В Центральном доме предпринимателя прошло совещание директоров Центров развития предпринимательства административных округов г.Москвы. Обсуждены проблемы предпринимательства в сфере ЖКХ, создания сервисных центров для малых предприятий.
Директор ЦРП Южного округа Юрий Астахов рассказал, что в основу проекта положены рекомендации Департамента поддержки и развития МП города Москвы. Итогом реализации проекта должно стать создание сервисного центра в виде самостоятельного юридического лица. Из числа малых предприятий округа были выбраны 19 фирм, имеющих положительный опыт в выполнении городского заказа в сфере ЖКХ. Все они смогут участвовать в конкурсе, где будет определен победитель, который впоследствии, наряду с Центром развития предпринимательства, войдет в состав учредителей сервисного центра. Расчеты, представленные в проекте, предусматривают, что для решения поставленных задач сервисный центр должен располагать помещением не менее 500 кв. метров. В проекте предусмотрено, что сервисный центр будет вести несколько видов деятельности, в том числе оказывать малым предприятиям консультационные, обучающие, сервисные и другие услуги. Другой источник дохода сервисного центра - сдача в аренду помещений малым предприятиям округа, работающим в сфере ЖКХ.
В ходе обсуждения представленного проекта были высказаны сомнения. Например, найдется ли достаточное количество малых фирм, желающих расположиться в сдаваемых помещениях и которых устроят предлагаемые условия, в том числе и финансовые? Будут ли эти предприятия обеспечены необходимыми заказами, которые позволят им стабильно вести финансово-хозяйственную деятельность? Насколько высока вероятность появления тех доходов, на которые изначально ориентировались разработчики проекта? А главное, готов ли кто-то из предпринимателей, участвующих в конкурсе, предоставить необходимое помещение, если доход от центра можно ожидать только спустя годы?
Иной подход к созданию сервисного центра нашли в Зеленоградском административном округе. Директор ЦРП Михаил Щербаков рассказал, что прежде чем приступить к разработке проекта, в городе провели анализ состояния малых предприятий в сфере ЖКХ. Здесь сервисный центр создается не как самостоятельное юридическое лицо, а как структурное подразделение Центра. Главной задачей сервисного центра станет оказание информационно-консультационных услуг, помощь фирмам по доступу к горзаказу и создание "магазина технологий". Также в проекте предусмотрены гарантии того, что все время своего существования центр будет работать строго в соответствии с его назначением. Вся недвижимость должна быть собственностью центра, а в случае ухода одного из учредителей - перейдет в распоряжение города.
По мнению принявшего участие в дискуссии руководителя Центра по координации контрольной деятельности на территории Москвы Департамента поддержки и развития МП Сергея Лебедева, в каждом из проектов есть рациональное зерно. В оценке их нужно исходить, прежде всего, из индивидуальных условий и возможностей округа.
В эксклюзивном интервью корреспондентам "Бизнеса для всех" первый вице-президент МЦРП Сергей Пономаренко отметил, что каждый проект хорош по-своему, но очень многое зависит от конкретной ситуации в каждом округе. В отличие от тех проектов, которые ранее подготавливались на базе Московского центра развития предпринимательства и затем с незначительными отличиями тиражировались в округах, сейчас ситуация совсем другая. Решающее значение имеет развитие сферы ЖКХ в округе. Сама проблема создания сервисных центров очень сложна. Чтобы проект оказался жизнеспособным, надо иметь серьезную базу, и, прежде всего, достаточное количество малых предприятий, которые уже имеют практику работы в рыночных условиях. Не менее важно наличие подготовленных кадров. Сложность самой проблемы обязывает подходить к ее решению взвешенно. К созданию сервис-центров приступили пока два округа. Что касается самой идеи создания сервисных центров, реформа сферы ЖКХ предполагает активное участие малого бизнеса. Сегодня у предприятий этой отрасли очень много проблем: дорогое оборудование, отсутствие подходящих помещений, недостаток кадров. Фирмы нуждаются в конкретной помощи, и мы ищем различные способы ее оказать. Сервисные центры - это только один из инструментов, который поможет малому бизнесу занять подобающее место в коммунальном хозяйстве.
Елена РАЙК,
Ирина ТАРАСОВА.