Вороватые
будут воровать и дальше
По поводу уголовной ответственности
работодателей за невыплату зарплат
Госдума РФ приняла закон “О
дополнении уголовного кодекса Российской
Федерации статьей 145.1”. В ней говориться:
“Невыплата свыше двух месяцев заработной платы,
пенсий, стипендий, пособий и иных установленных
законом выплат, совершенная руководителем
предприятия, учреждения или организации
независимо от формы собственности и с корыстной
или иной личной заинтересованностью,
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот
минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного до двух месяцев, либо лишением
права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок
до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух
лет.
То же деяние, повлекшее тяжкие
последствия, наказывается штрафом в размере от
трехсот до семисот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от трех до семи
месяцев либо лишением свободы на срок от трех до
семи лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без
такового”.
Вот что по этому поводу сообщил
редакции “Бизнеса для всех” член Комитета по
законодательству и судебно-правовой реформе
Госдумы РФ Виктор ПОХМЕЛКИН:
- Российская Государственная Дума
давно превратилась в типичное советское
бюрократическое учреждение. И не только потому,
что большинство в ней составляют люди, активно
ностальгирующие за счет налогоплательщиков по
социалистическим временам. Прежде всего это
касается самого стиля и принципов работы нижней
палаты нашего парламента.
Для классического советского
учреждения всегда характерна была ориентация не
на реальный результат, а на ловко составленный,
угодный начальству отчет. Поэтому страна жила от
одной планово-отчетной кампании к другой,
захлебываясь в лицемерных словах и лукавых
цифрах. Похожее мы наблюдаем в деятельности
Государственной Думы, планы которой становятся
все монументальнее, а отчеты - все бравурнее по
мере ухудшения социально-экономической
ситуации. И в полном соответствии с советскими
традициями парламентское большинство часто и
охотно прибегает к предельно простым,
легкодоступным и абсолютно неэффективным
способам решения сложнейших общественных
проблем.
Свежий пример - принятие федерального
закона об уголовной ответственности за
умышленную невыплату заработной платы, пенсий,
пособий. Что и говорить, прекращение позорных
задержек социальных платежей относится к числу
актуальнейших общегосударственных задач. Однако
введение в Уголовный кодекс новой карательной
статьи при внешнем эффекте ни на йоту не
приближает нас к ее разрешению. И вот почему.
Во-первых, должностных лиц, умышленно
не выплачивающих заработную плату, пенсии и
пособия, можно было привлекать к уголовной
ответственности и ранее, без изменения
уголовного законодательства.
Такое деяние надлежало
квалифицировать по меньшей мере как служебное
злоупотребление (статьи 201 и 285 УК РФ), а то и как
хищение чужого имущества путем присвоения или
растраты (статья 160 УК РФ). Другое дело, что нашим
правоохранительным органам зачастую не хватает
профессионализма и воли для раскрытия и
реализации этих уголовных дел. Но выделением
специального состава преступления с не менее
сложным предметом доказывания неотвратимость
наказания корыстолюбивых и недобросовестных
руководителей, увы, отнюдь не обеспечивается.
Во-вторых, давно известно, что
сильнодействующие, репрессивные средства не
могут служить главным лекарством в борьбе с
тяжелым, имеющим глубокие корни,
социально-экономическим недугом. Уголовная
ответственность эффективна постольку и
настолько, поскольку и насколько она органично
дополняет комплекс мер по устранению причин и
условий общественно опасного явления. В
противном случае достигается лишь внешний
эффект, а болезнь загоняется внутрь.
Уголовно-правовое принуждение могло бы сыграть
определенную, хотя и вспомогательную роль в
преодолении кризиса неплатежей, будучи
подкрепленным мерами по усилению судебной и
административной защиты трудовых и социальных
прав граждан, укреплению финансовой дисциплины,
совершенствованию процедуры банкротства и т.п.
Но их разработка требует серьезной, кропотливой
и не очень впечатляющей работы, отвлекающей
депутатов от приятных и необременительных
популистских акций.
Наконец, в-третьих, практика быстрого
реагирования на социально острые проблемы путем
ужесточения уголовной репрессии весьма опасна
сама по себе. Она культивирует во власти и в
обществе легкомысленное отношение к уголовному
закону, который якобы можно достаточно
безболезненно менять по конъюнктурным
соображениям. Подобного рода благими
намерениями вымощена дорога в ад тоталитарного
полицейского государства.
Подведем итоги свершившейся
законодательной инициативы. Парламентарии с
чувством выполненного долга отчитаются перед
простодушными избирателями. Правоохранительные
органы, опираясь на новую статью УК, усилят
борьбу с неугодными властям предпринимателями и
должностными лицами. Вороватые директора будут
еще искуснее маскировать свои махинации и
изощреннее обвинять в бедах своих предприятий
“антинародные реформы”. На долю же миллионов
наших сограждан, не получающих заработанного,
останется, как всегда, одно - безмолвствовать.