ЛИЗИНГ: МОСКОВСКИЙ ВАРИАНТ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛИЗИНГ: МОСКОВСКИЙ ВАРИАНТ

Вам аквариум с акулами?

Нет вопросов!

Индийский ресторан "Чампа", что на Сретенке - предприятие, где практически все: оборудование, помещение и даже аквариум с акулами - по лизингу. Все это фирмачам предоставила в пользование Московская лизинговая компания. Да еще и доставила. Издалека, из разных мест: аквариум с "рыбками", например, привезен из... Таиланда. Да, все, что клиенту угодно. Провоз, таможенная очистка, амортизация, налог на имущество, взаимоотношения с ГНИ - это также все на компании.

Номенклатура лизинга беспредельна. И так, кажется, было всегда. В подтверждение тому - более давний "экзотический" пример. Однажды варяги взяли по-соседски на время... флот для боевых действий. Да: лизинг стар, как мир. Еще в древнем Египте рабочий скот, плуги, др. орудия производства передавались в сезонное пользование. Лизинг развивался во всех без исключения странах, только иногда "не так" назывался. У нас, например, это всегда была аренда. Как отдельный вид деятельности лизинг в большей мере проявился с развитием капитализма. Во множестве появились рантье - люди, сдающие за деньги свое имущество. Лизинг на западе - понятие широкое. Нет ни одной сферы деятельности, в которой бы он не использовался. Там практически 40% капиталовложений - в лизинге. Он - один из инструментов поддержки малого предпринимательства. И чем стабильнее экономика, более развита судебно-исполнительная система, тем легче проводить операции по лизингу. Где условия договора строго не исполняются, спектр деловых отношений сужается до элементарной купли-продажи, поскольку никто никому не доверяет...

Надо признать: в России законодательная база по данному направлению бизнеса в целом год от года улучшается. Иное дело, макроэкономическая составляющая заставляет думать о возможных финансовых рисках, связанных, например, со скачками валют.

Между тем, время вносит свои коррективы. В развитых странах как бы уже внутри лизинга появилось понятие "финансовый лизинг". В лизинге (или в аренде), как правило, регулируются отношения двух основных участников - собственника-арендодателя и получателя аренды. Но в ряде случаев неизбежно присутствует и третий участник - продавец имущества. Вот и появились лизинговые компании, специально покупающие имущество по заявке клиента-пользователя. Такие компании первоначально выполняли лишь финансовую функцию и не хотели отвечать за качество имущества, сроки поставки и т.п. Ответственность должен был нести продавец; они же, компании, исполняли роль финансового инструмента - являлись собственниками и таким образом уменьшали для себя риски, связанные с невыполнением обязательств между ними и арендатором. Так возникла некая трехсторонняя связь, ее надо было как-то закрепить законодательно. Потому "обозвали" это действо финансовым лизингом.

Это "у них". В России лизинг поначалу появился тоже как финансовый. Позже вышел закон, который многое переозначил. Появились понятия лизинга финансового, оперативного и т.д. Но, к сожалению, закон этот не пояснил, каким же образом регулируется каждый из данных видов деятельности. В итоге стало не совсем понятным: как, с какими лизингами работать. Наиболее определенным и прописанным, опять же, осталось то, что у нас называется лизингом, а "у них" - лизингом финансовым. По ГК у нас выходит: финансовая аренда, в скобках - лизинг.

По части лизинга (несмотря на то, что существует он всегда и везде) мир разделен на 3 группы. Где-то есть соответствующее законодательство, а где-то лишь какие-то подзаконные акты. В иных государствах вообще на сей счет не выработано никаких специальных законоположений, там пользуются общими "на все случаи жизни" нормами деловой практики.

В нашей стране за последнее время наработано достаточно нормативно-правовых документов по лизингу. В 1995г. вышел указ президента "О финансовом лизинге", еще через год - основное федеральное постановление №633, затем - часть 2 ГК, где в разделе "Аренда" появилась глава "Финансовая аренда (лизинг)". И, наконец, прошел закон "О лизинге". За ним, естественно, - куча подзаконных актов, к примеру, инструкция Минфина РФ по бухучету.

Тем не менее, Московская лизинговая компания возникла, что называется, "до того" - в 1993г. (лицензия №2, учредитель - Фонд поддержки предпринимательства г.Москвы). Нарушения здесь нет, ибо суть не в названии: компания тогда работала по правилам аренды. Так же, как и "Балтийский лизинг" (Санкт-Петербург, лицензия №1). Из нумерации следует: данные структуры - пионеры отечественного "официального" лизинга.

осле выхода постановления Правительства РФ № 633 под патронажем Минэкономики РФ начался лизинговый бум. За ним - вполне естественный процесс: "пена" потихоньку стала спадать. Уцелели компании, бывшие при крупных банках или же связанные с администрациями, получавшие финансирование из различных бюджетных источников. Самостоятельные, к сожалению, канули... Действительно, лизинговая структура сама по себе развиваться не может, если нет даже минимального порога финансирования, хотя бы на первоначальном этапе. Здесь необходимы значительные средства, гораздо большие, чем в торговле, чтобы возможно было каким-то образом работать; должен быть определенный уровень оборота. Московская лизинговая компания выжила главным образом потому, что активно участвовала в программах правительства Москвы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.

После августа 1998г. осталась горстка компаний. На сегодня по России их зарегистрировано более сотни, из них реально действующих - десятка три. Большинство их работают с крупными проектами и как бы время от времени снисходят до "мелочи" - до малых предприятий. Компаний же, систематически занимающихся проблемами МП, кроме Московской лизинговой, во всяком случае, в Москве и области - уж точно нет.

Оно конечно: большой и малый проекты требуют почти равного обслуживания; маржа же там и там далеко не одинаковая. На самом деле, по словам генерального директора компании Владимира Коломейцева, мелкие сделки - совершенно отдельная позиция бизнеса, и при мобильной оргструктуре они могут быть достаточно выгодными. Для этого, например, надо, чтобы операции были типовыми, документация надлежащим образом оформлялась, а эксперты досконально знали свое дело. Кроме того, если заниматься большим количеством проектов, следует ограничить номенклатуру и сосредоточиться на типовых формах.

В Московской лизинговой компании данные положения успешно реализованы в структуре ее одного из основных направлений - "грузовые автомобили". Спрос на машины велик. Так, на сегодня по оборудованию порядка 50 действующих договоров, по автосредствам - более 300. Компания имеет автофилиалы в Забайкалье, в Сибири, Азербайджане и т.д. - всего более 20 в России и СНГ. Практикуются различные виды сделок, вплоть до обычной купли-продажи. По лизингу автотранспортных средств с их последующим выкупом здесь единый проект. Вот его основные положения. Срок действия договора для любого клиента - 26 месяцев, в исключительных случаях - до 3 лет. Предусмотрен досрочный выкуп автотранспорта. При этом компания регистрирует транспортные средства в ГИБДД, а также создает страховой фонд, гарантирующий выплату затрат на восстановление имущества, которые, возможно, возникнут у заказчика в процессе эксплуатации. Процентная ставка - 50% годовых в рублях (для МП спецпрограмма), которые начисляются на остаток невыплаченного долга ежемесячно. Т.е. фактически 4,2% в месяц на остаток основного долга. Ставка в процессе всего срока не изменяется. В итоге стоимость имущества за 26 месяцев увеличивается примерно на 90%. Но все это - с учетом дополнительных услуг - страховки, регистрации и т.д. плюс НДС. Кому-то, возможно, сегодня это может показаться дорого, но через 2 года - как знать...

Сделки невелики, в эквиваленте от 5 тыс. долларов. Не каждый банк, не каждая лизинговая компания идет на такое. Большинство работают с проектами от 25, 50, а то и 100 тыс. долларов. Здесь же основной потребитель - МП. Обеспечение может быть самое разнообразное - финансовые структуры, залог товара в обороте, безакцептное списание с расчетного счета (на случай неплатежей); возможен также повышенный первый платеж до 20-30%. Условия ведения сделки: предоставление определенного пакета документов (практически то же самое, что требует Евробанк), вынесение экспертного заключения, подписание договора лизинга. Всего в бумагах порядка 11 пунктов. Если процедура оформления прошла "в темпе", через 2 недели клиент получает в пользование искомый автомобиль.

В отличие от лизинга автотранспортных средств, лизинг технологического оборудования - более творческая работа. Здесь не такой поток заявок; сделки не столь формализованы, не столь типовые. И, конечно, возможна более длительная экспертиза. От клиента требуются бизнес-план, технико-экономическое обоснование; из этих документов можно понять его подготовленность к реализации замыслов, с учетом возможных рисков. В Московской лизинговой компании срок лизинга по оборудованию - до 3,4,5 лет. В рублях и в долларах. В рублях обычно на 2 года, но бывает и на 4. Залоговые условия примерно те же, что и по автосредствам. Однако в случаях более серьезных, когда речь идет о дорогостоящем оборудовании, возможны поручительства третьих юридических лиц с хорошим финансовым состоянием, либо залог имущества, недвижимости - все это рассматривается в каждом конкретном варианте. Для кого-то бывает достаточно повышенного платежа, для кого-то - требуются гарантии банка.

фера технологического оборудования в Московской лизинговой компании - классический пример финансового лизинга. Тут не так, как это происходит с грузовиками. Клиентам не предлагают наличествующую номенклатуру; они сами решают, где им дешевле, удобнее, лучше приобрести то или иное оборудование. На этом их проблемы заканчиваются; все остальное - покупку, доставку, гарантию качества и т.д. - берет на себя компания.

Редкий и весьма сложный вариант финансового лизинга - лизинг комплексов, или так называемый лизинг "под ключ". Сюда входят и здания, и помещения, и оборудование. Пример - все тот же ресторан "Чампа". Московская лизинговая компания работает по данной схеме в исключительных случаях. Здесь требуется довольно много средств, должны быть исследования финансовых возможностей потенциального арендатора. Но: большие дела - большие сроки, договор может быть составлен и на 8 лет.

В компании сетуют: мало информации о лизинге в наших СМИ. Понятие это у нас пока что не стало "родным", все как-то настораживает: раз берешь, значит, кто-то дающий наживается... Между тем, лизинг - нормальный здоровый бизнес. Это - аренда. Именно так. Аренду, в свою очередь, можно сравнить с кредитом, где вместо денег - имущество... Вообще же лизинг выгоднее кредита. Даже в случае равных процентных ставок расплатиться за лизинг выйдет в 1,5 раза дешевле, чем за кредит. Это с учетом всего: налогов, оборотных средств, платежей с прибыли и т.д. Выгоден лизинг и в случае, когда есть деньги. К чему тратиться на имущество, лучше пустить средства в оборот, а все необходимое для дела - машины, оборудование, помещения и проч. - взять в пользование, т.е. в лизинг.

Впрочем, многие предприниматели уже поняли свою выгоду. Только за последние 4 года в Московской лизинговой компании количество профинансированных проектов возросло более чем на порядок. И есть фирмы, которые, однажды войдя в лизинг, заключили с данной компанией уже по 4-6 договоров. Среди них такие известные предприятия, как "Витрина-А", "Вариант", "Русагро", "Айс-Фили", "Рамзай", "Аристон-сервис", "Стелз", "Пересвет" и др.

Московская лизинговая компания: г.Москва, улица Болотная, 12, стр.3.

тел.: (095)234-53-73,

факс: (095)234-53-73*333

e-mail: kolomeytsew@binec.ru,

int: www.ml.ru

Владимир ВОЖИЧ.

(Продолжение следует)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>