"Налоги и
нары"
Новая акция Общества
налогоплательщиков
С 1 ноября 1998 г. любой налогоплательщик России
сможет получить помощь при возникновении
опасности привлечения к уголовной
ответственности. Как нам сообщили в
штаб-квартире Общества налогоплательщиков -
инициатора Всероссийской акции "Налоги и
нары", количество возбуждаемых уголовных дел
по налогам с 1994-го по 1998 год выросло в 100 раз!
Президент Общества Юрий Якушев считает
привлечение к уголовной ответственности по
налогам в России сегодня преступлением.
Цель акции - обеспечить максимальноую защиту
налогоплательщиков от уголовной
ответственности. По "Горячей линии"
Общество будет бесплатно рассылать комментарий
к статьям Уголовного кодекса, проводить
консультации по процессуальным вопросам и
принимать информацию о неправомерных действиях
сотрудников налоговых органов.
Служба связей с общественностью: (095) 367 91 73,
круглосуточно: пейджер 9741125 абонент 1211
Народные мудрости никогда не дают сбоя. Одна из
них, которая утверждает, что от тюрьмы и сумы
зарекаться не стоит, как нельзя лучше отвечает
сегодняшним реалиям. Что касается сумы, то о ней
заранее позаботился пресловутый кризис, откинув
некогда процветающие предприятия на много лет
назад. А тюрьму предпринимателям вполне может
обеспечить государство в лице налоговых органов.
Не стоит думать, что нары примут в свои объятья
только мошенников и аферистов. Из-за сложности и
неоднозначности толкования норм налогового
законодательства при излишнем рвении
соответствующих органов не исключено попадание
на скамью подсудимых честно работающих
руководителей. В практике Общества
налогоплательщиков нередки случаи, когда
уголовные дела возбуждались против
предпринимателей, которые не столько были
виноваты перед законом, сколько имели
недоброжелателей среди конкурентов или
сотрудников налоговых органов.
В последнее время резко активизировалась
деятельность правоохранительных органов по
борьбе с налоговыми правонарушениями. Все больше
граждан и руководителей предприятий
привлекается к ответственности, в том числе и
уголовной. Например, в течение всего 1997 года в
Российской Федерации было возбуждено около 6
тысяч уголовных дел по фактам уклонения от
уплаты налогов. В отношении более чем 600 человек
были вынесены обвинительные приговоры. За 8
месяцев нынешнего года возбуждено 4088 уголовных
дел, 759 человек уже осуждены.
Между тем, отношение предпринимателей к
вероятности наступления уголовной
ответственности крайне неоднозначно.
Большинство воспринимает "отсидку" за
уклонение от уплаты налогов лишь в качестве
гипотетической опасности со стороны
государства, которой на практике можно избежать.
Другие, напротив, панически боятся подобного
исхода. При этом многие граждане уверены, что при
желании налоговые и правоохранительные органы
"засадят" любого, поэтому меры, направленные
на защиту своих прав, кажутся им бесполезными.
Безусловно, обе позиции ошибочны. И
легкомыслие, и панический страх перед
государственными органами только вредят
серьезному бизнесу (не говоря уже об известном
ущербе нервной системе). В основе подобных
заблуждений граждан лежит элементарная правовая
безграмотность. Конечно, предприниматели не
должны зубрить положения налогового и
уголовного законодательства, но знать хотя бы
свои основные права и пределы полномочий
налоговых и правоохранительных органов
необходимо.
Прежде всего, не стоит путать "уклонение от
уплаты налогов" и "неуплату налогов". Это
понятия далеко не тождественные. Уклонение от
уплаты налога совершается с ПРЯМЫМ УМЫСЛОМ. Это
означает, что виновное лицо действительно желало
совершить преступление, т.е. обогатиться за счет
государства. Именно это умышленное действие и
является уголовно наказуемым.
В то же время, причины собственно неуплаты
налога могут быть различны: от арифметической
ошибки до неверного толкования правовых норм.
Уголовный кодекс не предусматривает
ответственности за неуплату налогов. Таким
образом, если налоговые органы целенаправленно
пытаются привлечь предпринимателя к уголовной
ответственности, им необходимо доказать наличие
умысла.
Уклонение от уплаты налогов будет иметь место
при включении в бухгалтерские документы фирмы
ЗАВЕДОМО ИСКАЖЕННЫХ ДАННЫХ о доходах или
расходах. Отметим, что для того, чтобы вести речь
об уголовной ответственности, эти данные должны
быть включены именно в те документы, которые
подготовлены к представлению в налоговые органы
и оформлены в надлежащем порядке (а не
используются, например, для "черновой"
работы бухгалтера).
Помимо этого, изменения и дополнения, внесенные
в Уголовный кодекс в июне 1998 года, устанавливают
ответственность за уклонение от уплаты налога
"иным способом". Этот момент является одним
из наиболее скользких в налоговом и уголовном
праве, поскольку никакими законодательными и
нормативными актами не разъяснено, что же именно
подразумевается под "иным способом".
Общество налогоплательщиков полагает, что
изменения в ст. 199 УК РФ и указание на "иной
способ" внесены под давление налоговых
органов (в частности, Федеральной службы
налоговой полиции). По мнению экспертов Общества
присутствие в законе столь неконкретного пункта
превращает его в дышло, которое налоговики могут
поворачивать, куда захотят.
То, что данный правовой пробел выгоден
налоговым органам, очевидно. Даже вполне
невинные действия налогоплательщика можно
представить, как уголовно наказуемое
правонарушение. Допустим, выплачивая в первую
очередь долги голодающим поставщикам (например,
влачащим жалкое существование фермерам), а не
перечисляя соответствующие суммы (которые он
честно "показал" в отчетности) в бюджет,
любой руководитель предприятия подпадает под
формулировку "уклонение от уплаты налогов
иным способом" При этом ответ на вопрос, стоит
ли превращать формальное соответствие подобных
действий составу "преступления" в
возникновение настоящих проблем, остается
исключительно на совести сотрудников
правоохранительных органов.
Теперь обратимся к конкретным положениям УК РФ.
Статья 199 устанавливает ответственность за
уклонение от уплаты налога с организаций.
Перспектива возбуждения уголовного дела
становится вполне определенной, если речь идет о
"крупных размерах".
Для организаций уклонение от уплаты налога
признается совершенным в крупном размере, если
сумма неуплаченного налога превышает 1000
минимальных размеров оплаты труда ( 83 490 рублей).
Согласитесь, что в настоящее время это совсем
небольшие деньги, особенно если речь идет о
солидном предприятии. Тем вероятней становится
возможность возбуждения уголовного дела.
В Уголовном кодексе предусматривается
достаточно широкий спектр санкций за это
преступление: лишение права занимать
определенные должности (заниматься определенной
деятельностью) на срок до 5 лет, арест на срок от
4-х до 6-ти месяцев и лишение свободы на срок до 3-х
лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по
предварительному сговору, либо лицом, ранее
судимым за налоговые преступления либо
неоднократно либо в особо крупном размере,
наказывается в соответствии с ч. 2 ст. 199 УК РФ.
Подобное преступление влечет за собой лишение
свободы на срок от 2-х до 7-ми лет с лишением права
занимать определенные должности (заниматься
определенной деятельностью) на срок до 3 лет.
Таким образом, законодательство отнюдь не
собирается шутить с теми, кто намерен уклоняться
от налогообложения неоднократно, в компании
товарищей или не платить налоги в особо крупных
размерах. Кстати, под "особо крупными"
подразумеваются суммы неуплаченного налога,
превышающие 5000 минимальных размеров оплаты
труда.
Безусловно, в случае возбуждения уголовного
дела по факту уклонения от уплаты налога с
организаций, перспектива отсидки грозит отнюдь
не юридическому лицу, как таковому. К
ответственности по ст. 199 УК РФ привлекаются в
основном руководители и главные бухгалтера фирм.
Но не стоит наивно полагать, что остальным
сотрудникам предприятия волноваться не о чем. К
уголовной ответственности могут быть привлечены
другие служащие организации-налогоплательщика,
включившие в бухгалтерские документы заведомо
искаженные данные о доходах или расходах либо
иными действиями повлекшие уклонение от уплаты
налога. Кроме того, закон предусматривает
возбуждение уголовного дела в отношении
соучастников налогового преступления. Поэтому
"посадить" можно даже курьера,
перевозившего "черный нал".
Тема уголовной ответственности за налоговые
преступления достаточно объемна и глубока.
Охватить все нюансы, которые могут возникнуть,
если речь заходит об ответственности
должностных лиц за то, что организация
уклоняется от уплаты налогов, в одной статье
невозможно.
Кроме того, угроза уголовного преследования
может стать реальностью не только для
руководителей предприятий, но и для рядовых
граждан.
Частным лицам следует отдельно ознакомиться со
ст. 198 УК РФ, предусматривающей ответственность
за уклонение граждан от уплаты налога. Особенно
тщательно следует изучить эту статью частным
предпринимателям, счастливчикам, получившим
наследство, собственникам квартир, сдающим их в
аренду, а также всем остальным гражданам,
отчитывающимся перед государством
самостоятельно.
Согласно части первой статьи уклонение может
быть совершено путем непредставления декларации
о доходах в случаях, когда подача таковой
является обязательной, либо путем включения в
декларацию заведомо искаженных данных о доходах
и расходах.
В соответствии с все тем же свежепринятым
Федеральным Законом "О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс РФ"
правоохранительным органам ничего не стоит
привлечь вас к уголовной ответственности и за
уклонение от уплаты "иным способом".
Эксперты Общества налогоплательщиков полагают,
что одолеваемые желанием отправить вас за
решетку слуги закона могут притянуть к этой
статье чуть ли не любое экономическое нарушение.
Тут уж все зависит от упорства сотрудников
налоговых и правоохранительных органов,
мечтающих увидеть предприимчивого гражданина в
полосатом одеянии.
Впрочем, для того, чтобы "сесть", гражданин
должен уклониться от уплаты налога на сумму,
превышающую 200 минимальных размеров оплаты труда
(16 698 рублей). Как видим, эта сумма также
недостаточно адекватна возможному наступлению
уголовной ответственности.
Следует отметить, что Уголовный кодекс менее
суров к физическим лицам, дерзнувшим не
уплачивать налоги в бюджет, чем к руководителям
предприятий. За это правонарушение гражданам
"светят", главным образом, штрафные санкции
в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты
труда. Именно такая мера чаще всего применяется
на практике. В то же время УК РФ предусматривает и
лишение свободы на срок до 1 года.
Тем же, кто уклонился от уплаты налога в особо
крупном размере (свыше 500 МРОТ) либо был ранее
судим за подобные преступления, придется худо. Их
ждет штраф (от 500 до 1000 МРОТ) или лишение свободы
на срок до 5 лет. Даже если приговор не будет
связан с лишением свободы, столь серьезные
штрафные санкции вполне могут разорить частного
предпринимателя или пустить по миру рядового
гражданина.
Одним из самых распространенных заблуждений
частных предпринимателей и руководителей
предприятий является уверенность, что уголовная
ответственность наступает исключительно тогда,
когда речь идет о налогах. И при этом напрочь
забывают о страховых взносах в государственные
внебюджетные фонды. Между тем, уголовная
ответственность распространяется и на уклонение
от уплаты взносов в Пенсионный фонд, фонд
социального страхования, Фонд занятости и Фонд
обязательного медицинского страхования. Не
стоит об этом забывать.
Итак, очевидно, что перспектива привлечения к
уголовной ответственности за налоговые
преступления для многих граждан и должностных
лиц в любой момент может превратиться из
туманной перспективы в суровую реальность.
Положение усугубляется тем, что давление на
налогоплательщика вряд ли ослабнет в обозримом
будущем. Кто бы ни занял место руководителя
налоговой службы (а в последнее время кадровые
перестановки в ГНС - дело привычное), в первую
очередь следует заявление об ужесточении работы
налоговиков с налогоплательщиками.
Печально то, что предприниматель или гражданин,
столкнувшись с угрозой привлечения к уголовной
ответственности, как правило, остается со своей
бедой один на один. Адвокаты, специализирующиеся
на уголовных делах, разводят руки перед сложными
и запутанными вопросами налогового
законодательства, а юристов, компетентных в
вопросах налогообложения и сильных в уголовных
процессах, можно пересчитать по пальцам. Кроме
того, многие из них нередко отказываются
вступать в споры с таким противником, как
налоговая полиция. Особенно в регионах, где
"все друг друга знают" и где этому адвокату
еще работать и работать...
В свою очередь, государственные органы, в том
числе и налоговые, и пальцем не шевельнут, чтобы
объяснить обществу и налогоплательщикам хотя бы
основы их прав. Налоговики, от рядового
инспектора до руководителя федерального уровня,
не устают твердить об обязанностях и
ответственности налогоплательщиков перед
бюджетом. А о том, чтобы облегчить им выполнение
этих самых обязанностей, как минимум, в плане
достоверной информации, не думают вовсе. При этом
проявляется элементарное неуважение к тем, кто
по сути кормит бюджетников вообще, и сотрудников
налоговых органов, в частности.
Для того, чтобы обеспечить максимальную защиту
предпринимателей от уголовной ответственности,
Общество налогоплательщиков с 1 ноября 1998 года
проводит всероссийскую акцию "Налоги и
нары". В рамках акции по "Горячей линии"
Общества (тел. (095) 163 7843, 367 9461, факс 367 9143) будут
проводиться БЕСПЛАТНЫЕ консультации по
процессуальным вопросам и рассылаться
комментарии к статьям Уголовного кодекса. Кроме
того, как всегда, "горячая линия" принимает
информацию о неправомерных действиях
сотрудников налоговых органов.
Т.ВАСИЛЬЕВА.
Общество налогоплательщиков.