В
Торгово-промышленной палате РФ состоялась VIII Всероссийская конференция
представителей малых предприятий по проблеме: "Малый и средний бизнес на
пороге вступления в ВТО".
Позитив для
малого бизнеса
По мнению
президента ТПП РФ Евгения Примакова, 15-летняя эпопея вступления России в ВТО
завершится к концу этого года и, несмотря на множество опасений, станет
долгосрочным рычагом экономического и социального развития страны. Для
облегчения процедуры вступления страны в ВТО, считает Е.Примаков, прежде всего следует завершить затянувшийся процесс
законодательного регулирования и защиты интересов малого и среднего
предпринимательства, максимально приблизив российское правовое пространство к
мировой и европейской практике. Исключительно важна задача взаимодействия инновационных МП с зарубежными корпорациями; сейчас при
таком взаимодействии российское предприятие зачастую становится частью иностранного.
Предприятиям же, игнорирующим международные стандарты качества, уготована
печальная участь: "буквально на следующий день после вступления в ВТО
такие компании начнут безжалостно вытесняться с рынка зарубежными
конкурентами".
Зам. главы
МЭРТ РФ Андрей Шаронов заявил, что усиление внутренней конкуренции для малых
предприятий - сторона позитивная. Облегчатся выход на внешний рынок и борьба с
недобросовестной конкуренцией. Нормы ВТО, по мнению А.Шаронова, не предполагают
снижение льгот малому и среднему бизнесу, у него даже есть некоторые
преимущества - мобильность, восприимчивость к инновациям. Большие надежды
А.Шаронов связывает с принятием нового закона о предпринимательстве, с
заложенными в нем нормами упрощения налоговой и бухгалтерской отчетности,
предоставления помещений и проч. Средств для поддержки
МП достаточно, - уверяет А.Шаронов, - мало проектов, достойных финансирования.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента
поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев
настроен по-боевому: "Это не угроза, а вызов российской экономике, -
заверил он. - Завершается этап перехода к открытой конкуренции на глобальном
рынке".
По его мнению, со вступлением в ВТО у малого бизнеса
появятся новые возможности привлечения инвестиций в сферу инноваций и
производства. В столице созданы Московский венчурный фонд, а также Фонд
содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, предоставляющий малым
предприятиям необходимые залоговые обеспечения под банковские кредиты. Кстати,
на конференции из уст директора Департамента банковского регулирования и
надзора ЦБ РФ Алексея Симановского прозвучало, что Центробанк РФ недавно
перевел кредиты, выдаваемые под залог этого фонда, из третьей во вторую
категорию рисковости, что позволит банкам снизить
свои процентные ставки. М.Вышегородцев сообщил, что в
текущем году в Москве будет принята концепция создания микрофинансовой
системы с использованием возможностей банковского сообщества и организаций
инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Министр Правительства
Москвы затронул также проблему создания технопарков
на территории предприятий и организаций с долей федеральной собственности.
"Мы зашли в тупик в МГУ", - привел он пример сложностей в данной
сфере, заявив, что вопрос создания технопарков на
территории организаций с госучастием должен быть
решен. Тогда в целом произойдет резкий всплеск интереса к технопаркам.
Кредиты и микрокредиты
После
пленарного заседания участники конференции приняли участие в работе целого ряда
секций. Секцию "Развитие финансово-кредитной инфраструктуры и новые
направления банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства при
вступлении России в ВТО" вел президент Российского микрофинансового
центра Михаил Мамута. Он заявил, что присоединение к
ВТО, безусловно, скажется на доступе потребителей, а именно малых и средних
предприятий, к финансово-кредитным услугам и продуктам. Исполнительный
вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский отметил, что
"иностранный капитал составляет сейчас 15-16% от всего банковского
капитала в России". "Есть некий предел, за которым находится вопрос
национальной безопасности российской банковской системы. Это может быть 45-50%.
Все будет зависеть от развития конкурентной среды банковского бизнеса в России.
Сейчас эта среда оставляет желать лучшего", - пояснил он.
Начальник
управления департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Михаил Бездудный сообщил: объем активов наших банков (чуть более 1
трлн рублей) соизмерим с объемом одного
"приличного" западного банка. Только 60% отечественных банков имеют
собственные капиталы свыше 5 млн
евро - своего рода лицензионный "порог", некогда определенный
Центробанком РФ. М.Бездудный также сообщил, что ЦБ
уделяет серьезное внимание вопросам упрощения кредитования субъектов малого
бизнеса. Так, Указанием от 12.12.2006 № 1759-У уточнены подходы к оценке ссуд и
формированию РВПС (резерв на возможные потери по ссудам). В настоящее время
Комитет банковского надзора Банка России одобрил возможность признания
обеспечением гарантий, предоставленных фондами поддержки малого бизнеса,
образованных субъектами РФ.
Проблемы
совершенствования финансовой поддержки малых предприятий были предметом
обсуждения еще на двух секционных заседаниях. Характеризуя принципы
эффективного взаимодействия банков и региональных органов власти в
финансировании малых предприятий на примере банка ВТБ-24, вице-президент этого
ведущего в сфере кредитования малого бизнеса банка Надежда Карисалова
выделила такие проблемы, как упрощение кредитных технологий, реальную оценку
бизнеса клиента и активное взаимодействие с местными администрациями. На
сегодня объем кредитования малого бизнеса банком ВТБ 24 перешагнул отметку в $1
млрд. При этом наиболее успешно процесс кредитования МП идет в тех регионах,
где организована система гарантийных механизмов и создана уполномоченная
структура поручительства.
На секции, посвященной венчурному финансированию инновационного
малого бизнеса, зам. начальника отдела регулирования предпринимательской
деятельности МЭРТ РФ Евгений Чаплыгин рассказал, как идет реализация программы
формирования венчурных фондов, создающихся на основе софинансирования
из федерального и региональных бюджетов. Однако председатель правления
Сообщества бизнес-ангелов России Александр Каширин
отметил, что полностью проблема финансирования инновационного сектора за счет
венчурных фондов не может быть решена, поскольку на самой первой т.н.
"посевной" стадии, когда новая идея только дорабатывается автором,
венчурный фонд не может начать финансирование. На Западе инноваторы
на этой стадии поддерживаются бизнес-ангелами. У нас
же их пока очень мало, и проблема поддержки инноваторов
на самой начальной стадии их деятельности остается нерешенной.
На секции о
господдержке малого и среднего предпринимательства в ходе вступления России в
ВТО выступила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности
МЭРТ РФ Наталья Ларионова. Она напомнила, что с 2006 года поддержка МП из федерального и
региональных бюджетов значительно расширена. Однако региональные
программы в большинстве слабо ориентированы на поддержку именно
конкурентоспособного бизнеса. В них отсутствуют целевые индикаторы. В связи с
этим МЭРТ пытается задавать региональным правительствам определенные ориентиры
для разработки программ таких, как создание региональных гарантийных фондов,
институтов микрокредитования, развитие промышленного
лизинга и т.п. Председатель комитета малого бизнеса Санкт-Петербургской ТПП
Алексей Третьяков высказал опасение, что с вступлением России в ВТО в страну
придут крупные зарубежные сетевые компании, которые вытеснят с рынка
отечественный малый бизнес - это повлечет угрозу продовольственной и
экологической безопасности страны. Поэтому поддержка малого бизнеса будет иметь
значение не только для судьбы малого бизнеса, но и для всей страны.
"Главный
вызов ВТО - это наша неконкурентоспособность. Вопросом является, сможет ли
Россия ответить на вызов мировой экономики в области технологий и модернизации
промышленности", - подчеркнул президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей
Борисов, выступая на секции "Малый и средний бизнес в модернизации и
повышении конкурентоспособности российской промышленности на пороге вступления
в ВТО". Наиболее эффективный путь решения этой проблемы - реорганизация
промышленности по кластерному принципу, что позволяет включать производственные
малые предприятия в единую технологическую цепочку. Но для этого, сказал
С.Борисов, надо вносить серьезные коррективы в налоговую систему, систему
подготовки кадров. О том, что уровень развития человеческого капитала является
одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности российского малого
бизнеса, речь шла и на заседании секции "Укрепление кадрового потенциала
МСП с учетом реалий ВТО". Одна из секций была посвящена обсуждению
возможностей и проблем использования Интернета для информационного обеспечения
малых и средних предприятий.
Нужна
объективная информация
Заметный
интерес был проявлен к работе секции по аналитическому обеспечению развития МСП
в контексте вступления России в ВТО. Эту задачу ведущий секции - председатель
Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства Александр
Иоффе сравнил с решением уравнения с двумя неизвестными.
- Мы не очень
ясно представляем себе, что такое ВТО и, следовательно, каковы могут быть
последствия вступления в эту организацию России для малого бизнеса, - отметил
он. - Кроме того, мы практически не имеем достоверной информации о состоянии
сектора малого бизнеса в стране. Но государство может принимать решения только
на основе достоверных знаний о том, что происходит в этом секторе экономики и
смежных с ним демографической, трудовой, социальной и других сферах. Поэтому
чрезвычайно важно усилить работу всех аналитических служб - и государственных,
и коммерческих.
Обоснованность такого требования подтвердил на цифрах и аргументах
начальник информационно-аналитического Управления Московского центра развития
предпринимательства Валерий Нагих. Он подчеркнул, что данные
возглавляемого им управления о состоянии малого бизнеса столицы, которые
вырабатываются на основе анализа многих источников, расходятся с официальными
данными статистических органов по различным показателям от 20 до 200%. Главная
трудность для аналитиков в том, что отсутствует первичная информация по малому
предпринимательству, нет единого перечня показателей по этому сектору. В
результате МЭРТ РФ использует свою систему показателей, Минрегионразвития
- свою, а органы статистики - и вовсе третью. Нет единых утвержденных методик,
поэтому каждый считает как умеет и каждый получает
совершенно разные результаты. Государственные органы вообще отказываются в
своих расчетах принимать во внимание теневую часть экономических оборотов, хотя
международным правом она признается к учету.
Весь этот
разнобой и путаница - результат отсутствия внятной государственной политики в
отношении малого предпринимательства как сектора экономики. Для решения этих
проблем В.Нагих предложил обеспечить работу всех ведомств и служб,
взаимодействующих с малым бизнесом, по единым показателям, единым методикам и
ввести в практику регулярные сплошные статистические обследования этого сектора
экономики.
Научный
руководитель Центра стратегических разработок при Правительстве РФ Ксения
Юдаева тоже согласилась с тезисом, что российские предприниматели плохо
представляют себе, что же это такое - ВТО. Однако она постаралась развеять
мрачные прогнозы скептиков относительно последствий вступления в эту
организацию. Многочисленные прогнозные расчеты специалистов Центра
стратегических разработок, сообщила К.Юдаева, даже предполагающие наименее
благоприятный вариант ситуации на мировом рынке, не подтверждают прогнозов о
разорении отдельных отраслей и секторов российской экономики, в том числе и
сектора малого бизнеса. Правила ВТО, предполагая запрет на применение
протекционистских таможенных тарифов и субсидирование отдельных производителей
товаров, содержат исключение, разрешающее субсидирование именно сектора малого
предпринимательства и прежде всего мероприятия по
повышению конкурентоспособности малых предприятий и продвижению их продукции на
мировые рынки.
Оживленную
дискуссию вызвали выводы директора управляющей компании Тамбовского
национального содружества бизнес-инкубаторов Ольги
Лаптевой, посвятившей свое выступление оценке эффективности структур поддержки
малого бизнеса. Они заключались в том, что структуры, финансируемые из бюджета
и оказывающие бесплатные или льготные услуги малым предприятиям,
нежизнеспособны, так как зависят от бюджетной политики региональных властей.
О.Лаптева, ссылаясь на опыт возглавляемого ею содружества бизнес-инкубаторов,
рекомендовала ориентироваться на организацию поддержки малых предприятий за
счет инфраструктуры, оказывающей платные услуги. А.Иоффе согласился, что
инфраструктура поддержки, работающая на рыночных принципах, способна обеспечить
качественными услугами уже устоявшиеся и финансово крепкие малые предприятия.
Но в секторе малого бизнеса идет постоянное пополнение и обновление. Стартующие
и еще не закрепившиеся на рынке предприятия не располагают средствами для
оплаты услуг инфраструктуры, но остро нуждаются в поддержке - информационной,
консультационной, в подготовке кадров. И здесь без государственной поддержки не
обойтись, иначе невозможно обеспечить не только рост числа малых предприятий,
но и простое воспроизводство малого бизнеса.
Эту позицию
поддержала гендиректор ООО "Эллен Вест"
Елена Дыбова, отметив, что государственная
информационная и аналитическая поддержка малых предприятий пока еще очень
скудна. Информацию об изменениях в законодательстве, бухгалтерском и налоговом
учете предпринимателям получить бесплатно невозможно. За сборник "Консультант+" для малого бизнеса нужно выложить почти
5 тысяч рублей, не считая стоимости программы. Хотя бы новые формы отчетности и
бухгалтерского учета, которые вводятся регулярно, государство предоставляло
предпринимателям бесплатно, не превращая их в товар, заключила Е.Дыбова.
Руководитель Центра формирования предпринимательской среды Высшей школы
экономики Александр Виленский заявил, что
принципиальным отличием государственной поддержки является льготность
или бесплатность услуги. Структура, которая оказывает платные услуги малому
предприятию, осуществляет не поддержку, а ведет обычную коммерческую
деятельность.
Post Scriptum
В
рекомендациях секции предложено уточнить состав показателей, включаемых в
бухгалтерскую отчетность и характеризующих социальную роль МСП; проводить раз в
3 - 5 лет сплошные статистические обследования субъектов МСП; ускорить принятие
нового федерального закона "О развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ" и учесть в нем предложения о внесении критериев
отнесения к субъектам МСП - показателя