- Существует такое понятие,
как “мировой рынок инвестиций”, именно здесь
вертятся так называемые “безработные деньги”, -
говорит председатель подкомитета Госдумы РФ по
топливным ресурсам Валерий ЯЗЕВ. - А вообще
свободных денег в мире просто немеренно. Главная
проблема у их владельцев - куда и как их надежно
разместить, чтобы получить прибыль и четкие
гарантии их сохранности и возврата. Решением
этих задач во всем мире занимаются различные
финансовые институты. Существует категория
высокооплачиваемых специалистов в области
консалтинга по поиску и изучению объектов
вложения капиталов и продаже рекомендаций
инвесторам. Допустим, инвестор хочет создать
завод по производству трансформаторов нового
поколения. Специалисты посоветуют ему
зарегистрировать это производство в Голландии,
где местное законодательство наиболее
благоприятно к такого рода деятельности.
- Ну, а как котируется на мировом рынке
инвестиций Россия? Что привлекает инвесторов в
нашу страну, а что отталкивает?
- У России несколько источников
поступлений валюты: это совсем мизерный экспорт
высокотехнологичной продукции; чуть побольше - 2,5
млрд. долл. составляет экспорт вооружения; затем
экспорт цветных металлов, после этого 7,5 млрд.
долл. - нефть, и 15 млрд. - газ. Следовательно,
инвесторов пока привлекают только природные
богатства страны и прежде всего месторождения
природного газа. Но при таком балансе некогда
высокоразвитая держава превратится в сырьевую
колонию. Поэтому и необходимо создать льготные
налоговые условия для инвестиций в
научно-технический комплекс, для развития
наукоемких производств... К сожалению,
политическая и законодательная база в стране
настолько неопределенна, что рисковать никто не
хочет. В любой момент может произойти т.н.
“бархатная национализация”, и тогда все
нажитое, праведно или нет, одинаково пойдет
прахом. За неуплату сумасшедших налогов просто
арестуют твое имущество, и все дела.
- Вы считаете, что в нашей стране опасно
быть собственником?
- Очень опасно. У каждого инвестора
есть опасение, что его собственность будет рано
или поздно конфискована. Но тем не менее, многие
все же инвестируют свои деньги в отечественные
краткосрочные программы, приносящие быструю
прибыль, которую предпочитают не вкладывать в
расширение производства, а быстро вывезти в
долларах за рубеж. Нужно законодательно
обеспечить сохранность капиталов
предпринимателей, чтобы ни у кого не возникал
“гамлетовский вопрос”: вывозить или не
вывозить? Сегодня же у России, после 17 августа,
как после 17 года, шансы привлечь инвесторов очень
невысоки.
- Как спасти престиж и экономику
страны?
- Даже сейчас у нас есть каналы
привлечения инвесторов, и среди них, прежде
всего, принимаемый уже несколько лет Госдумой
закон о разделе продукции. Он привлекателен для
инвесторов тем, что на длительную перспективу, на
время действия всего месторождения, заключается
гражданско-правовой договор, который подлежит
международному арбитражу и юрисдикции, и в нем
оговорены условия инвестирования и получения
дивидендов и защиты активов инвесторов. Инвестор
получает четкие правила игры, по которым,
допустим, 25 лет инвестор независимо от
политических катаклизмов будет пользоваться
четко оговоренными правами и соблюдать
прописанные обязанности. Важность закона для
нынешней России неоспорима - это все понимают. Но
нужно сделать следующий шаг, то есть развивать
инвестиционное законодательство.
Другой канал - это оффшорные зоны. К
сожалению, не оправдала себя, с государственной
точки зрения, оффшорная зона в Калмыкии. Если во
всей стране предприятия платят 100% налогов, то
почему в свободной экономической зоне Калмыкия
они платят 5%? А 95% налогов страна теряет.
Нерентабельной оказалась оффшорная зона в
Ингушетии.
Вот в Новгородской области Михаил
Прусак создал микроклимат, благоприятный для
инвесторов. Он всячески уменьшает налоги с
производственников и даже погашает часть
федеральных налогов за счет областного бюджета,
освобождая от уплаты новые предприятия, которые
строятся за счет инвесторов. Логика проста. Если
инвестор согласен строить новое предприятие, то
освободи его от налогов, пока идет наладка и пуск
производства. Дай ему налоговые каникулы на
время строительства и возврата вложенных сумм. А
после этого бери налогов столько, сколько
положено. Никто от них не откажется, когда пойдет
выпуск продукции. Дайте стать на ноги
производству. Не душите его в колыбели. Ведь не
будь инвестора, ничего бы не было - был бы пустырь
или груда развалин.
- Но как при этом не навредить нашему
многострадальному бюджету? Ведь он и так уже
трещит от инфляции и неплатежей?
- Надо менять идеологию бюджетного
строительства в стране. То, что сегодня у нас
бюджет составляет 20 млрд. долл., а бюджет
Нью-Йорка для сравнения - 70 млрд. долл., это не
делает чести ни Правительству, ни Госдуме...
Бюджет в этой кризисной ситуации на 98% связан с
собираемостью налогов. Это неправильно, на мой
взгляд. Нужно убрать такую пагубную зависимость.
Стране нужен большой бюджет, в пять-шесть раз
больше, чем он есть. Есть механизмы
безынфляционного наполнения бюджета. Это
связано с реестром госсобственности, с кадастром
земли, созданием залогового фонда, выпуском
ценных бумаг как инструмента наполнения
доходной и расходной части бюджета. Уменьшение
зависимости от налоговых сборов стимулировало
бы развитие экономики. Большой бюджет формировал
бы заказы для предпринимательского сектора. Но
эти механизмы пока не принимаются
правительством. Не можем отойти от стереотипных
методов формирования бюджета. В итоге получаем
то, что имеем: экономика на нуле, налогов нет,
заказов в экономику тоже не предвидится. При
нынешнем скудном бюджете иного и быть не может.
Вел беседу
Василий ТРЕСКОВ.