КЛАСТЕР: ОТ ИДЕИ В ГОЛОВЕ ДО ДЕНЕГ В КАРМАНЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КЛАСТЕР: ОТ ИДЕИ В ГОЛОВЕ ДО ДЕНЕГ В КАРМАНЕ


Чуть ли не единственный для нас шанс удвоить ВВП - реализация на мировом рынке инновационного продукта. Но прорыв во внешнюю сферу невозможен без системы кластеров, считает директор Международного научно-технологического парка "Технопарк
в Москворечье"
Анатолий Петровский.

- Как же обеспечивается этот самый "кластерный прорыв"?

- У нас пока до этого далеко. Но когда, например, говорят о кластеризации Финляндии, для меня понятно: вся промышленность Суоми - это девять кластеров, разбитых по силе, по мощи. Среди них два основных - лесной и телекоммуникационный. Во главе каждого кластера стоит известная фирма. По телекоммуникациям, например, - "Нокиа", вокруг нее масса МП, инновационных центров. На этот кластер работают все лучшие технологические университеты Финляндии - готовят кадры, проводят научно-исследовательские работы. Но у всех одна задача - обеспечить максимальный выход продукции, занять лидирующее положение на рынке.

- Анатолий Николаевич, а с чего следует начать наш "прорыв"?

- Инновационная экономика - экономика приоритетов, мы не можем абсолютно по всем направлениям пытаться выбиться в лидеры. Волей-неволей мы должны выбрать те самые приоритетные инновационные направления. Их будет не больно много - 10-12. Если, скажем, завод "Салют" известен как производитель великолепных авиадвигателей, давайте будем работать на "Салют". Нужно сложить все ресурсы и весь этот механизм запустить. Финансирование здесь должно взять на себя государство. Выбранные 10-12 направлений не обязательно "вечные": они должны периодически анализироваться и, может быть, даже пересматриваться. Рынок высоких технологий очень быстро обновляется, каждые 3-4 года там появляются новые интересы. Система же кластеризации, с моей точки зрения, в какой-то степени помогает собрать ресурсы в кулак. "Прорывные технологии" - те, с которыми надо прорваться на рынок - завоевать деньги, которые там реализуются. Вот, считаю, чем надо заняться в первую голову. Кто это по Москве будет осуществлять - Департамент науки и промышленной политики, Департамент поддержки и развития МП, Комитет по науке и технологиям - думаю, вскоре это прояснится.

- Кластер должен быть сосредоточен на территории какого-то "брендового" предприятия или это не обязательно?

- Территориальный кластер вполне возможен - на начальном этапе, может быть, и надо привязываться к какому-то месту, но это, конечно, не обязательно. Сейчас многие восприняли в штыки эту идеологию внедренческих зон, когда все должны находиться за одним забором, особенно почему-то IT-парки. IT-технологии как раз работают по сетевому методу, резиденту просто нет смысла сидеть на одной ограниченной площадке… Забор вообще принципиально не нужен. Когда вводят эти "зоны", делают привязку по льготам к территориям. Это просто стратегическая ошибка, льготы вообще должны быть на определенное время - либо функциональные, либо проектные, но никак не территориальные. Главное - аккредитация фирм: оценить, кто что делает, и уже на этой основе решать вопрос льгот. Нужна аккредитация и для того, что во всей инновационной цепочке как бы решили вложить деньги в два достаточно ключевых объекта - в центр-трансферу и в технопарк. Центр-трансфера - чрезвычайно важное звено инновационной цепочки - должен вести базы данных законченных работ, системную работу с рынком, анализировать научные исследования в НИИ, которые можно было бы подтянуть под эти кластеры. То есть полученные в лабораториях научные результаты потихонечку коммерциализировать и подводить к рынку.

- В вашем технопарке есть центр-трансфера?

- Есть, собираемся его наращивать, усиливать, ибо имеются планы по международному выходу. Сама структура как таковая по крайней мере организационно обозначена. Понятно, что мы тоже рассчитываем на возможную финансовую поддержку Москвы и федеральных органов власти. Ибо, к сожалению, центры-трансферы, особенно на начальном этапе, - организации затратные. По оценкам американских специалистов, центры-трансферы технологий начинают работать в режиме полной самоокупаемости только через 5-7 лет. Это в условиях даже американской рыночной экономики. Думаю, нам придется свыкнуться с подпиткой центр-трансфер из бюджета. Но работа данных центров по анализу, экспертизе и мониторингу стоит того. Если же они будут просто проедать деньги и ничего не давать ни малому бизнесу, ни промышленности, показывать свою полную несостоятельность в анализах законченных НИОКРов, рыночной ситуации - зачем тогда их держать? Поэтому аккредитация любых структур - все-таки важный момент.

- Когда все-таки у нас начнут "сбивать" кластеры?

- Кластеры, думаю, начнут у нас появляться после формирования комплексной программы. Ситуация с ними в целом такова: вся промышленность Европы уже кластеризована, 60% всей американской промышленности - тоже. Повторю: кластер - не панацея, а способ четко собрать все необходимые для прорыва в конкретной макротехнологии ресурсы.

- Рассчитываете ли вы войти в какой-нибудь (и, может быть, не один) кластер?

- По крайней мере, в рамках решения экологических проблем наверняка возникнет несколько кластеров, и наш технопарк вместе со своими фирмами, а также некоторыми структурами МИФИ, по крайней мере, готов взаимодействовать со всеми организациями, желающими работать, например, по проблеме чистой воды. В 76 регионах РФ вода не соответствует медицинским нормам. Думаю, работы здесь хватит всем. Кроме экологического, есть в технопарке другие направления, по которым наши МП могут войти в соответствующие кластеры.

- Недавно ваш технопарк посетил мэр Москвы Юрий Лужков. Каковы ваши впечатления?

- Нам пообещали финансово поддержать онкоразработку. Второй объект на маршруте мэра - центр космической аппаратуры. Относительно нашей недорогой и эффективной аппаратуры по очистке и опреснению воды, похоже, также будет принято положительное для нас решение. Интерес вызвала и различного рода контрольная аппаратура. В заключение скажу: всего в технопарке сейчас 24 МП. За время его существования "стало на крыло" примерно полсотни малых фирм.

Комментирует гендиректор малого инновационного предприятия "Люмекс" Евгений Долин:

"Прорывных", массово реализующих продукцию на внешнем рынке кластеров у нас пока нет. Перспективна группа малых наукоемких предприятий "НТ МДТ" (г.Зеленоград), успешно реализующих малыми партиями медоборудование собственной разработки за рубеж, вплоть до США. Если их возьмет под крыло такой гигант, как, скажем, "Ферейн", вероятен будет первый идеальный отечественный кластер - даже по меркам А.Петровского. Но "Ферейн", безусловно, поглотит "малышей", лишит их возможности самостоятельно распоряжаться прибылью. Вроде бы это в порядке вещей, только вряд ли такое нужно ныне самодостаточным "НТ МДТ".

Собственно, в моем представлении кластер - конгломерат, не всегда работающий на внешний "прорыв". Он может существовать исключительно на внутреннем рынке, но в таком случае чаще всего это монополист. Примеры таких кластеров - гиганты родного автопрома. "АвтоВАЗ" - умирающий кластер, ему недостает научной составляющей, сбытовой инфраструктуры, финансовой подпитки. Гораздо успешнее здесь "ИЖ" и "ГАЗ", заключившие контракты с корейскими автоконцернами: первый - с "КИА", второй - с "Сапьенгом".

Формирование кластера наиболее эффективно вокруг мощного бренда - такого, как, например, "Светосервис". Налицо полная схема кластера - институт ВНИСИ им. Вавилова, проектная организация "Светосервис", заводы, монтажные и обслуживающие светотехнические установки предприятия, торговый дом "Светотехника". Одна беда - слаба инновационная составляющая: стучащиеся в двери МП там, в общем-то, помеха. При таком отношении к малым инновационным предприятиям "Светосервису" никогда не быть кластером. Говорю со знанием дела: светодиоды и светотехника вообще - сфера деятельности нашей фирмы.

Относительно возможности создания кластера в данной сфере могу сказать следующее. Светодиодная энергосберегающая светотехника сама по себе, безусловно, является "прорывной" технологией с хорошим экспортным потенциалом. Разрозненные производители светодиодов, компании, разрабатывающие различные проекты светотехнических изделий, разработчики и производители светодиодных комплектующих пока еще живы и продолжают попытки самостоятельного выживания. Однако, на мой взгляд, успех этих усилий зависит от создания мощного, поддерживаемого государством объединения, способного оценить задачи, направить ресурсы всех потенциальных участников на их решение. Такое объединение должно состояться отчасти по территориальному признаку, поскольку лишь Правительство Москвы реально поддерживает данные начинания. Можно использовать идею технопарка в виде Центра светодиодных технологий. Но главное - по принципу решения задачи, формулируемой структурами Правительства Москвы. Например, "Энергосберегающее освещение на базе светодиодных технологий". Для создания подобного кластера подготовлено многое. Наличествуют предприятия, способные решить эту задачу; есть готовность финансовых структур инвестировать в это направление при условии четко сформулированной заинтересованности города. Реализованы пилотные проекты. Подготовлен проект целевой межотраслевой городской программы. Дело за "малым" - определить, кто из Правительства Москвы возглавит это направление, осуществит руководство программой от имени города.

А так, в принципе, любое наше научно-производственное объединение - кластер, ибо формально в нем - все звенья искомой "цепочки", и уж поверьте: если только здесь запахнет деньгами, все НПО страны мигом объявят себя кластерами. Как заметил А.Петровский, в свое время из 76 вузовских технопарков аккредитацию выдержали 25. То же самое надо провести с кластерами - вернее, пока что с желающими таковыми называться - их уже немало... Может быть, на базе некоторых таких объединений, при их соответствующей реорганизации, действительно, могут возникнуть кластеры, и тогда нужно будет финансово и организационно их поддержать. Помощь государства здесь необходима.

Только вновь пока просматривается замкнутый круг: денег из Стабфонда не дают - нет системы их правильного, безинфляционного освоения; создать же систему без финансирования государства невозможно.

Владимир ВОЖИЧ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>