"Круглый
стол" фракции "ЯБЛОКО - Объединенные демократы" в Мосгордуме и
редакции газеты "Бизнес для всех"
В программе
"ЯБЛОКА" - "Семь шагов к равенству возможностей" -
предложены меры по выходу государства из конкурентных сфер экономики,
прекращению чиновничьего бизнеса, а также против избыточного влияния и вмешательства
бизнеса в политику, по отделению власти и бизнеса друг от друга, запрету
представителям крупного бизнеса занимать государственные должности. Участники
"круглого стола" сошлись на том, что чиновники не должны заниматься
бизнесом; с ними заключается государственный контракт, а все блага, получаемые
ими по контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его
расторжения за коррупцию, произвол и безделье.
Участники
"круглого стола" акцентировали внимание на таких проблемах, как
обуздание попыток чиновников командовать бизнесом; объединение усилий
предпринимателей для легального отстаивания своих корпоративных интересов;
налаживание диалога депутатов с малым бизнесом с целью разработки и принятия нужных бизнесу законодательных актов.
Чьи интересы
лоббирует власть?
Сергей
МИТРОХИН, депутат Мосгордумы, руководитель фракции "ЯБЛОКО - Объединенные
демократы": Мы проводим "круглый стол" в федеральном формате,
беря на обсуждение один из разделов программы "ЯБЛОКА" "Семь шагов к равенству
возможностей", в котором декларируется необходимость отделения бизнеса от
власти, потому что сращение власти и бизнеса на всех этажах приводит к тяжелым
последствиям для страны. Такое слияние сегодня происходит на уровне крупных
коммерческих структур, которые используют свою близость к власти, свои
возможности лоббирования, влияния чиновников, в том числе против интересов
малого бизнеса. К сожалению, органы власти лоббируют
прежде всего интересы структур крупного бизнеса. В Москве существует ряд
запретов, в частности на ночную торговлю алкоголем. Однако принято
постановление Правительства Москвы, которое дает возможность обходить этот
запрет путем согласования с префектурами. Это тот классический случай, когда
органическая связь власти и бизнеса не просто как-то камуфлируется, а напрямую
продекларирована в нормативном акте. Совершенно очевидно, что крупные торговые
сети имеют возможность договориться с префектурами и управами и обойти запрет,
что они активно и делают. В результате монопольные крупные структуры, торговые
"сети" получают это право торговли алкоголем в ночное время, а мелкие
субъекты, несмотря на то, что они имеют лицензии на торговлю алкоголем, этого
права лишены. Конкурентное преимущество получает крупный бизнес, который сумел
договориться разными путями с чиновниками и соответственно получает доходы
ровно в тех размерах, в каких этих доходов лишаются субъекты малого бизнеса. Мы
обсуждали с предпринимателями также вопрос о последних законодательных
инициативах правительства в сфере торговли табаком. Приняты они в интересах
крупных, в том числе транснациональных компаний, которые пролоббировали
принятие Госдумой РФ таких законов, которые делают абсолютно невыгодной
торговлю табаком именно на малом торговом предприятии.
По алкоголю нам удалось сдвинуть дело с
мертвой точки. Разработали законопроект о внесении изменений в закон о
лицензировании продажи алкоголя, и он уже прошел первое чтение. Смысл его в
том, что ограничивается в ночное время продажа алкоголя только возле учреждений
социальной направленности и в местах массового скопления людей - в строгом
соответствии с федеральным законом, т.е. вводятся единые правила для всех
субъектов торговли с четкими границами: где разрешено, где - нет.
Устраняется
возможность коррупционного влияния на чиновников со стороны бизнеса. На этом
примере видно, как должны строиться взаимоотношения бизнеса и власти. Власть не
должна участвовать ни в каком бизнесе - она должна вырабатывать для
предпринимателей равные правила, следить за тем, чтобы никто не получал
административных преимуществ, чтобы результаты зависели только от результатов
деятельности, осуществляемой по единым правилам и нормативам. Нам удалось в
первом чтении провести через обсуждение в Мосгордуме этот законопроект. Но все
же это только один микроскопический сюжет, когда удается как-то воздействовать
на ситуацию. На самом деле проблемы стоят колоссальные, какой сферы
деятельности бизнеса мы ни коснулись бы. Везде увидим тенденцию к усилению
крупного олигархического бизнеса, вытеснения малого бизнеса. Поэтому в нашей
программе эти две проблемы взаимоувязаны: мы, с одной стороны, говорим о том,
что бизнес должен быть отделен от власти, а, с другой, - что нужна
дополнительная поддержка малого бизнеса и сами предлагаем конкретные механизмы
такой поддержки. Вот в этом ключе мы и хотим провести обсуждение с бизнес-сообществом: как двигаться вперед, какие
законодательные инициативы реализовать, и не только на московском уровне, но и
не федеральном.
Я рад, что это
обсуждение мы проводим совместно с редакцией газеты "Бизнес для
всех". Это тоже пример, как наша фракция может сотрудничать с бизнес-сообществом. В нынешнем году газета была лишена
поддержки со стороны Правительства Москвы, но нам удалось через поправку в
бюджет восстановить эту поддержку. Мы посчитали возможным
осуществить этот акт. Само название газеты говорит о том, что она нужна
предпринимателям и всем гражданам, кто хочет открыть собственный бизнес.
Название газеты соответствует положениям нашей программы, в которой мы говорим,
что государство должно всемерно поддерживать предпринимателей, привлекать в
малый бизнес как можно больше населения, поскольку это и есть один из способов
развития экономики, повышения благосостояния граждан России. Я надеюсь, наше
сотрудничество с газетой продолжится.
Валерий
РОМАНЮК, главный редактор газеты "Бизнес для всех": Хочу
поблагодарить фракцию "ЯБЛОКО - Объединенные демократы" за ту
конкретную и эффективную поддержку, которая нам была оказана. Мне кажется, те
депутаты, которые не только занимаются законотворческой деятельностью, но и
практической работой - вот это то, за что я всегда бы голосовал. Идеи
"ЯБЛОКА - Объединенных демократов" духовно нам близки. И то
сотрудничество, которое у нас намечается, реализуется сегодня в ходе первой
совместной акции. Здесь присутствуют члены Общественного совета редакции.
Убежден, наше сотрудничество обогатит газету, поможет населению столицы и
России в целом осмыслить будущность страны и тот выбор, который каждый из нас принимает
для себя.
Что касается
обсуждаемой темы, я бы попросил, чтобы разговор не уходил в философский ряд.
Эта тема располагает к обсуждению глобальных вопросов, но есть и масса
примеров, и как это уже показал Сергей Сергеевич, конкретные примеры ярче всего
и освещают проблему в целом. Пока мы собирались за "круглым столом",
ко мне пришли по электронной почте два выступления предпринимателей, которые не
смогли присутствовать здесь лично. Они не смогли прийти, но хотят быть
услышанными. Озвучу некоторые фрагменты из их выступлений. Это, во-первых,
председатель Всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков. Он приводит такую статистику: более 75%
собственности в России принадлежит государству и только 25% - в частной
собственности. "Многие мои коллеги, - пишет он, - скажут вам, что большая
доля прямо или косвенно принадлежит тем же госчиновникам. Возьмем самую
популярную сферу деятельности малого бизнеса - торговлю. Опросы
предпринимателей показывают, что лучше всех (отвязаннее)
живут в этой сфере стационарные и особенно нестационарные торговые точки,
принадлежащие или "крышуемые"
представителями милиции и местных управ. Что говорить про бешеный рост торговых
сетей, за которыми стоят известные фамилии государственных и региональных
чиновников, депутатов, силовиков и членов их семей, с их фантастическими
"лоббистскими" возможностями. Где здесь добросовестная конкуренция,
где равные возможности? Истоки этой деградации системы в вековой российской
традиции - моральном авторитете власти. Все это усугубляется правовым беспределом и отсутствием контроля со стороны как общества в
целом, так и предпринимательских союзов, в частности.
А вот член
Экспертного совета "ОПОРЫ РОССИИ" Геннадий Лобанов пишет, что
чиновники в огромном количестве плодят разного рода акты, и сегодня их
действует, по данным Г.Лобанова, около 3000. Они регламентируют деятельность
бизнеса, причем акты меняются один за другим, и пользоваться ими стало
совершенно невозможно. По данным эксперта, сегодня чиновников в стране стало
больше, чем малых предприятий. И каждый чиновник, как пишет Г.Лобанов,
"заточен" на свою правовую норму, под свой частный контроль и надзор;
чиновник управляет, надзирает, контролирует и никакой ответственности за свои
деяния не несет.
"Говоря
про сегодняшнюю государственную политику, большинство мелких предпринимателей
сетует, что она ущемляет групповой интерес бизнес-сообщества,
- пишет Г.Лобанов. - Да, ущемляет, но почему? Одно дело -
продемонстрировать всем (а не только бизнесу) "кто в доме хозяин",
другое - специально "подставить" себя ("сильную власть"),
чтобы защитить интересы более уязвимых и более "слабых" (по сравнению
с бизнесом) социальных групп. Наверное, тут есть и то и другое; оба
варианта являются, как ни крути, альтернативой достижения главного группового
интереса субъектов власти (сохранить и приумножить себя, любимых). Так что если
у кого еще и сохранился рецидив "заботы родной партии и
правительства" - советую поскорее избавиться от этого заблуждения!
Государственную власть надо уважать - где-то как партнера, где-то как
соперника, а где-то как противника групповых бизнес-интересов. А вот любить государственную власть
совсем не обязательно. С нее надо спрашивать за проводимую политику, а не
жаловаться ей на нее же!"
Вот уж
действительно, так мы и живет: огромная власть чиновников и никакой личной
ответственности. Вот если мы в результате этого "круглого стола"
найдем способ, как обуздать эту чиновную громаду, отделить чиновников от
бизнеса, чтобы они не мешали предпринимателям, у которых и без того полно
проблем - вот это будет важным результатом нашей совместной работы сегодня. Мы
постараемся донести до фракции "ЯБЛОКО - Объединенные демократы"
высказанные здесь инициативы. Вообще по итогам "круглых столов" мы
стараемся готовить аналитические блоки, которые послужат материалом для работы
депутатов, исполнительной власти и предпринимателей.
Кто остановит
чиновника?
Иван
НОВИЦКИЙ, депутат, член фракции "ЯБЛОКО - Объединенные демократы",
лидер Московского СПС: Я тоже считаю важными такие
обсуждения, потому что у демократической общественности не может быть каких-то
разногласий по отношению к малому бизнесу. И по поводу той политики, которая
должна осуществляться малым бизнесом: малый бизнес не должен подвергаться
нападкам со стороны чиновничества. И мы должны выстраивать систему гражданского
общества в отношении общественных организаций предпринимателей, создавать
необходимые законодательные условия с тем, чтобы ограничивался беспредел чиновников. Надо посмотреть, как в других странах
развивается малый бизнес, а для этого предлагается, например, проводить
международные фестивали. Тут велика роль газеты, способной оперативно доносить
содержание мирового опыта до предпринимателей. Малый бизнес - явление массовое
и донести до него информацию может только массовая газета.
Сергей
ЧУМАКОВ, предприниматель: На сегодня мой бизнес на грани закрытия. 40 рабочих
мест создано, но все живут в ожидании худшего. Налоги резко растут. Нам
говорят, что государство инвестирует средства в малый бизнес, а на самом деле
растут налоги. Чиновники играют на информационном поле на
несколько очков вперед по той причине, что блокируют
информационные потоки, где, в частности, действует и "Бизнес для
всех". Я рассматриваю эту газету как один из механизмов
информационно-коммуникационных связей. Реальное воздействие на власть возможно только после того, когда проведена
экспертиза рынка. Только что Госдума приняла Закон о малом и среднем бизнесе. О
чем речь? Какие законы, если никто людей не спрашивает об этом? Вот пример из
Австралии: прежде чем что-то принимать, тамошние чиновники подробно знакомят с
содержанием акта все население. А у нас принимают законы наверху, но внизу
никто об этом не знает. Без экспертизы мы останемся в мире иллюзий тех шагов,
какие выстраиваем. Я думаю, через газету, обращаясь к людям, мы сможем
достучаться до их голосов.
С.Митрохин:
На самом деле диалог власти с бизнесом работает у нас в рамках нашей фракции.
Это не первый "круглый стол" с малым бизнесом. Свои совершенно
конкретные предложения принесли представители Всероссийского движения "За
честный рынок". Мы обсудили их предложения, на этой основе разработали
конкретную поправку в закон, которая устраняет коррупционную кормушку и ослабляет
дискриминацию малых торговых предприятий, работающих рядом с сетевыми фирмами.
Николай
ХАЛЬЧЕНЯ, индивидуальный предприниматель: Есть чиновники, которые на самом деле
посвятили жизнь высоким идеалам. А есть чиновники, которые как в фильме
"Чужие" - такая вот умная тварь, которая умеет жрать
и портить все вокруг. К сожалению, таких чиновников все больше в стране. Мы
отравлены нефтью и газом - на нас это нефтяное проклятие. Мы живем в обществе,
где человек ничего не значит для государства, а чиновник, выступающий от имени
государства, превалирует над интересами гражданина. С этим надо заканчивать. В
таком состоянии год-два, и малого бизнеса у нас точно не станет. То, что делает
в Москве фракция "ЯБЛОКО", выше всех похвал. Но одного "ЯБЛОКА"
мало. Предпринимаемые им шаги только продлят агонию малого бизнеса - не более
того, силы "ЯБЛОКА" достаточно ограничены.
В.Романюк:
Здесь присутствуют супруги Надежда и Николай Колгановы, предприниматели,
которые много лет испытывали на себе давление чиновников, и это противостояние
продолжается и сегодня. Мы писали обо всем этом, теперь хотим привлечь внимание
депутатов к их проблемам.
Надежда
КОЛГАНОВА, предприниматель: Я думаю, рано или поздно разум победит. Но пока
чиновники лоббируют интересы только крупного бизнеса и любыми способами
помогают крупному бизнесу, но не малому. Мы с мужем проработали в малом бизнесе
20 лет. В 90-е годы бизнес шел нормально, а сегодня он пришел "к
нулю". 4 года назад с помощью чиновников совершенно незаконно было
уничтожено наше имущество, хотя у нас есть конституционное право на
неприкосновенность частной собственности. Вот этого чиновники никак не хотят
понять. Пока мы не заставим чиновников отвечать по закону, у нас так это и
будет продолжаться. Более того, чиновники сами для себя делают подзаконные
акты, распоряжения, которые противоречат федеральному закону, противоречат
Конституции, но на тот момент, пока их распоряжения существуют, они говорят:
"У нас есть постановления, и мы обязаны их исполнять". Когда им
задаешь вопрос: а с Конституцией вы знакомы - ее ведь вы обязаны исполнять в
первую очередь, они отвечают: "Нет, мы обязаны исполнять именно
распоряжения, иначе потеряем работу". Поэтому необходимо разобраться с
подзаконными актами, которые доминируют над законами.
Пример по
электроэнергии. Летом прошлого года у всех предпринимателей в районе отключили
электричество. Хотя само по себе это карается Уголовным кодексом.
Предприниматели понесли ущерб. Я долго не могла понять, с чем это связано. И
вот в одном постановлении Правительства Москвы увидела такие слова:
"Рекомендовать Мосэнерго, даже если есть
договор, все равно электричество отключать", т.е. работаем мы не по
закону, а по подзаконным актам. И я думаю: ну когда же чиновник будет отвечать
за свои деяния? Сейчас отправили материалы в прокуратуру. Газета "Бизнес
для всех" писала о том, как в присутствии представителей власти ломалось
наше имущество, и власть смотрела спокойно на это. Не работают ни милиция, ни
прокуратура. Все только по "позвоночному" праву делается. Мне
кажется, в газете нужно создать реестр нарушений: на такой-то территории
происходит то-то, присутствует такой-то чиновник. И отзывы предпринимателей,
жителей района. Может быть, это каким-либо образом подвигнет чиновников к тому,
чтобы они не допускали такого беспредела, несли ответственность за содеянное.
Правила
"для всех" и "для каждого"
В.Романюк: Мы
воспринимаем чиновников как нечто виртуальное; витают где-то в воздухе, а здесь
у нас все хорошо и мы все, предприниматели - достойные люди. Чиновничество -
это наша каждодневная реальность. Кстати, эксперт Г.Лобанов в присланных на
"круглый стол" тезисах написал о чиновниках следующее:
Ну не напишет
чиновник законодательного правила, которое будет удобней бизнесу, чем ему! Не
самоубийца же он, чтобы не предусмотреть правовые "дыры", которые
затем закроет нормотворческая деятельность его коллег. Уж они постараются по
собственному усмотрению приспособить законодательные "правила для
всех" к частным ситуациям их применения "для каждого". А
"ведомственное усмотрение" далеко не всегда направлено на
государственный интерес в его общенациональном смысле. Гораздо чаще это
узковедомственный интерес, либо элитно-групповой, либо даже лично-корыстный,
который только прикрывается государственным. Не
случайно же ушлые оперативники, призванные на борьбу с коррупцией, предпочитают
сегодня вычислять места, где чиновники нижнего и среднего звена встречаются с
предпринимателями "для решения вопросов бизнеса" в коридорах более
высокого начальства".
Верное
наблюдение. И вот тут мы, наверное, сможем поговорить о конкретных чиновниках,
которые творят такие законы "для себя". А депутатский корпус должен
как-то этому противостоять. У нас есть "ЯБЛОКО", но нужно добиться
его объединения с общественными организациями, которые здесь представлены за
нашим "круглым столом".
Н.Колганова:
Я думаю, маловато у нас депутатов на региональном уровне. Надо, мне кажется,
инициировать решение об увеличении числа депутатов в Мосгордуме - до 125-ти (по
числу районов), но не как сегодня - 35 человек, когда депутат за день принимает
до 400 человек. Вот если их станет 125, будет сложней помешать деятельности по
защите прав предпринимателей.
Татьяна
КОШЕЛЕВА, директор Центра делового консультирования и независимых экспертиз: Я
нашла в последнем номере "Бизнеса для всех" комментарий о принятом
Госдумой РФ Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в
РФ". Принят он в том виде, в каком мы уже его видели. Вообще-то он принят
не для малого бизнеса, а скорее для структур поддержки малого
предпринимательства или вообще для других структур. Полагаю, в этом и вина
малого бизнеса, поскольку мы позволяем власти принимать такие законы. Ведь
можно было бы обсудить законопроект на страницах "Бизнеса для всех",
распечатать то, что предлагается и дать возможность предпринимателям высказать
свои мнения, дать оценку, насколько тот или иной закон для них полезен или
вреден. Предприниматели могли бы быть более активными. Я пыталась побудить
малых предпринимателей откликнуться на этот закон, в том числе через
"Бизнес для всех", через выпускников американских программ и могу
сказать, что на мое предложение не откликнулся ни один! Поэтому вина за то, что
мы имеем, не только на власти, но скорее на нас. Если мы не станем более
активны, власть будет принимать те законы, которые ей удобны. Сейчас мы с вами
находимся в стенах Мосгордумы. Было бы хорошо, если бы на страницах
"Бизнеса для всех" появлялись либо проекты законов, которые скоро
будут приняты, либо те акты, которые принимает Московское правительство, чтобы
бизнес мог сказать свое "да" либо "нет". Ситуация такая,
что бизнес ставят перед фактом: принято! И мы ничего не можем сказать - ни на
страницах газеты, ни любым другим способом. Мы всегда реализуем ПОСЛЕ, а все,
что "после", всегда изменить сложней, чем "до".
Галина
ГОЛЕНКОВА, член Координационного совета профсоюза "Лига свободы": Я
хочу сказать нечто противоположное тому, что сказала Татьяна Кошелева. К
сожалению, механизмов для того, чтобы реагировать и каким-то образом влиять на
принятие законов, просто не существует, и в этом наша большая беда. И я не
думаю, что виноваты в этом мы сами. Если мы проанализируем ситуацию после 2000
года, произошел переход от государства-реформатора к государству-регулятору.
Это и инерционная имитация старых форм поведения, и принятие решений путем
"проб и ошибок". И последнее: переход от старых
законов и институтов на новые привело к жизни по т.н. понятиям. Малый бизнес -
прибежище активной, неноменклатурной части населения.
Этот сектор предполагает другие отношения с государством на уровне региональных
и местных руководителей. Эти отношения тоже карикатурно выстраиваются, в
результате чего мы имеем то, что имеем. Вы знаете, что сегодня с территории
Москвы убираются объекты мелкой торговли, закрываются рынки и дается полное
преимущество гипермаркетам. Есть прогнозы, что к 2010
году супермаркеты переведут на себя 48% всей розницы, доля рынков и маленьких
магазинов будет снижаться: ежегодно 1% гиганты отщипывают от открытых рынков,
от павильонов и магазинов. В этом году на наш рынок приходит еще один монстр -
"Карифур" из Франции. Это будет еще одна
иностранная сеть. И тогда о чем мы беседуем? Такова политика государства.
Другое дело, что она недальновидна. Вот к нам в район, где я живу, еженедельно
приезжает машина с фруктами и овощами. Очередь стоит колоссальная - по несколько часов, потому что тут дешевле и рядом с домом.
О чем это говорит? Строим огромное количество гипермаркетов,
но для удобства населения власть обязана поставить и лотки, и магазины, и
палатки. Я 12 лет жила за границей, покупала на 2 недели продукты в том же
"Карифуре", но ежедневно за мелочью ходила
в маленькие магазинчики возле дома. У меня был выбор, а у них - конкуренция за
покупателей, что снижало цены. У нас же растут цены, поскольку этим доходным
бизнесом занялись сами чиновники. В мире законодательно стимулируется развитие
этого сектора. Нам нужно добиваться снижения административных барьеров, вывода
чиновников из этого бизнеса - ведь эти вещи совершенно несовместимы.
Алексей
ШМИДТ, президент Московской молодежной палаты: Объясните мне, как у вас
чиновники входят в бизнес?
Г.Голенкова: На местах чиновники имеют свои
"точки". Свои "точки" имеют милиция, главы управ,
префектуры. Их дислокации, уровень доходности разнится в зависимости от уровня
занимаемого чиновником места.
- Согласен.
Но ни в "Ашанах", ни в "Карифурах" и других гипермаркетах
чиновники высокого уровня не участвуют.
- Еще как
участвуют!
- В ваших
словах нет самого главного. Когда открывается "Ашан",
в радиусе 10 км
умирают десятки малых предприятий.
- Все это
знают. Проблема в другом. "Ашан"
открывает 170 новых точек, и очень трудно найти столько директоров и топ-менеджеров.
- Меня
беспокоит другое. Глобализация всегда вела к
поглощению крупными компаниями более мелких и к созданию олигархических
структур. Это смерть малому бизнесу. Простой пример: малое предприятие не может
давать большие взятки и оплачивать дорогостоящих юристов, чтобы бороться с беспределом. А для крупных компаний эти траты - просто смех.
Поймите, в данной ситуации регулятором может выступать только власть.
Почему гибнет
все малое?
Ярослав
ПОЛЕСКО, профсоюз предпринимателей "Лига свободы", член
Координационного совета: У нас в стране, к сожалению, кроме малого бизнеса
погибает все малое, что существует. И связано это напрямую с нашим менталитетом
- и чиновников, и предпринимателей. Дело в том, что мы постоянно думаем о том,
какая у нас власть. Все мы признаем, что над нами довлеет некая абстрактная
власть, которая в любой момент может нас уничтожить независимо от того, есть
закон или нет. Тут много говорилось о том, что власть может принять любой
закон, который удовлетворяет или не удовлетворяет бизнес-сообщество, но все
забыли сказать, что власть может не только принять закон, но и исполнять или не
исполнять его; она может поломать имущество, о чем тут шла речь, может даже
убить человека - может все! Либо мы все живем "под властью", либо по
закону. Исходя из этого, становится ясно, что нам делать. Если по закону, то
закон должен быть таким, чтобы защищал в равной степени и слабого,
и сильного. Почему у нас погибает все слабое? Потому что оно слабое - только и
всего. Значит, есть что-то посильней. Так же и упомянутая здесь иностранная
сеть. Пришла и все слабое растоптала. Если мы хотим строить правовое общество,
чтобы бизнес развивался, чтобы был дух предпринимательский, чтобы нас не
воспринимали как слабое, нам надо привыкать думать иными категориями - не о
власти думать, а о законе. И добиваться, чтобы защищали нас - и слабых, и
сильных - в соответствии с законом те органы, которые у нас уже существуют. Это
прокуратура, милиция, РУБОП и пр. Если будут защищаться права слабых, как и
сильных, тогда мы будем жить по закону, и тогда не будет проблем, когда все
стартующие в бизнесе просто возненавидят чиновничье сословие, которое мнит себя
дворянством и даже белой костью.
Дмитрий
КАТАЕВ, бывший депутат Мосгордумы: В конце мая вышло 411-е постановление
Правительства Москвы о порядке передачи земельных участков в собственность
граждан. И в нем говорится о том, что владельцы нежилых помещений в жилых домах
должны будут платить деньги за землю, когда общее собрание собственников
обратится за выделением земли. Отсюда следует, что появляется новый способ
поборов с массы предпринимателей для тех, кто владеет этими помещениями. Такие
люди, скорее всего, будут противиться приватизации, чтобы не платить. Они ведь
и так владеют помещениями, им невыгодно брать землю в общедолевую
собственность. Я прошу предпринимательское сообщество обратить на это внимание:
постановление Правительства Москвы абсолютно незаконно, оно противоречит закону
о введении в действие Жилищного кодекса.
Василий
ВИКТОРОВ, советник депутата Мосгордумы С.Митрохина: Малый бизнес и сам
недостаточно активно защищает свои права. Мы регулярно занимаемся рассмотрением
конкретных обращений предпринимателей - не только из Москвы, к нам приходят
сведения из других регионов. Если нужно помочь, мы отправляем депутатские
запросы и помогаем людям отстоять свои права. Надо отметить, что чаще
обращаются сами предприниматели, а не организации, некоммерческие партнерства
или бизнес-объединения. Возможно, в регионах такие
структуры проводят свои "круглые столы", представляющие их, но не
обращаются ни к "ЯБЛОКУ", ни к С.Митрохину лично. Между тем,
"ЯБЛОКО" уже полгода активно занимается проблемой недружественных
поглощений предприятий - борьбой с рейдерством. Мы
готовим законопроект по этой теме, поправки в Уголовный и Гражданский кодексы. Двери в "ЯБЛОКО"
открыты для всех, каждый может предложить какие-то поправки к законам, написать
свои замечания. Не надо думать, что нет возможности влиять на законодательство
- такие возможности есть и они увеличиваются с ростом активности
"ЯБЛОКА". Задача депутатов - писать законы, формировать "условия
игры", и мы примем любые инициативы малого бизнеса. Если говорить о рейдерстве, не следует думать, что оно затрагивает только
крупные акционерные общества. Сейчас дело касается даже торговых павильонов и
мелких компаний. Мы ждем предпринимателей и готовы к сотрудничеству для обеспечения
защиты их интересов.
В.Романюк: Мы
готовы через газету давать подробную информацию о работе депутатов. Нужна
большая прозрачность деятельности парламента. Тогда предприниматели смогут
обсудить на страницах газеты те вопросы, которые их действительно волнуют и донести их до депутатского корпуса. Сообщив о
приоритетных направлениях работы депутатов, мы пригласим предпринимателей к
реальному участию в процессе законотворчества. Давайте работать вместе!
Александр
СТРИХА, председатель Комиссии по предпринимательству Московского отделения
"ЯБЛОКО": Тут говорилось о низкой активности предпринимателей. Они не
спешат объединяться, не высказывают массового протеста, поэтому нет давления на
власть. Есть масса примеров по Москве, когда жители защищают свою территорию,
как в случае с Южным Бутово.
Почему так не поступают предприниматели? К примеру, сносят палатку, а сосед
считает, что его это не коснется, а пострадавший пытается решать вопрос через
взятки. Пока предприниматели не научатся объединяться и отстаивать свои
интересы, ничего не изменится. Велика здесь роль прессы. В числе организаторов
"круглого стола" - газета "Бизнес для всех", о проблемах
которой тут шла речь. И я хотел бы понять, чей это рупор - власти или предпринимателей?
Неужели предприниматели сами не в силах финансировать свою газету и сделать ее
достаточно интересной, чтобы она раскупалась. Газета, существующая на деньги
властей, не может быть рупором бизнеса - она будет вынуждена отражать точку
зрения чиновников.
С.Митрохин:
Малый бизнес не располагает средствами, достаточными для содержания собственных
СМИ, у него едва хватает денег на собственные нужды. "ЯБЛОКО" помогло
газете получить бюджетные средства, потому что это издание объективно освещает
проблемы малых предприятий. Упрек в адрес газеты о неспособности быть
самофинансируемой я считаю необоснованным.
Сергей
КОСНИКОВ, Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса: Я предлагаю
провести специализированный "круглый стол" по вопросам прав человека на
осуществление экономической деятельности. Такой разговор был бы предметным. Нам
нужно осознать, кто мы, и тогда от штыковой атаки друг на друга мы сможем
перейти к детальной проработке каждого вопроса. Сегодня экономическая
деятельность регламентируется Гражданским кодексом, подготовлен законопроект об
экономической деятельности. Проект был предложен Мосгордуме, но спущен на
тормозах. А такой документ необходим.
Враждебное
"политическое поле"
Галина
МИХАЛЕВА, директор фонда "Центр изучения современной политики",
руководитель Политического управления РОДП "ЯБЛОКО": Взаимодействие
предпринимателей с политическими партиями я бы определила как задачи
предпринимателя во враждебном "политическом поле". Мне кажется, не
стоит ждать от предпринимателей решения политических проблем или объединения
для защиты собственных прав. У предпринимательства совсем другая задача -
получение прибыли. Природа бизнеса такова, что каждый отдельный предприниматель
думает, что ему проще договориться с властью лично или небольшим коллективом,
чем обращаться за помощью к политическим объединениям и партиям. С точки зрения
предпринимателя, обращения через фракции - это длинный путь к цели. Проще дать
денег представителям власти. Даже иностранные граждане, ведя бизнес в России,
начинают играть по "нашим правилам" и говорят, что решение любой
проблемы - это вопрос "количества нулей". Если речь идет о серьезной
прибыли, очень многие готовы решить проблему дачей взятки. Институциональные
объединения тоже предпочитают договариваться с властью. Все знают, что
существуют формальные договоры у "Деловой России", РСПП, "ОПОРЫ
РОССИИ" с "Единой Россией". Точно такие
же, как у "Единой России" с ФНПР. Если говорить о малом бизнесе,
власть начинает его замечать, когда сносят киоски, потому что в этом случае
владельцы протестуют, приковывают себя наручниками к своей собственности. Так
недавно было в Санкт-Петербурге. Не далее как вчера
подобный случай произошел и в Твери, где существует постоянный пикет владельцев
малых фирм. Только при таком противодействии происходит резонанс. Без
объединения повлиять на чиновников не получится, но вот объединяемся мы плохо.
Двери нашей партии открыты для предпринимателей, мы пытаемся создать комиссии
по предпринимательству, но результат слабый. Почему? Предприниматель
прежде всего думает о выгоде своего бизнеса, и только потом о способах борьбы.
Есть два субъекта - партия и предприниматели, а между ними нужен посредник,
как, например, газета "Бизнес для всех", которая поможет объединить
самих бизнесменов по интересам и свяжет их с партией. Мое предложение -
постепенно, шаг за шагом, используя газету "Бизнес для всех",
постараться помочь друг другу.
Н.Колганова:
Я не понимаю, почему предприниматель должен давать взятки. Чем чиновник
заработал "дополнительную плату"? Только сращивание бизнеса и власти
порождает такое явление, как взяточничество. Когда бизнес будет реально отделен
от власти, нам не понадобится давать взятки чиновникам.
Я.Полеско: Сегодня невозможно заниматься бизнесом, не дав
предварительно взятку. Пока мы сейчас обсуждаем эту проблему, у меня
разбираются останки павильона. До тех пор, пока мы остаемся
под власть имущими, проще отдавать им часть заработанного, и тогда можно делать
все, что угодно, без исключения.
В.Романюк:
Тут высказывались сомнения, сможет ли газета выражать точку зрения
предпринимателей. Многие годы мы пытались выполнять эту задачу, однако,
известно: кто платит, тот и заказывает музыку. Редакция и Общественный совет
газеты "Бизнес для всех" предлагают предпринимателям принять участие
в издании обновленной газеты -
независимого издания для малого и среднего бизнеса. Мы предлагаем обеспечить не
мнимую, а подлинную независимость газеты от чиновничества всех мастей, а это
означает, прежде всего, свободу финансовую и идеологическую. Мы предлагаем
предпринимателям России поддержать создание независимой газеты - поддержать
финансово, поддержать спонсорским капиталом, публикацией в газете коммерческой
рекламы. Поддержите также подпиской обновленную газету "Бизнес для
всех"! Будем рады учесть и использовать советы предпринимателей по поводу
того, какой должна быть газета для предпринимателей. Начало сотрудничества с
"ЯБЛОКОМ" оказалось для нас плодотворным; будем работать дальше и покажем,
на что способны.
С.Митрохин:
Завершаем нашу работу. Еще раз обращаю ваше внимание на программу
"ЯБЛОКА". Там напрямую увязана проблема развития малого бизнеса с
проблемой создания в стране массового слоя собственников. Чем больше появится
настоящих, не на бумаге, собственников, тем больше будет субъектов принятия
экономических решений. Сейчас таким супер-субъектом, сверхмонстром является власть, она распоряжается всей
страной, поэтому люди не могут свободно использовать право собственности.
Почему сегодня нет малого бизнеса в ЖКХ? В этой сфере всем распоряжаются
чиновники, "продавливающие" свои, прикормленные фирмы, а те, в свою
очередь, делятся доходами по всей вертикали. Если не решить вопросов
собственности, не возникнет среда для развития малого бизнеса. Мы намерены
помогать малым и средним предпринимателям. И я благодарен газете "Бизнес
для всех" за совместное участие в работе этого "круглого стола",
и надеюсь, что вместе мы сможем решить многие предпринимательские проблемы.