ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - ПО КОНКУРСУ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - ПО КОНКУРСУ

На первом после летних каникул заседании Координационного совета по малому предпринимательству при губернаторе Ярославской области был рассмотрен вопрос о соблюдении конкурсных принципов при размещении государственного и муниципального заказа. Имелись в виду государственные закупки, покупка и аренда муниципальных помещений и земли. Специалисты Ярославского территориального управления по антимонопольной политике проанализировали состояние дел в муниципальных округах области.

Руководитель управления Наталья Сибрикова рассказала, что Ярославский, Рыбинский, Угличский и ряд других округов приняли собственные нормативные акты об организации конкурсов при размещении муниципальных заказов, и проводят их с определенной регулярностью. Однако практика применения конкурсов в этих районах достаточно разнородна. Если в Ярославле это самые разнообразные тендеры, аукционы, то в Угличе организуют, главным образом, конкурсы на проведение ремонтно-строительных работ. В Ростовском, Гаврилов-Ямском, Пошехонском округах конкурсы устраивают лишь раз в год на право поставки сельхозпродукции в бюджетные организации, а в ряде округов никаких конкурсов при размещении муниципальных заказов не проводят вообще. Более того, хитроумные местные власти при случае умеют и изящно обойти законодательство. Поскольку в законе установлено, что при стоимости муниципального заказа в 200 тысяч рублей и выше конкурс обязателен, то заказ могут оценить в 199 тысяч и увильнуть от организации данного мероприятия. А если, скажем, заказ стоит 400 тысяч, то его разбивают на два ценою по 199 - их можно распределить без всякого конкурса. В Переславском округе за последнее время было заключено 42 договора на ремонт жилищного фонда и все - без проведения конкурса. Мотивируется это тем, что количество объектов, требующих капитального ремонта, превышает число строительных фирм, желающих выполнять эту работу. Однако именно конкурс мог бы точно показать, сколько таких фирм и есть ли желающие взяться за эту работу - помимо тех, с которыми уже заключен договор.

Теперь что касается тендеров на право аренды земельных участков. В Гаврилов-Ямском районе за прошлый и нынешний год их провели 14, в Большесельском - 37, а в Некоузском, Брейтовском, Любимском - ни одного. Г-жа Сибрикова посетовала на неактивность самих предпринимателей в этом вопросе. Если местные власти кому-то предоставляют заказ, отдают в аренду помещение или муниципальные земли без проведения конкурса, то это уже явная льгота, предпочтение отдельной структуре, и подобные случаи должны становиться предметом контроля со стороны антимонопольного комитета, но поскольку штат его невелик, то за всеми подобными нарушениями он уследить не в силах.

- Вы лучше нас знаете, положение на местах, сообщайте нам о таких случаях и тем самым шире используйте возможности нашего управления, - обратился к членам Координационного совета руководитель антимонопольной структуры.

- А какие у вас есть рычаги воздействия на власть? - последовал вопрос.

- Если факт нарушения при распределении заказа или предоставления аренды установлен, то в адрес органов местного самоуправления направляется соответствующее предписание. Если оно не исполняется, то налагается штраф, если и это не действует - может быть начато судебное разбирательство.

В Ярославле в 2002-2003 годах был проведен только один конкурс на право аренды нежилого помещения. Это связано с тем, что все подобные муниципальные площади были уже сданы в аренду раньше и свободных уже просто нет. А вот процесс выкупа этих помещений в собственность в городе почти не движется. И это имеет под собой вполне определенную причину. Арендаторы годами вкладывали в свои помещения деньги, ремонтировали, оборудовали их, а при продаже их теперь должны выставить арендуемые метры на конкурс и соревноваться наравне с другими претендентами на право их выкупа. Справедливо ли такое положение? Члены Координационного совета согласились, что нужно найти такой механизм продажи арендуемых помещений, чтобы арендаторы на конкурсе имели некое преимущество или же право на компенсацию затрат, понесенных при обустройстве зданий.

Татьяна ТОРГАШОВА.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>