Природа их
расхождений и образования конфликтов
Объяснить
сегодняшнюю ситуацию без анализа причинно-следственных связей достаточно
трудно. Постараюсь очень кратко. Государственная власть и частный бизнес - это,
по сути, два вида профессиональных сообществ. Они имеют как совпадающие, так и
разные групповые интересы. Главный интерес любой власти (хоть демократической,
хоть авторитарной) - сохранить и приумножить себя, что бы она ни говорила с
самых разных трибун. Главный интерес любого бизнесмена - победить конкурентов и
получить "премию рынка", включая сверхприбыль (что бы он ни говорил о
социальной ответственности бизнеса и проч.). И тот, и другой групповой интерес
объективны, т.е. диктуются природой и историей развития этих двух социальных
институтов.
"Кто в
доме хозяин"
Управление
балансом групповых интересов есть политика. Слово это греческого происхождения
и буквально переводится: "все, что относится к государству". То есть
управление общественным балансом всех групповых интересов есть прямая
обязанность государства. Государственная политика может уходить от
общественного консенсуса далеко в сторону, поражая интересы одних социальных
слоев в угоду другим. Например, в конце прошлого столетия наша государственная
политика ставила интересы сверхбыстрого создания частного бизнеса выше интересов
выживания работников наемного труда, пенсионеров, военных, студентов, детей. И
даже когда дисбаланс групповых интересов достиг горячего конфликта, ни
гражданская война, ни голод и разрушение не остановили государственную власть,
поставившую свой групповой интерес выше всех иных социальных интересов.
Говоря про
сегодняшнюю государственную политику, большинство мелких предпринимателей
сетует, что она ущемляет групповой интерес бизнес-сообщества.
Да, ущемляет. Но почему? Одно дело - продемонстрировать всем
(а не только бизнесу), "кто в доме хозяин", другое - специально
"подставить" себя ("сильную власть"), чтобы защитить
интересы более уязвимых и более "слабых" (по сравнению с бизнесом)
социальных групп. Наверное, тут есть и то и другое, потому как оба
варианта являются, как ни крути, альтернативой достижения главного группового
интереса субъектов власти (сохранить и приумножить себя любимых). Так что если
у кого еще и сохранился рецидив "заботы родной партии и
правительства", советую поскорее избавиться от этого заблуждения!
Государственную власть надо уважать - как партнера, как соперника, а где-то как
противника групповых бизнес-интересов.
А вот любить государственную власть совсем не обязательно. С нее надо
спрашивать за проводимую политику, а не жаловаться ей на нее же!
У
государственной власти есть свой инструментарий и правила пользования им.
Главный инструмент - Чиновник, нанятый исполнять государственную политику за
наши деньги. Главные правила - законы, которые дают Чиновнику властные полномочия
управлять (регулировать, контролировать, надзирать). Сами законы принимают
народные избранники, но проекты законов пишут в исполнительной ветви власти,
т.е. те же чиновники. Больше 80% принятых Госдумой законов представлено из
правительства. Остальные 20% - не в счет (например, о запрете общественного
распития пива или курения).
Вместо "выращивания" в ходе исторического процесса правил
цивилизованного бизнеса, власть стала судорожно "скрещивать яблоню с
брюквой", списывая одни правила для бизнеса из англо-саксонского
законодательства, другие - из франко-германского, третьи - даже не знаю откуда.
В итоге вспахали огромное правовое поле рыночной экономики, на котором
"грядка" самого массового вида - малого бизнеса - оказалась не
засеянной. Точнее, она была засеяна в 1995 году федеральным законом №88-ФЗ
"О государственной поддержке малого предпринимательства", но потом
никакого "выращивания" вглубь и вширь от власти не последовало,
грядка заросла правовым бурьяном. Потом ее вообще "пропололи". Теперь
вновь пытаемся засеять - четыре года понадобилось, чтобы законопроект "О
малом и среднем предпринимательстве" прошел
чиновничьи согласования и наконец-то был принят Госдумой.
По своей
природе бизнес постоянно что-то предпринимает, меняется изнутри. Без постоянных
инноваций бизнес не может развиваться, а без развития он просто погибает.
Поскольку бизнес меняет сам себя изнутри, он так нетерпим к административной
регламентации извне. Правила, с помощью которых Чиновник регулирует бизнес-деятельность,
требуют перманентного развития сообразно природе этого феноменального социально-экономического процесса, а не согласно упрощенным
или искаженным представлением о нем извне.
Чиновник
среднего и нижнего звена перестал быть профессионалом своего дела.
Эффективность и качество его работы упали до опасного предела. Чтобы средний
чиновник стал хорошим, его наниматель начал административную реформу. Ведь
только хороший Чиновник использует данный ему законодательный инструментарий на
все 100%. Только хороший Чиновник реально задействует административный ресурс
власти для приведения бизнеса в состояние полностью регламентируемой и
контролируемой деятельности, упорядоченности каждого значимого действия,
каждого "чиха" и даже намерения.
Пока средние
чиновники реформируются подобно барону Мюнхгаузену (тот, который за волосы
вытягивал сам себя из болота), хорошие чиновники могут заявить: "Ура!
Закон и порядок восторжествовали над рыночной стихией!" Почему же тогда
наш "народный капиталист", наш малый предприниматель перестал
проявлять столь заметную ранее предпринимательскую инициативу? Вспомним
кооперативы, "челноков". Почему весь сектор малой экономики начал стагнировать количественно и качественно, причем именно в
то время, когда мировая глобализация достигла наших границ? Да потому, что за
последние 10 лет административно-чиновничьи правила сократили свободу
предпринимательского маневра как шагреневую кожу!
Чиновник себе
не враг
Ну, не
напишет Чиновник законодательного правила, которое будет удобней бизнесу, чем
ему. Не самоубийца же он, чтобы не предусмотреть правовые "дыры",
которые затем закроет нормотворческая самодеятельность его коллег. Уж они
постараются по собственному усмотрению приспособить законодательные
"правила для всех" к частным ситуациям их применения "для
каждого". А "ведомственное усмотрение" далеко не всегда
направлено на государственный интерес в его общенациональном смысле. Гораздо
чаще это узковедомственный интерес, либо элитно-групповой, либо даже лично-корыстный,
который только прикрывается государственным. Не
случайно же ушлые оперативники, призванные на борьбу с коррупцией, предпочитают
сегодня вычислять места, где чиновники нижнего и среднего звена встречаются с
предпринимателями "для решения вопросов бизнеса" в коридорах более
высокого начальства.
Самих правил
стало так много, что полный их набор рядовому предпринимателю просто
неизвестен. Ну, не может он знать 3000 нормативных правовых актов,
регламентирующих его деятельность, особенно если они все время меняются. А уж
пользоваться ими и подавно не в состоянии (юристы дороги, а своих сил и знаний
просто не хватает). Чиновников же в стране стало больше, чем малых предприятий
и каждый из чиновников "заточен" под "свою" правовую норму,
под свой участок контроля, надзора…
Моет
какой-нибудь малый предприниматель-отельер посуду,
котлы в своем ресторане, автомобили клиентов на своей мойке и думает: кто
сегодня придет проверять мою воду - Росприроднадзор, Ростехнадзор или Роспотребнадзор?
Если Ростехнадзор - то совсем плохо: нет от него
какого-то разрешения. Кажется, на сброс грязной воды в канализацию. Случайно
узнал об этом у соседа. Говорит, что сама процедура выдачи разрешения проста и
бесплатна (как и большинство объявленных законодательно государственных услуг).
Но вот чтобы подготовить необходимые для этой бесплатной и простой процедуры
документы, придется потратить немало денег и усилий. Сосед все подсчитал и оказалось, что проще, дешевле и быстрее дать
взятку инспектору. Он дал, а тот взял. Теперь у соседа передо мной конкурентное
преимущество.
Вот она -
причина системной коррупции! Чиновник управляет, надзирает, контролирует
бизнес, но никакой ответственности за успешность этого самого бизнеса не несет.
Мол, не государственное это дело, а частное, т.е. на твой собственный страх и
риск, господин бизнесмен!
Геннадий
ЛОБАНОВ,
член
Экспертного совета "ОПОРЫ РОССИИ".