический, можно сказать, костюм. И вообще, наш спектакль всегда собирает много зрителей. Билеты хорошо продаются.
- Но дает ли ваше ремесло удовлетворение материальное?
- В тех театрах, где появились спонсоры, заработная плата почти доходит до той цифры, которая может удовлетворить какие-то материальные потребности. Не шикарно, но что-то. И актеры лучше живут там, где им доплачивают спонсоры.
- Неужели нет спонсоров у знаменитого Театра Сатиры?
- Говорят, кто-то из олигархов даже наш Актерский дом отобрал. Какие-то дивиденды с него имеет: сдает помещения под офисы, а куда те средства поступают, я не в курсе. Но точно не в театр.
- Вы что же - негативно относитесь к нашим олигархам?
- Ну знаете, к ним должны относиться МВД и ФСБ, поскольку не всегда понятно, как какой-то прораб вдруг становится миллионером. По статистике, есть сейчас в России 8-10 миллиардеров. Спрашивается, откуда средства? Но если государство по этому поводу молчит, это тем более не мое дело. Потому что сам я отношусь к спонсорам неплохо. Некоторые, особенно щедрые, мне даже симпатичны. Жаль только, что современные меценаты очень отдаленно напоминают дореволюционных. Тех, которые строили театры, галереи и так далее. И все же, я считаю, что ничего не случится страшного, если современные олигархи помогут людям искусства.
- Артисты научились зарабатывать сами?
- Подрабатывают. Не буду называть фамилии, но у нас есть актрисы, среди них одна очень известная и со званием, которые подрабатывали почтальонами. Некоторые по ночам мыли полы в метро.
- За звание народного артиста сейчас тоже надо мыть полы?
- Нет, вроде должны что-то доплачивать. 4 тысячи рублей получают народные. Ну чуть больше со всеми надбавками...… Но все надбавки, грубо говоря, не соответствуют регулярному росту цен: за бытовые услуги, квартплату, электроэнергию. Если бы этот процесс проходил одновременно, а то ведь дадут 30 рублей, а возьмут 100. И так каждый раз. А прибавки должны быть заметны. И цены в магазинах не контролируются совсем. Это неправильно. Кто-то из продавцов услышит, что скоро подорожает бензин и сразу прибавляет к товару, сколько хочет. Если бы государство в этой ситуации все-таки контролировало ценовую политику и не позволяло стихийно поднимать цены на товары и коммунальные услуги, может быть, народ замечал бы прибавки к пенсиям и бюджетным зарплатам.
- Вы не согласны с таким положением дел?
- Конечно, нет. Почему у нас вечные задержки с увеличением зарплаты, в то время как повышение цен за коммунальные услуги и товары происходит без задержек? Куда идут наши деньги? И потом, почему я должен за продавца платить налог или аренду? Сумму налога или аренды накручивают на товар. Может быть, я ничего не понимаю в экономике и в организованной властями заботе о нас с вами, но в других городах на рынках я видел таблички с ограничением цен на товары. Например, пишут: цена на свинину не выше 150 рублей, на говядину - 120. Тех, кто торгует, не обижают, но ставят потолок. А в Москве, бывает, подходишь, а мясо - 200-300 рублей.
- Вы считаете, что нужен какой-то осязаемый предел "ценовому беспределу"?
- Конечно. Должен быть какой-то предел в повышении цен на квартплату. Или на метро. Пусть установят предел. Например, назовут цифру - 100 рублей. Хорошо. Тогда пенсия и зарплата должны пропорционально повыситься.
- Спартак Васильевич, какие времена для вас оказались наиболее приемлемы - советские, перестроечные или постперестроечные?
- В любых временах есть свои минусы, свои плюсы. Единственное, надо учитывать прошлый положительный опыт, а не отвергать его. Я вот сейчас работаю над юмореской, в которой главный персонаж-заключенный пишет благодарственное письмо правительству, что теперь не будут сажать за мелкие кражи. Ведь какой парадокс: для какого-то толстосума пропажа машины - мелкая кража, а для какого-нибудь ребенка пропажа яблока - трагедия. Если за воровство можно будет отделаться штрафом, то будет беспорядок. Ведь угнав ту же машину стоимостью 30 тысяч и заплатив за это штраф в 5 тысяч, воры все равно будут иметь "навар" и фактически не понесут ответственности за содеянное. Это узаконенное воровство, которое может вылиться в своеобразный бизнес. Что тут хорошего?
- А вы сами бизнесом занимались когда-нибудь?
- Подрабатывал, торговал водкой. Впечатления, конечно, те еще. И известность моя мешала - приходилось бороду и усы приклеивать. А что делать? Семью кормить надо.
- Говорят, в советское время вы умудрились остаться без гонорара за роль Саида в фильме "Белое солнце пустыни".
- Мало того без гонорара, я еще должен остался дирекции фильма 29 рублей 40 копеек! Вообще, роль хорошая, но материальная сторона дела не порадовала. Снимался фильм в тяжелейших условиях пустыни, а гонорар я попросту "прожил".
- Разве дирекция фильма вам не оплачивала проживание?
- Нет, тогда не оплачивали. Ведь когда-то и Алла Пугачева получала 40 рублей за концерт, а собирала стадионы. Сейчас с этим лучше. Особенно на эстраде - тем, кто залы собирает.
- А как вы подрабатываете теперь - в кино снимаетесь?
- Снимаюсь, но я скромный человек, и мне платят средне. Для артистов все предусмотрено, но и гоняют их по 16 часов. Как-то я говорю: "Кто это отменял восьмичасовой рабочий день? Вы оплачиваете мне съемочный день, так будьте добры, работаем 8 часов! А если работаем 16 часов, платите в два раза больше". И отказался...
- Ваши пожелания читателям газеты "Бизнес для всех"?
- Богатеть! И как Горький писал: если у тебя пять костюмов, то одним поделись с товарищем. Богатейте и не жалейте денег на благотворительность!
Вела беседу Наталья ЗАРУЦКАЯ.
Спартак МИШУЛИН: