ВОПРОС:
Мы уволили работника по пункту 4 статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Работник обратился в суд. Суд обязал нас выплатить средний заработок за время вынужденного прогула. Учитывается ли эта сумма в составе расходов при налогообложении прибыли? Облагается ли она НДФЛ и единым социальным налогом?
ОТВЕТ:
Сумма среднего заработка, выплаченная за время вынужденного прогула, учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли на основании пункта 14 статьи 255 НК РФ. Для ответа на вопрос о необходимости удержания с указанной суммы налога на доходы физических лиц, обратимся к пункту 3 статьи 217 НК РФ. Этим пунктом установлено освобождение от налогообложения всех видов установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных в том числе с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Соответственно, средний заработок за время вынужденного прогула должен освобождаться от обложения налогом на доходы физических лиц в том случае, если такая выплата является компенсационной. По нашему мнению, компенсационный характер данной выплаты следует из статьи 394 Трудового кодекса РФ, в которой установлено, что в случае незаконного увольнения работник подлежит восстановлению на работе, и ему должен быть выплачен средний заработок за все время вынужденного прогула. Также в указанной статье определено, что по заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций. Итак, средний заработок за время вынужденного прогула является компенсационной выплатой, и, следовательно, налогом на доходы физических лиц не облагается. Не облагается он и единым социальным налогом. Это следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Там же определено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных в том числе с увольнением работников.
ВОПРОС:
Должен ли платить фиксированный платеж в Пенсионный фонд РФ индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, если, во-первых, в течение последнего года он не ведет деятельность, а, во-вторых, является пенсионером?
ОТВЕТ:
Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен Федеральным законом РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В силу пункта 1 статьи 28 указанного закона индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Согласно пункту 2 статьи 28 этого же закона размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового взноса, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона № 167-ФЗ). А из пункта 3 статьи закона следует, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. Таким образом, видно, что законодатель не связывает обязанность по уплате фиксированного платежа с показателями хозяйственной деятельности. Кроме того, закон не содержит нормы о том, что в случае, если предприниматель деятельность не осуществляет, он освобождается от уплаты фиксированного платежа. Это позволяет сделать вывод о том, что фиксированный платеж в Пенсионный фонд РФ должен уплачиваться и в том случае, если деятельность не ведется. Освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в связи с достижением пенсионного возраста Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ также не предусмотрено. Следовательно, факт того, что индивидуальный предприниматель является пенсионером, от уплаты фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ не освобождает. Следует отметить, что по такому пути пошла судебная практика. Рассматривая подобные споры, арбитражные суды принимают решения в пользу Пенсионного фонда РФ. Тем более, что на этом настаивает Президиум Высшего арбитражного суда РФ в пунктах 4 и 6 Информационного Письма от 11 августа 2004 г. № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
ВОПРОС:
Наша организация закупила у населения мясо домашнего скота, выращенного в личных подсобных хозяйствах. С выплачиваемых сумм были удержаны 13% в счет уплаты НДФЛ. Однако в бюджет деньги не переведены. На этом основании налоговая инспекция привлекла к ответственности по статье 123 НК РФ - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов. Может ли в данном случае применяться статья 123, если учесть, что доходы, получаемые гражданами от продажи выращенного в личных подсобных хозяйствах скота, от налогообложения освобождаются (пункт 13 статьи 217 НК РФ), а13% с выплачиваемых доходов было удержано по ошибке?
ОТВЕТ:
Мы считаем, что ответственность, установленная статьей 123 НК РФ, в данном случае применяться не может. Согласно статье 123 НК РФ правонарушением, влекущим привлечение к ответственности в виде штрафа, признается неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Т.е. ответственность, установленная статьей 123 НК РФ, может наступать только в том случае, если налоговый агент в силу предписаний закона был обязан удержать и перечислить в бюджет сумму налога, но не сделал этого. В рассматриваемой ситуации такой обязанности не возникло. Удерживать и перечислять налог на доходы физических лиц в данном случае не требуется. Ведь в силу пункта 13 статьи 217 НК РФ доходы физических лиц, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий и т.д. (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), от налогообложения освобождаются. Так как подобные доходы налогообложению не подлежат, удержанные с них по ошибке 13% налогом не являются. Следовательно, несмотря на то, что данная сумма удержана, в бюджет она перечисляться не должна.