Евгений КРЫЛАТОВ - известный композитор, автор множества песен к любимым всеми кинофильмам. Помните, "Кто на новенького" в незабываемом исполнении Андрея Миронова? Но это все было в дорыночной стране…
- Евгений Павлович, сейчас многие люди искусства, успешно работавшие в советские годы, как-то не совсем довольны произошедшими переменами в социальной жизни, да и в своей судьбе. Вы - тоже?
- Действительно, до конца довольным судьбой человек не может быть, но он может быть благодарен судьбе. Вот я благодарен. Почему я не обижаюсь на судьбу? Потому что дожил почти до 70 лет, у меня семья, двое детей. Я приехал из провинциального города Лысьва, из простой рабочей семьи и чего-то в своей жизни достиг. Мне не на что жаловаться.
- Но проблем сегодня хватает…
- Помню, были пайки в Союзе композиторов, и уважаемые люди, известные всей стране композиторы, стояли в очереди за этими пайками. Конечно, это было дико. Сейчас этого нет, но есть проблема, на что купить. Но у меня такой проблемы, к счастью, нет. Знаете, желания остались из той жизни, поэтому у меня очень скромные потребности, которые сейчас не сложно удовлетворить. Скоро юбилей замечательной благотворительной христианской организации "Благовест". Существует эта организация на благотворительные средства, и помогает по мере возможности всем нуждающимся. 10 лет ей исполняется, а я состою в правлении. И вы знаете, это удивительная организация, и удивительные люди там работают.
- А с людьми бизнеса вы знакомы?
- Я слишком далек от этого, но, видимо, легализация малого бизнеса положительно повлияла на судьбу нашей страны. Но я знаю, что предприниматели сталкиваются с большими трудностями, и чиновники очень сильно мешают развитию среднего класса - вместо того, чтобы помогать. Но я в этом просто не специалист.
- Все-таки какое-то отношение к бизнесу вы имеете, работая на эстраде? Ведь сейчас что ни артист, то предприниматель?
- Понимаете, есть определенная группа композиторов - мы вне шоу-бизнеса. Ведь шоу-бизнес - фактически машина для зарабатывания денег. И есть огромное количество людей талантливых и совсем неталантливых, ярких и не очень. Ну как в любой сфере. Это тот мир, который я совершенно не знаю и не принимаю в его жизни никакого участия.
- И не хотели бы принять участие?
- Тут вопрос в другом. Я не очень подхожу в этот бизнес, если он прошел мимо меня.
- Но ведь можно написать песню и продать ее исполнителю?
- Сейчас артисты пишут сами песни, и, как правило, у любого известного эстрадного артиста есть круг авторов, которые пишут для него. Это свой мир, свой стиль, и это не так просто, нужно уметь написать то, чего требует время. А я пишу то, что мне пишется, пою то, что мне поется. Я пишу не по заказу, а по вдохновению. И не забывайте о том, что я не собираюсь уходить в тираж, но уже как бы не в начале своего творческого пути, и даже не в середине. А в заключительной фазе. Другое дело, я надеюсь, что завтра она не кончится. Но я не собираюсь прожить еще 70 лет и каждый раз начинать все с начала.
- В советское время тоже был шоу-бизнес…
- Да, тоже был шоу-бизнес, только в более примитивной форме.
- Но тогда не было таких концернов, как у того же Крутого, который является, чуть ли не медиа-магнатом.
- Это другое поколение, и у Крутого. То, чем он занимается - это другая профессия, другое мышление. Отношусь положительно. Этот человек не убивает же из-за угла, и с кирпичом ни за кем не гоняется. Занимается делом, ну и слава Богу. А ко мне давно ни один исполнитель не обращался с заказом песни. И может быть, правильно. Как бы это не мое - писать для кого-то по заказу. Я пишу для кино. Другое дело, что потом песню может петь любой артист. Я вообще по своей сущности не композитор-песенник. Были потрясающие композиторы-песенники, и сейчас есть, а я композитор кинематографа и мои песни появлялись по ходу создания кинофильмов. И поэтому у меня песен немного. И всю свою жизнь я проработал с хорошими поэтами. Писал на стихи Ахмадулиной, Шаферана, но больше всего песен мной написано на стихи Евтушенко и Дербенева. А в детской песне главный мой соавтор Юрий Энтин, с которым мы написали 70 песен, и с которым я написал все лучшие свои песни: "Лесной олень", "Вжик-вжик, кто на новенького", "Крылатые качели", "Прекрасное далеко", "Будь со мною", "Где музыка берет начало" - мало известная, но самая любимая наша с ним песня.
- Если вы не продаете песни, чем же зарабатываете?
- Вопрос нормальный. Зарабатывать не стыдно, воровать стыдно. Я продолжаю работать в кинематографе. Вот сейчас закончил музыку к фильму, который снял молодой режиссер Максим Воронков. До этого я с ним сделал еще 2 двухсерийных фильма: "Полярная звезда 1" и "Полярная звезда 2". И еще мы с ним сделали фильм "Страсти по Себастьяну Баху". Кроме того, я за это время написал музыку к фильму "Дюймовочка" - по Андерсену. Еще фильм "Бальное платье" с режиссером Маргаритой Касымовой. А до этого мы с ней еще сделали две картины. Вот это как бы источник моего существования. А, кроме того, концерты. Я довольно много выступаю и на авторских концертах, и на разных мероприятиях. Готовил Дни Москвы в Якутии. В этом году много ездил по стране: Архангельск, Самара, Ярославль и так далее.
- Вы выступаете от какой-то организации или у вас фирма?
- Нет, я сам по себе. Я же занимаюсь этим как бы от случая к случаю. Мне звонят, спрашивают: можете приехать? Какие у вас условия?
- А какие у вас условия?
- Ну, так не бывает, что в одном месте сто долларов, а в другом - тысяча. Есть какое-то среднее число. Но я ведь не певец, поэтому у меня совсем другие цифры, чем у известных исполнителей. Но сумма соответствует композитору моего ранга. Кроме того, авторское право. При этом я не бедный абсолютно человек. У меня квартира, машина есть. Пусть не "Мерседес", а "Нива", ну и что? Я считаю, что я человек богатый, потому что состоялся как личность, как композитор. А остальное все относительно. У Абрамовича сколько - миллиард? Зато завтра его могут посадить. То есть это все бессмысленно, понятие богатства - оно совсем в другом.
- Ваши пожелания молодым бизнесменам?
- Я желаю им больших успехов, чтобы дело их процветало, но чтобы успех не ослеплял, и богатея, они были способны видеть нуждающихся и по мере возможности им помогать. И желаю, чтобы средний класс стал высшим классом и помнил о благотворительности - о помощи престарелым, детям, Церкви. Если они что-то могут сделать не только для себя, но и для других, для всей страны - это замечательно. Не черствейте душой!
Беседу вела Наталья ЗАРУЦКАЯ.