В Ростовской области финансовая поддержка МП осуществляется в соответствии с областной программой, которая обрела статус закона. Это значит, что все расходы, заложенные на развитие малого бизнеса, защищены областным законом "Об областном бюджете".
Банки включены в соисполнители программы. Конечно, банки занимаются кредитованием малого бизнеса не ради высокой идеи, а в соответствии с собственными рыночными интересами. В области сегодня действуют 7 фондов поддержки МП и фондов местного развития, 10 агентств поддержки малого и среднего бизнеса, 20 информационно-консалтинговых центров. Эти объекты инфраструктуры поддержки МП тоже активно подключились к процессам содействия кредитованию малого бизнеса.
Но есть и тревожные моменты. Ст. 117 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что получателями государственных гарантий могут быть только юридические лица, то есть ни индивидуальные предприниматели, ни крестьянские (фермерские) хозяйства не имеют такой возможности несмотря на то, что Гражданским Кодексом РФ определено: к деятельности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются те же правила, что и к юридическим лицам. Это сильно ограничивает возможности доступа МП к кредитным ресурсам за счет участия в программе Российского банка развития.
С немалыми проблемами сталкиваются "кредитные бюро", которые могли бы стать мощным источником кредитования при недостаточности залога у предпринимателей. Они создают им первоначальную кредитную историю добросовестных заемщиков. Но, к сожалению, сеть таких кредитных структур развивается медленно, так как они не узаконены. Это делает актуальным принятие Федерального закона "О кредитных бюро". Во многом похожая ситуация с кредитными кооперативами. Система кредитной кооперации ориентирована на пайщиков с низким уровнем дохода. Она предъявляет более упрощенные требования к залоговому обеспечению займов за счет использования принципа коллективной ответственности пайщиков. Поэтому для большинства начинающих предпринимателей кредитный кооператив - единственный источник кредитования. В Ростовской области кредитными кооперативами было выдано более 245 млн руб. займов, в том числе 143 млн руб. - субъектам малого бизнеса (4040 займов), 43,6 млн руб. - фермерским хозяйствам (490 займов) и 9,3 млн руб. - ЛПХ (228 займов). А банки, участвующие в областной программе, смогли выдать лишь100 тыс. руб. (2 займа) ЛПХ и 190 млн руб. (222 кредита) фермерским хозяйствам.
С одной стороны, мы много говорим о необходимости развития микрофинансовых институтов, с другой, - не можем дождаться усовершенствованного Федерального закона о кредитной кооперации. Опираясь на положения этого документа, в нашей области была разработана Концепция развития системы кредитной кооперации на среднесрочный период, принято соответствующее постановление губернатора, выделены средства из бюджета на создание и поддержку действующих кредитных кооперативов. Но реально вопросы наделения кооперативов заемными средствами остаются нерешенными, так как, с точки зрения банковского законодательства, кредитный кооператив также является проблемным заемщиком, поэтому получить кредиты в банках кооперативам тоже практически невозможно.
Работа с малым бизнесом, особенно с начинающими предпринимателями, невозможна без финансирования из средств бюджета. Все результаты, достигнутые в Ростовской области, были получены благодаря тому, что было увеличено выделение бюджетных средств на реализацию областной программы развития МП. Но поскольку Федеральная программа развития малого бизнеса отсутствует, средства из федерального бюджета на поддержку МП не выделяются. Положение закона № 88-ФЗ о том, что средства на поддержку малого бизнеса должны выделяться и из федерального, и из региональных, и из местных бюджетов, не выполняется. Теперь, чтобы не выглядеть нарушителем законодательства, правительство и вовсе вознамерилось ФЗ-88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" отменить. В расходных полномочиях субъекта Федерации, начиная с 2005 года, отменено положение о финансировании региональных программ развития малого бизнеса. Покончив с федеральной господдержкой предпринимательства, правительство, как видим, все делает, чтобы ликвидировать и региональную поддержку, которая являлась до сих пор главным, если не единственным источником развития малого бизнеса.
Очевидно, наряду с необходимостью принятия федеральной программы развития и поддержки сектора малого бизнеса требуется и единая для всех регионов методика расчета затрат из региональных и местных бюджетов на финансирование мероприятий программ. Правительство Ростовской области готово уже в этом году разработать и представить на утверждение проект такой методики. Но нужен соответствующий нормативный правовой акт Правительства РФ. Вся эта цепочка проблем, накопившихся в сфере малого бизнеса, наглядно показывает, что законодательную базу регулирования этого сектора экономики надо не сужать за счет отмены базового закона, а развивать и совершенствовать. Сейчас, наконец, появилась и структура, которая могла бы взять на себя эту непростую работу - Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. Ему и карты в руки.
Анна ПАЛАГИНА,
начальник областного управления развития МП
и межрегиональных связей.