РАБОЧИЕ КАДРЫ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
РАБОЧИЕ КАДРЫ

         Мониторинг потребностей рынка труда показал, что московские предприятия нуждаются в 132 тысячах человек по 158 рабочим профессиям. В прошлом году колледжи выпустили 31635 специалистов, только 4-ю часть от потребности города. Как и где город будет готовить новых маляров, плотников, слесарей или швей, если на протяжении последних 15 лет в систему профессионального образования было передано всего ОДНО вновь построенное здание, а 56 колледжей продолжают находиться в ветхом или аварийном состоянии при износе основных фондов, составляющем 80%.

         Это не все проблемы системы профессионального образования молодежи - назовем еще недостаточное материально-техническое оснащение учебных заведений, нехватку преподавательских кадров, о чем сообщила в своем докладе на заседании Правительства Москвы руководитель Департамента образования г.Москвы Ольга Ларионова. Заседание проходило в расширенном составе - с участием студенческого правительства дублеров.

         Техник или бакалавр?

         Предметом обсуждения стала городская целевая программа развития начального и среднего образования "Рабочие кадры" на 2008 - 2010 годы. Мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что в начале экономических реформ в стране были попытки перевести профессиональное образование на коммерческую основу. Результатом такого подхода стало почти полное разрушение системы подготовки рабочих кадров. Однако Москве удалось сохранить ее основу.

         В то же время остался целый набор нерешенных проблем. К примеру, исчезла такая профессиональная категория, как "техник". Вместо этой привычной квалификации появилось новое понятие - "бакалавр". По мнению мэра, в результате таких изменений отечественное производство потеряло очень важное звено в классификации рабочих профессий. Сегодня главная проблема российской промышленности заключается не в недостатке средств или отсутствии оборудования, а в нехватке профессиональных рабочих. К примеру, чтобы удовлетворить потребность авиационной промышленности, приходится завозить рабочих из стран ближнего зарубежья. Не лучше обстоит дело и в других секторах. Например, новое металлургическое производство в Ярцево, способное давать до 1 миллиона тонн металла в год, сегодня бедствует из-за отсутствия рабочих кадров. Чтобы обеспечить полноценную работу, приходится выписывать украинских специалистов.

         По прогнозам Департамента образования, переломить ситуацию с подготовкой рабочих кадров должна новая программа "Рабочие кадры" на 2008 - 2010 годы, разработанная управлением науки и профессионального образования совместно с научно-исследовательским институтом развития профобразования. Представляя программу, Ольга Ларионова отметила, что в результате ее реализации к 2010 году будет построено 8 новых зданий для профессиональных колледжей. На их базе будет создано до 1000 новых ученических мест. Кроме того, решено реконструировать и модернизировать 50 старых зданий. Планируется привлекать на профессиональную подготовку и обучение иногороднюю молодежь.

         В программе говорится также о возврате в собственность города объектов государственных образовательных учреждений, построенных за бюджетные средства в прошлые годы, и передаче федеральных и ведомственных учреждений в ведение Правительства Москвы. Авторы программы не забыли и о взрослом населении столицы. На базе учреждений профобразования будет организована подготовка, переподготовка и повышение квалификации разных категорий работников. Планируется сформировать систему бизнес-подготовки и создания молодежных бизнес-инкубаторов, учебных фирм и малых предприятий. Сколько и каких специалистов следует готовить в системе профобразования - нужно решить путем внедрения системы городского заказа на подготовку кадров. Должны подключиться работодатели. Сегодня многие из них предпочитают использовать труд не подготовленных молодых специалистов, а приезжих бригад из сопредельных республик - это дешевле.

         Рынок труда

         Выступивший с содокладом председатель Комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев признал, что ряд мероприятий, заложенных в предыдущей программе, не был выполнен. Так, до сих пор не удалось разработать систему комплексного изучения потребностей рынка труда. Следовательно, трудно делать расчеты на будущее по отраслям. Обновление материально-технической базы учебных заведений во многом зависит от заинтересованности работодателей в партнерстве с государством. Однако отсутствие налоговых льгот для социальных партнеров охлаждает желание директоров предприятий вкладывать средства в развитие системы образования.

         Планы привлечения иногородних абитуриентов есть, но нет твердых гарантий занятости на московских предприятиях. М.Антонцев отметил, что источники финансирования программы (кроме бюджета города) не определены до конца. Для запланированного строительства многопрофильных учебных центров необходимо финансирование не только из городского, но и федерального бюджета, а также средства предприятий. А главным недостатком предложенной программы, по мнению М.Антонцева, является отсутствие конкретных предложений работодателей - основных заказчиков на рынке труда.

         А вот позиция руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева: в программе крайне скупо освещен вопрос подготовки и переподготовки людей среднего возраста. Этот раздел следует доработать. Если это направление предполагается осуществлять во вновь создаваемых ресурсных центрах профобразования, то кто будет нести расходы по их созданию? В программах отраслевых департаментов такие расходы не заложены. К тому же не стоит ставить знак равенства в возможностях крупного и малого бизнеса. Если большие промышленные предприятия вполне могут участвовать в создании учебных центров, то малые предприятия просто не имеют для этого необходимых средств. За отраслевыми департаментами, по мнению М.Вышегородцева, следует закрепить заказ на подготовку специалистов.

         Городской заказ на рабочего

         Свои замечания по программе сделали члены студенческого правительства дублеров. Павел Платонов высказал сомнение, будет ли в ходе реализации программы удовлетворена потребность в преподавательских кадрах? На подготовку молодого педагога требуется не менее 5 лет. Если учесть, что сегодня в систему профессионального образования по разным причинам (в первую очередь - низкая оплата труда учителей и мастеров) неохотно идут выпускники педвузов, следует вернуть к активной деятельности педагогов прежнего поколения, вышедших на пенсию.

         Дублер в кабинете руководителя Департамента науки и промышленной политики Анна Старикова сказала, что в программе не учтены конкретные интересы отдельных отраслей экономики города, а сама система колледжей никак не связана с действующими предприятиями. Следствием такой несогласованности и стало отсутствие истинной картины рынка труда. В программе мало внимания уделено долгосрочному планированию подготовки кадров: число учащихся должно увеличиться всего на несколько тысяч в год, тогда как, по самым приблизительным подсчетам, город нуждается ежегодно в 100 тысячах рабочих. Сегодня, по мнению студентки, необходимо готовить специалистов в соответствии с городским заказом. Тогда у выпускников колледжей будет гарантия в получении работы, а у предприятий - уверенность в пополнении штата молодыми специалистами.

         Свое видение проблемы высказал член Совета старейшин Александр Самсонов. Он предложил ввести договорную систему между предприятиями и учебными заведениями на подготовку специалистов с указанием, какой именно квалификации требуются рабочие кадры. Каждый учащийся еще в период учебы должен ознакомиться с условиями контракта той фирмы, куда он со временем будет принят на работу.

         Проблему территориального расположения новых учебных заведений предложил рассмотреть префект Восточного административного округа Николай Евтихиев.

         - Нужно учитывать, что сегодня большое количество москвичей проживает в отдаленных районах города, - сказал префект. - В программе в основном говорится о ремонте и реконструкции уже имеющихся учебных заведений и очень мало - об организации новых. При строительстве помещений для колледжей нужно брать в расчет интересы жителей всех округов, обеспечить их учебными заведениями в непосредственной близости от места проживания. Что касается всей системы обучения, то ее нужно развивать комплексно, обеспечивая связь между школами, колледжами, вузами и предприятиями.

         Идею создания учебных заведений "в шаговой доступности" поддержал мэр Москвы Юрий Лужков. Завершая обсуждение программы, он напомнил, что сегодня профтехучилищ в Москве в 2 раза меньше, чем вузов. Такая диспропорция идет в разрез с интересами экономики города. Ю.Лужков предложил работодателям активней участвовать в создании системы подготовки кадров. Эта проблема не должна стать только заботой бизнеса. Малым и средним предприятиям не под силу самостоятельно решить такую задачу. Мэр отметил, что сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, включающая всего 76 колледжей, не способна удовлетворить нужды такого мегаполиса, как Москва. Оставляет желать лучшего и техническое оснащение учебных заведений.

         Другим слабым местом программы, по мнению мэра, является раздел, посвященный обучению людей с ограниченными возможностями. Вопросу профессиональной подготовки инвалидов разработчики документа уделили очень мало внимания. Ю.Лужков обязал Департамент образования доработать программу "Рабочие кадры" с учетом предложений и дополнений.

         Елена РАЙК,

         Ирина ТАРАСОВА.

        

        

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>