Правительство Москвы рассмотрело вопрос "О развитии системы организации и проведения конкурсов и аукционов в городе Москве, приоритетах и задачах на 2005 год".
Открывая заседание, мэр Юрий Лужков отметил, что рассматриваемый вопрос по степени значимости стоит в одном ряду с такими проблемами, как монетизация льгот и создание системы "одного окна". Сегодня перед Правительством Москвы стоит стратегическая задача - полный перевод всей хозяйственной деятельности города на проведение "прозрачных" конкурсов и тендеров. Эта проблема является не только организационной, но и экономической. Как показывает мировая практика, бюджеты различных уровней получают от 10 до 20 % доходов от проведения конкурсов на инвестиционные проекты. Вопрос "прозрачности", по мнению Ю.Лужкова, в первую очередь должен касаться конкурсов на обеспечение лекарственными средствами. Мэр высказался против снабжения лекарствами через страховые компании - это "имеет криминальный оттенок и должно искореняться".
С докладом выступил председатель Комитета по организации и проведению конкурсов и аукционов Геннадий Дегтев. Он рассказал, что в 2004 году тендерным комитетом проведены инвестиционные конкурсы и аукционы по 25 объектам городского значения, в том числе по 3 объектам программы "Новое кольцо", по 4 кварталам реновации сложившейся застройки, по 8 объектам жилищного фонда и 6 - туризма и гостиничной сферы. При этом по 16 инвестиционным торгам основным условием была выплата инвестором городу компенсационных сумм за существующую инженерную и транспортную инфраструктуру. Город получил более 2,4 млрд руб. По словам Г. Дегтева, в 2005 году эта сумма составит не менее 11 млрд руб. за год комитетом проведено более 200 конкурсов по размещению городского заказа на сумму более 23 млрд руб. Экономия бюджетных средств по размещению госзаказа составила свыше 1,7 млрд руб.
Выступившая с содокладом руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина отметила, что в ходе анализа существующей практики проведения конкурсов выявился ряд организационных недостатков. Слабым звеном является недостаточное количество коммерчески привлекательных объектов. Самыми востребованными на конкурсах по-прежнему остаются жилые объекты, и они же являются основными по степени привлечения инвестиций и пополнения городского бюджета. От коммерческой привлекательности объектов зависит объем инвестиций. М.Оглоблина затронула проблему квалификационного отбора, подчеркнув, что недобросовестные участники должны быть отсеяны уже на этом этапе. По мнению председателя комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирины Рукиной, для малого бизнеса особую значимость имеет сокращение объемов документации и упрощение процедуры торгов. И.Рукина проинформировала участников заседания о создании в Московской ТПП нового комитета - по товарным рынкам, который будет заниматься обобщением мнений предпринимателей по затронутым вопросам.
В ходе обсуждения поступило несколько конкретных предложений. Так, руководитель Департамента природопользования Правительства Москвы Леонид Бочин считает, что в комиссии по проведению конкурсов следовало бы привлекать представителей профессиональных союзов. Юрий Росляк, руководитель комплекса экономической политики и развития города, обратил внимание на нарушения условий конкурса со стороны исполнителей работ. В таких случаях сроки выполнения продлевать не следует - нужно проводить конкурс заново, наказав виновную компанию.
Начальник управления по экономической безопасности Александр Корсак напомнил, что в ходе квалификационного отбора предприятий в прошлом году отмечались попытки участия недобросовестных фирм. Было установлено 28 случаев представления поддельных документов. Среди типичных нарушений - умышленное завышение стоимости и сговор участников. А.Корсак предложил отмечать нарушителей в реестре деловой репутации - эта обязанность лежит на Мосгорэкспертизе.
Префект Северо-Восточного административного округа Москвы Ирина Рабер предложила создавать окружные реестры поставщиков услуг, что позволило бы формировать определенный слой надежных фирм. На это мэр Ю.Лужков возразил: "Составление таких окружных реестров ведет к заведомой непрозрачности конкурсов". По его мнению, очень важно в представленном документе предусмотреть внутреннюю безопасность при проведении конкурсов, исключить как предварительный сговор участников, так и принятие членами комиссии необъективных, заинтересованных решений в пользу конкретных фирм. В настоящее время существуют открытые и закрытые конкурсы. Мэр сказал, что все конкурсы должны быть только открытыми. "Закрытость может касаться исключительных случаев, когда на конкурс выставляются работы, связанные с государственной секретностью. Пока в документе этот аспект прописан нечетко и требует доработки".
В конце обсуждения Ю.Лужков обозначил набор вопросов по переводу всей хозяйственной деятельности в городе на конкурсную основу. "Имеющийся опыт позволяет отработать нормативно-правовую базу проведения конкурсов. В первую очередь, нужно оптимизировать сроки проведения тендеров. Сейчас эта процедура слишком растянута. В некоторых случаях речь идет о месяцах, но иногда дело доходит до полугода. Если проблема не будет решена, снизятся темпы развития экономики города". Мэр предложил ввести "оперативный календарь хозяйственных мероприятий" для каждой из городских служб и префектур. В нем будет заблаговременно спланировано и проведение конкурсов. Для совершенствования системы тендеров необходимо разработать стандартные условия и контракты. Также необходим контроль за выполнением контрактных обязательств. "Условия тендеров и контрактов должны предоставлять городу право предъявлять материальные претензии компаниям, не выполнившим свои обязательства, вплоть до обращения в судебные органы" - подчеркнул мэр. В числе недостатков документа мэр отметил слабую проработанность кадрового подбора комиссий. В их состав нужно ввести представителей депутатского корпуса, разработать специальные "памятки" для префектов, глав департаментов и министров Правительства Москвы по правилам проведения конкурсов. Ю. Лужков обратил внимание на еще одну недоработку предлагаемого документа: очень растянуты сроки определения экономических результатов тендеров.
Советник мэра, председатель общественного экспертного совета по МП Александр Иоффе в беседе с корреспондентом "Бизнеса для всех" отметил, что необходимо проработать механизм, обеспечивающий малым предприятиям равноправное участие в конкурсах. Очень важно информационно обеспечить проводимые тендеры, чтобы малые предприятия могли своевременно заявить о своем участии, не остаться в стороне. Необходимо ввести норму, которая уже давно существует в других странах. Например, в США приоритеты получают те крупные фирмы, которые гарантируют привлечение малых предприятий в качестве субподрядчиков, прописывают этот пункт в конкурсной документации как одно из своих обязательств. Такой принцип проведения конкурсов справедлив, он может гарантировать малым фирмам участие в выполнении госзаказов. Проводить конкурсы по раздельному принципу, отдельно для крупных и малых предприятий пока не следует.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития МП Евгений Егоров дал эксклюзивное интервью "Бизнесу для всех".
- Евгений Владимирович, будет ли теперь городской заказ более доступен для малых предприятий?
- Малые предприятия обязательно должны участвовать в каждом конкурсе. Важно сделать конкурсы доступными и прозрачными для них. Это одинаково касается сферы строительства, ЖКХ и др. Не может быть никакого разграничения. Малые предприятия сегодня работают во всех сферах городского хозяйства. Они должны получать свою часть городского заказа и вполне способны обеспечить его выполнение.
- На ваш взгляд, представленный документ нуждается в каких-то дополнениях или изменениях?
- Пока будем работать, руководствуясь этим документом, оценим все его стороны, и если вскроются какие-то минусы, будем предлагать изменения. Важно выработать механизмы, обеспечивающие малым предприятиям их долю госзаказа. Крупные фирмы, получившие заказ по конкурсу, могут привлекать малые предприятия в субподрядчики. Сделать эту схему обязательной для крупных фирм мы не можем - для этого нет законодательной базы. Каждая фирма, выигравшая тендер, вправе распоряжаться своей долей заказа самостоятельно, но большинство нуждается в партнерах. Крупное предприятие, если оно правильно и грамотно рассмотрит свой бизнес-план, обязательно будет выделять определенную долю работ малым фирмам. Многое будет зависеть и от того, насколько грамотно работают структуры поддержки МП. В этом направлении ведется постоянная работа.
- Как будет строиться взаимодействие малых и крупных предприятий?
-Мы ищем партнеров для малого бизнеса, предлагаем различные способы сотрудничества малых и крупных предприятий. В этом одинаково заинтересованы все стороны. Крупному бизнесу выгоднее привлекать для определенных работ малые фирмы, чем выполнять их самим, что обойдется дороже. Правительство рассмотрело механизм проведения конкурсов, их организация, распределение обязанностей правительственных структур. Очевидно, в дальнейшем нужно перестраивать работу конкурсных комиссий, возможно, пересмотреть их состав, привлечь новых людей.
Елена РАЙК,
Ирина ТАРАСОВА.