ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

         На вопросы читателей по трудовому праву отвечает наш обозреватель по правовым вопросам Вадим ЕГОРОВ

         ВОПРОС:

         Зачем нужна должностная инструкция?

         ОТВЕТ:

         Федеральная служба по труду и занятости в Письме от 09.08.2007 № 3042-6-0 высказала свое мнение по поводу необходимости разработки в организациях должностных инструкций для своих работников. Вообще-то Трудовой кодекс РФ не содержит упоминания о должностной инструкции, хотя этот документ, по мнению ведомства, является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. Это не просто формальность, говорится в Письме, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. Федеральная служба по труду и занятости высказала мнение, что должностные инструкции следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании. Ведь они необходимы как в интересах работодателя, так и работника. Аргументы при этом приводятся следующие: отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции. Хочется добавить, что должностные инструкции оказываются крайне необходимыми и в вопросах налогообложения расходов. Так, например, организациям удалось отстоять экономическую обоснованность расходов на мобильную связь без счетов телефонных станций с представлением всех номеров абонентов, перечня стран, дат, конкретных телефонов, наименованием фирм, с которыми велись переговоры. ФАС Московского округа в Постановлениях от 16.07.2007 № КА-А40/5441-07 и от 07.02.2007 № КА-А40/113-07 решил, что ни налоговое законодательство, ни законодательство РФ о связи, ни законодательство РФ о бухгалтерском учете не содержат требования об обязательности расшифровки проведенных переговоров, получении детализированных счетов и составлении отчета по каждому звонку при отнесении стоимости услуг связи к расходам, уменьшающим прибыль. Обоснованность расходов и вычета налога на прибыль была подтверждена копиями должностных инструкций сотрудников и копиями приказов по организации. О должностных инструкциях вспоминают, когда пытаются обосновать приобретение проездных билетов. Налоговые инспекции требуют, чтобы в должностных инструкциях главных бухгалтеров была упомянута обязанность по подписанию счетов-фактур. (Справедливости ради следует сказать, что ФАС Московского округа в Постановлении от 25.09.2006 № КА-А40/9117-06 решил, что это требование является необоснованным). Пришлось организациям ворошить должностные инструкции своих работников, чтобы доказать обоснованность расходов на услуги сторонней организации по производственно-хозяйственному менеджменту. Да что там говорить, даже когда заместитель начальника ИФНС принял решение о наложении на организацию административного штрафа, ФАС Северо-Кавказского округа изучал его должностную инструкцию на предмет таких полномочий (Постановление от 30.07.2007 № Ф08-4641/2007-1793А).

         Для тех, кого вышеназванные примеры убедили в необходимости инструкций, Федеральная служба сообщила, что основой для их разработки служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Должностная инструкция может являться как приложением к трудовому договору, так и утверждаться работодателем как отдельный документ. Впрочем, говорится в Письме, само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность. Однако про должностную инструкцию вспоминают не только в арбитражном суде, но и когда хотят привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности. И тут она становится неоценимым помощником. А вот работникам без должностных инструкций живется вольготнее. Ведь без нее они за все болеют, но ни за что не отвечают.

         ВОПРОС:

         Удержание неизрасходованного аванса: по закону не взять?

         ОТВЕТ:

         Законодатель так усложнил процедуру возврата неизрасходованной подотчетной суммы, что законно ее удержать с работника становится очень трудно. Федеральная служба по труду и занятости Письмом от 09.08.2007 № 3044-6-0 сообщила, что по возвращении из служебной командировки работник обязан составить авансовый отчет по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. В случае, если работник своевременно не вернул в кассу остаток неиспользованных средств, следует руководствоваться статьей 137 ТК РФ, которая требует, чтобы работодатель принял решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Решения работодателя должно быть принято и оформлено в форме приказа или распоряжения в произвольной форме. Но и этого оказывается мало. С работника следует получить его письменное согласие на удержание сумм из заработной платы. О том, что следует делать, если месячный срок работодателем будет пропущен или работник письменного согласия не даст, федеральная служба умолчала. Видимо, эти деньги придется взыскивать с работника через суд. От такой перспективы у работодателя, видимо, совсем пропадает желание перед командировкой давать аванс. Впрочем, с миллионами командированных и их неизрасходованными авансами бухгалтерии справляются и без приказов и письменных согласий работников. Видимо, работники сами знают, что долг платежом красен.

         ВОПРОС:

         Электронный авиабилет: почему Минфин кивает на Минтранс?

         ОТВЕТ:

         С 1 января 2008 года весь мир переходит полностью на электронную систему регистрации и продажи авиабилетов и отказывается от бумажных носителей. Для пользователей Интернета процесс покупки электронного билета стал проще некуда: на сайте выбрал маршрут и нужные даты, оплатил стоимость билета с помощью банковской карточки и распечатал на собственном принтере посадочный талон. Ехать в авиакассы не надо. Электронный билет физически невозможно потерять и его нельзя украсть. Да и стоимость электронного билета порой на несколько сот рублей дешевле бумажного. Не случайно только Аэрофлот продал в этом году уже более 100 тыс. электронных билетов. Тем не менее, отсутствие бумажного носителя обеспокоило налогоплательщиков. Как подтвердить расходы на поездку? Минфин РФ в Письме от 17.07.2007 № 03-03-06/4/99 сообщил, что оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли будут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон. Не успели мы порадоваться такому простому решению проблемы, как из стен Минфина РФ вышло новое письмо от 27.08.2007 № 03-03-06/1/596. В нем уже идет ссылка на пункт 2 Приказа Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", в котором определено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек. Именно эти документы и должны подтвердить расходы на поездку. Кстати, вышеназванным Приказом Минтранса РФ форма маршрут/квитанции не утверждена. В приказе содержится лишь обязательная информация о перевозке пассажира и багажа, которая должна быть указана в документе. Она фактически аналогична той информации, которую содержит бумажный билет.

        

        

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>