1. С точки
зрения экспертов
Не секрет, что в России наблюдается острая
нехватка квалифицированных рабочих. Средний возраст квалифицированного
представителя самых востребованных профессий - 55 лет. Как отметил Президент РФ
Владимир Путин во время "Прямой линии", техникумы оказались за
рамками национального проекта "Образование". По мнению
бизнес-сообщества, Минобразования не успевает реагировать на новые требования
экономики. Таким образом, российский бизнес вынужден сам искать возможные
решения этих проблем.
Каковы возможные модели взаимовыгодного сотрудничества государства и
частного капитала в системе подготовки кадров? Как привлечь инвестиции
бизнес-структур в систему профессионально-технического образования? Ответить на
эти вопросы попытались участники дискуссии, которая состоялась в ИА
"Росбалт". Руководитель Департамента науки и подготовки кадров
Ассоциации строителей России Владимир Швец не видит смысла в том, чтобы модернизировать
материальную базу средних учебных заведений - она безнадежно морально устарела.
Современные станки и оборудование стоят немалых денег. Предположим, бизнес
вложил деньги в приобретение оборудования, поставил это оборудование в
образовательные учреждения. Через пять лет при темпах нынешнего технического
прогресса оно устареет. В чем выход? Должна быть консолидация бизнес-сообщества
и образовательной сферы, начиная с начальной школы. За последние годы потеряна
отраслевая принадлежность средних и начальных образовательных учреждений в
связи с тем, что они переданы из министерств и ведомств в федеральные агентства
образования либо в регионы.
Исполнительный директор Экспертного института при РСПП Андрей Нещадин
отметил, что наши учреждения зачастую выпускают специалистов, мало приемлемых
для работы, либо они требуют дообучения, вложения дополнительных средств. С
крупными комбинатами, машиностроительными заводами все ясно: они имеют
возможность содержать свои собственные ПТУ. Но как быть со специалистами
массовых профессий? Те же строительные управления - это двести, триста человек.
Их ежегодная потребность при нормальной текучести кадров - пять-семь человек.
Где их взять? Ведь нынче все хотят стать юристами, менеджерами, программистами
и т.д. Надо создавать институт подготовки именно рабочих кадров, которые
востребованы тем или другим предприятием. Проблема в том, что бизнес вряд ли
будет вкладывать средства в подготовку кадров, участвовать в убыточном для себя
мероприятии. Гендиректор исполкома Союза директоров вузов России Ростислав
Тихонов считает, что работодатель, вуз и студент должны вступить в договорные
отношения. Надо обеспечить студенту полную гарантию того, что он получит тот
уровень образования, который востребован. Работодатель должен нести перед
студентом ответственность, по крайней мере, за начало его работы. Сегодня
молодой специалист сплошь и рядом попадает в неприятную ситуацию, когда он не
имеет никаких практических навыков, его надо учить и зарплату платить - здесь
работодатель несет свою долю ответственности.
2. С точки
зрения студентов
Василий Овчинников, первый вице-президент
региональной общественной организации социальной поддержки молодежи
"Студенческая община", на вопрос "Бизнеса для всех", к
каким профессиям тяготеет нынешняя молодежь, ответил так:
- Обращает на себя внимание первоначальная склонность молодых людей к
техническим специальностям - дизайн, технические верстки, сайты, биотехнологии,
строительные профессии. Словом, молодые люди хотят быть востребованными и при
этом хорошо зарабатывать. Успешный бизнес формирует потребности общества в
средних технических специальностях. Недавно я столкнулся с хорошим примером.
Есть в Москве издательско-полиграфический колледж. Готовит корректоров,
верстальщиков, дизайнеров, полиграфистов и так далее. Учащиеся этого колледжа
не получили высшего образования, но на последних курсах они уже нарасхват -
полиграфический бизнес в Москве активно развивается. У нас ни одно высшее
заведение не готовит корректоров - только этот колледж.
- Василий, для каких целей была организована
ваша "Община"?
- "Община" родилась восемь лет назад в недрах
"Студенческой инициативы" вуза, который называется сейчас МГТУ имени
Баумана. В то время студенту практически невозможно было в нашем городе где-то
подзаработать. Но личная экономика - это базис, и проблему надо было решать.
Студенты стали проявлять инициативу, искать сначала личные заработки, а потом,
когда поняли, что могут обеспечить работу не только себе, но и своим друзьям,
коллегам, потихоньку начали объединяться. В то время и возникла та общественная
организация, которую я теперь представляю. На данный момент работают на
всевозможных подработках от 600 до 1500 трудоустроенных нами студентов.
- Вы сами занимаетесь каким-нибудь бизнесом?
- Скорее помогаю реализовывать бизнес-инициативы других молодых людей, у
которых есть идеи.
- А как вы их находите?
- На данный момент мы являемся тем средоточием молодежной жизни в
городе, где ребята, увидев, что мы делаем, стараются реализовать с нашей
помощью и свои какие-то проекты.
- Какой проект для вас наиболее значим?
- Это тоже касается сферы занятости молодежи - мы хотим создать Центр
занятости в Восточном округе Москвы. Не раз выходили с этим предложением на
всякие конкурсы. Посмотрим, что и как получится.
- Прежде чем устроить на работу какого-то
человека, вы связываетесь с работодателем и…
- Мы и есть работодатели. Берем на себя роль посредников, обладая
определенной базой данных, то есть являем собой такой вот своеобразный рынок
труда. Мы знаем, кому какой специалист нужен - на полный рабочий день или на
несколько часов в день, в неделю и т. д.
- К вам приходит молодой человек…
- Мы разговариваем с ним. Убеждаемся, что он может что-то полезное
делать. Немного обучаем его, тренируем и выводим на рабочее место. Подчеркиваю:
особенность нашей работы - это ПОДРАБОТКИ. То есть, молодой человек имеет
возможность работать один час в день, два, шесть часов, целый день, если он не
учится. Мы не разрушаем учебный процесс, который ложится в основу его цели, к
которой он стремится. Получивших диплом мы не трудоустраиваем, помогаем только
тем, кто "на пути".
- Однако, нынешний молодой человек не только
стремится заработать деньги, но и хочет состояться как личность, вписаться в
социум. Разве не так?
- Это очевидные вещи, особенно для наших коллег - молодых людей. Мы не
только помогаем им поправить свое материальное положение, но и создаем такие
условия, чтобы они могли культурно отдохнуть, сохранить здоровье.
- Что, в вашем понимании, означает
"культурно отдохнуть"?
- Ну вот мы второй год подряд проводим в Лужниках спортивные
межвузовские игры "Готов к труду и обороне". Принимает в них участие
более сорока вузов. Молодежи это интересно и пусть не говорят, что молодежь,
де, только деньгами увлекается или какими-то "нехорошими" делами.
Другой момент - "Георгиевская ленточка". Привыкли считать, что
молодежи нет дела до ветеранов, до истории, все, мол, стремятся к красивой
жизни. Скажу о "Георгиевской ленточке". Эта акция была первый раз
проведена в 2005 году - в честь 60-летия Великой Победы. И сейчас у нас вся
Москва хранит эти реликвии - наша инициатива. Студенты с конца апреля до 9-го
мая выходят на улицы и раздают символы Победы. Это становится традицией. Сейчас
акция пошла по всей России: "Повяжи, если ты помнишь, если гордишься,
чтишь память своих дедов и прадедов, которые отстаивали твою жизнь и
свободу". "Студенческая община" выпускает также интересные
молодежные газеты - сами готовим материалы, верстаем, договариваемся с
типографиями, естественно, ищем и подключаем спонсоров. И когда человек выходит
из вуза, он уже вполне социально ориентирован, может возглавить, скажем,
рабочий коллектив. Важно, чтобы социальная среда вокруг него была
благоприятной. А это уже наша задача.
Беседу вела
Евгения АРБУЗОВА.