ВОПРОС:
Наша организация работает на упрощенной системе налогообложения. Мы заключаем договоры комиссии, по которым выступаем комитентом. В какой момент для расчета единого налога следует учитывать деньги, поступившие от покупателей. Тогда, когда они поступили на счет комиссионера, или в тот момент, когда они поступили на наш счет?
ОТВЕТ:
Мы считаем, что в целях налогообложения денежные средства следует учитывать в тот момент, когда они поступили на счет комитента. Т.е. на ваш счет. Согласно статье 346.17 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав (кассовый метод).
ВОПРОС:
В какой орган - в налоговую инспекцию или в фонды социального и медицинского страхования РФ - следует обращаться в случае переплаты единого социального налога?
ОТВЕТ:
Обращаться во внебюджетные фонды необходимости нет. Достаточно подать соответствующее заявление в вашу налоговую инспекцию. Согласно пункту 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченных налогов производится, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Иное в отношении единого социального налога не установлено. Следовательно, в случае его зачета или возврата необходимо руководствоваться общей нормой и подавать заявление в налоговую инспекцию. Кроме того, необходимо знать, что деньги распределяет финансовый орган, который и будет фактически осуществлять возврат. Налоговый орган в данном случае выступает в качестве посредника. Поэтому для возврата излишне уплаченного налога тот факт, что единый социальный налог поступает не только в федеральный бюджет, но и в фонды медицинского и социального страхования, значения не имеет.
ВОПРОС:
Какой штраф должен применяться к налогоплательщику, если в бухгалтерском учете не отражена часть хозяйственных операций, в результате чего занижена прибыль? В соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ в размере 10% от неуплаченного налога, или в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченного налога?
ОТВЕТ:
В описываемой ситуации неотражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций привело к занижению базы по налогу на прибыль. И это согласно пункту 3 статьи 120 НК РФ квалифицируется как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, приведшее к занижению налоговой базы. Но одновременно с этим такое деяние содержит и признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, согласно которой наказуемым является неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Ответ на вопрос, штраф по какой статье должен быть применен в данном случае, содержится в пункте 41 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 28 февраля 2001 г. № 5. Из указанного пункта следует, что если занижение налоговой базы произошло вследствие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, применяется ответственность, предусмотренная пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии со статьей 122 НК РФ. Таким образом, в вашем случае должен взыскиваться штраф в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ, т.е. в размере 10% от суммы неуплаченного налога.
ВОПРОС:
Малое предприятие приобрело торговый павильон. Надо ли проходить государственную регистрацию права собственности на этот павильон? Если не надо, как следует учитывать расходы, связанные с приобретением павильона - сразу же, полностью или путем амортизационных отчислений?
ОТВЕТ:
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество и сделки с ним. Под недвижимым имуществом указанный закон понимает земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы. Таким образом, если павильон связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, он является объектом недвижимости, и право собственности на него подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом РФ 21 июля 1997 года № 122-ФЗ. Если же павильон имеет разборную конструкцию и легко демонтируется, к объектам недвижимости он не относится и право собственности на него в государственной регистрации не нуждается. Что касается вопроса о расходах, связанных с приобретением павильона, их следует учитывать сразу же в полном объеме, если павильон не подпадает под определение амортизируемого имущества. Если же павильон отвечает критериям амортизируемого имущества, которые приведены в пункте 1 статьи 256 НК РФ, его стоимость можно учитывать в расходах путем амортизационных отчислений. Согласно указанному пункту амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей. Как видно из приведенного определения, имущество может относиться или не относиться к амортизируемому независимо от того, является ли оно недвижимостью или нет.