- Геннадий Васильевич,
как Вы, удачливый предприниматель, пришли в
Мосгордуму?
- Вообще я по профессии
инженер-гидротехник, строитель. Работал в
строительной фирме главным инженером. Не могу
сказать, что в начале 90-х развал промышленности
так уж явно проявился, но он уже чувствовался. И
поэтому, когда меня пригласили в кооператив,
согласился. Был я в этом кооперативе зам.
председателя. А свое дело начинал с мелкого
предприятия из шести человек. Закончил же -
порядка двух тысяч. Это уже крупный бизнес.
- То есть, стартовав в МП, Вы довели свой
бизнес не до среднего даже, а до уровня крупного
предприятия?
- Да. Это в самом деле крупное
предприятие.
- Оно и сейчас существует?
- Нормально работает.
- Остались ли у Вас какие-то права
собственности в основанной Вами фирме?
- С тех пор, как я был избран в Городскую
Думу, никаких прав нет. Депутатство - моя работа.
- В какой мере Ваш предпринимательский
опыт помогает в Вашей законотворческой
деятельности?
- Этот опыт учит принимать
неординарные решения, просчитывать варианты.
Наша производственная фирма “Фрегат” была
зарегистрирована в Юго-Восточном
административном округе. Но одновременно
создали структуру под Кировом, откуда получаем
пиломатериалы. Местная администрация сразу
поставила нам свои условия, что им не нужна
московская фирма, а нужна такая, налоги от
которой будут поступать в местный бюджет. Мы на
это пошли, а в результате до сих пор без перебоев
получаем лес, не тратясь на перекупщиков. Также в
свое время мы поняли, что и железобетонные
конструкции можем изготавливать сами. Теперь мы
сами делаем рамы, окна, половую доску - вообще все,
что можно делать из теса. Ну, а здесь, под Москвой,
в Серпухове выкупили в колхозе несколько
развалившихся коровников и организовали
производство стройматериалов. Там же выкупили
еще и завод, который в свое время выпускал метизы
для военно-промышленного комплекса СССР.
Поскольку Серпухов перед нами уже был в долгу за
выполненные работы, мы получили этот завод в
качестве взаимозачетов. Здесь освоили
производство промышленных пылесосов, которые по
всем параметрам не уступают иностранным
образцам.
- А цены?
- Скажем, на уровне мировых. Потому что
у нас, в отличие от зарубежных изготовителей,
намного выше энергетическая составляющая. А
зарплата работников не такая уж и высокая. Цена, к
сожалению, не может быть ниже только по причине
крупных энергозатрат, части импортных
составляющих (двигатели). Но по сравнению с
зарубежными производителями, с которыми мы можем
конкурировать, у нас есть еще и то преимущество,
что мы обеспечиваем и полноценное гарантийное
обслуживание.
- И государство не задавило вас
налогами?
- Проблема есть. Дело в том, что в
прошлом году отменили льготу по налогу на
прибыль в городской бюджет, которой до того
времени пользовались работники коммунального
хозяйства. Я пытаюсь добиться восстановления
этой льготы, так как на сегодняшний день
финансирование настолько скудное, что
коммунальное хозяйство вообще в загоне. Если на
сегодняшний день снять все льготы, то в итоге мы
ничего не получим, просто ничего не будет. Никто
не сможет создать фирму или еще что-то подобное.
- Не из-за этих ли передряг Вы так круто
поменяли профессию, став законодателем?
- Не совсем так. Даже совсем не так. Я не
собирался переквалифицироваться в политика. И
вступил в предвыборную борьбу, пожалуй, самым
последним. Как-то собрались коллеги из разных
фирм, встретились на совещании. Естественно,
возмущались всеми этими лимитами, нормативами,
особенно по нормативам на выполнение работ по
заявкам жителей - они на 30-50% ниже, чем по
сборникам и СНиПам.
- Что это за нормативы?
- Есть работы, которые выполняются за
счет бюджета - замена прокладок и др. А есть
работы, которые мы выполняем по заявкам и за
деньги населения. Так вот, по этим работам
нормативы (расценки), отраженные в сборниках,
значительно ниже, чем за те же самые работы,
которые мы выполняем по горзаказу. Если я по
заявкам дирекции устанавливаю унитаз, он
обходится в 200 руб., а по заявкам жителей - 50
рублей.
- Получается, что обслуживать
население просто невыгодно?
- Да. И мы писали об этом в Московское
правительство. Но безрезультатно. И вот на том
совещании мои коллеги предложили выбрать в
Гордуму “своего”, чтобы он смог пролоббировать
эти вещи. И на мне остановили выбор: давай, мы тебя
поддержим. Вот так все и произошло.
- Выходит, Вас друзья направили в
Гордуму с социальным заказом - лоббировать
интересы работников коммунального хозяйства?
Лично я к лоббированию нормально отношусь...
- Я тоже. Лоббирую я не “в свой карман”,
а в интересах важного сектора.
- Вот почти год Вы этим занимаетесь - и
что же Вам удалось?
- Практически ничего.
- Совсем?
- Ну, что удалось... Удалось, может быть,
по некоторым вопросам понять, что все же есть
чиновники, которые занимаются проблемами
отрасли. Я увидел, что есть понимание проблемы на
высшем уровне власти. Есть движение к тому, чтобы
все это решать.
- И что мешает?
- Я как депутат-координатор взялся
координировать коммунальное хозяйство. По
складу характера я не скандальный человек. Меня
многое возмущает, но я не высказываюсь зачастую.
У нас есть комиссия - по жилищной политике и
коммунальному хозяйству. Когда я пришел в Думу,
то предложил по коммунальному хозяйству сделать
комиссию отдельную. Депутаты меня не поддержали.
Сказали, времени не будет, не надо много комиссий.
Теперь наша комиссия на 90% рассматривает
жилищные проблемы. Я не сумел убедить, что
коммунальное хозяйство - это, скажем так,
взаимоотношения заказчика и тех, кто оказывает
услуги. У нас многие депутаты занимаются кто
промышленностью, кто торговлей. А я, как ходил по
помойкам, лазил по подвалам, так и лажу. Ничего не
изменилось для меня.
- Ну, и как все-таки с лоббированием?
- Я предложил законопроект на
федеральном уровне. Смысл его: есть коды ОПНХ -
описывают нашу деятельность. Вот до 9-го кода это
все предприятия - и строительные, и заводы. Они
освобождены от налогов в той части, на которую
они приобретут оборудование, станки. То есть, на
эту сумму не платят в бюджет - имеют такую льготу.
Я предложил, чтобы и коммунальное хозяйство тоже
считалось производителем, а не только
поставщиком услуг. Ему тоже нужны станки, машины
и т.д. И предложил - коммунальному хозяйству дать
такую же льготу по налогу на прибыль. Этот вопрос
был внесен в план работы Госдумы на рассмотрение
в четвертом квартале 1998 года, но потом нас
попросили перенести рассмотрение законопроекта
на первый квартал 1999 года. Еще постараюсь во все
документы, которые касаются моей сферы, внести
полезные отрасли поправки. А вообще,
коммунальному хозяйству не нужны какие-то
кардинальные законы. Льготы нужны. И они могут
быть разные - скидки, снижение ставки платежей за
землю, льготы работникам по платежам за найм
жилья и др. То, что в пределах решения
правительства Москвы. И договора, которые
определяют взаимоотношения заказчика и
исполнителя работ, нормативы.
- Вы входите в комиссию по
предпринимательству?
- Я вышел из нее. Невозможно работать во
всех комиссиях. Я состою в комиссии Мосгордумы и
Московской городской Администрации по
нормативной базе земельных и имущественных
правоотношений, потом в объединенной с
областной...
- А со своим участием в политических
движениях определились?
- Нет. Я ведь был в НДР, но вышел из нее,
поскольку в Гордуме создана новая фракция
“Россия”. Это не партийное движение, а работа с
регионами. Недавно создано движение “Развитие
предпринимательства”. Я как депутат буду
всецело помогать ему.
- Сама идея фракции предпринимателей,
на Ваш взгляд, имеет право на жизнь?
- Имеет. Фракция нужна. Но меня слово
“политика” просто даже на слух неприятно режет.
Поэтому я и выбрал “Россию”, фракцию не
политическую.
- Вы в принципе против политики?
- В принципе против. Против политизации
Думы. Мне очень не нравится, когда, например, одна
фракция отстаивает свои интересы, другая - свои,
третья - свои, и все идет в раздрай. Я считаю, что
Дума не должна политизироваться.
Беседу вела
Валентина РОМАНЮК.